мастер-класс "Движения с увлечением"

  пн., 11.07.2022

Авторы:

Мясникова Елена Алексеевна,

Городовая Гузель Фирдависовна,

Плеханова Наталья Вячеславовна

воспитатели

МАДОУ д/с № 158 города Тюмени

Мастер класс для педагогов о развитии двигательной и познавательной активности на прогулке летом  «Движения с увлечением»


Новые подходы в образовании, а именно, построение образовательного процесса по принципу сотрудничества, с учётом индивидуальных особенностей ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,  ставят педагогов перед поиском новых форм и методов взаимодействия с детьми. Одной из таких форм и является применение игровой технологии в познавательной двигательной деятельности или обучение в форме игры.

      Все мы знаем, что  дошкольники не могут познавать или придумывать  по требованию, осознавая, что им это пригодится в дальнейшем. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, в чем они испытывают практическую необходимость на данный момент. Постановка задачи в игровой форме стимулирует ребёнка к мыслительной деятельности, к стремлению двигаться,  добывать знание самому. (Научиться рисовать ель на песке, из палочек для того, чтобы передать эстафету другому, правильно отсчитать шаги и выбрать направление, чтобы найти заветный ключик и т. д.)

   Впереди лето, пребывание на улице диктует другие условия и возможности. А значит способы организации и увлечения детей на участке, игровых площадках и экологических тропах. Игра оказывает большое воздействие на формирование лично­сти: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседнев­ной практической деятельности, в самих занятиях играми, а так­же в гимнастике, спорте и туризме. Соблюдения правил или движения в определённой последовательности формируют у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, о существующих в об­ществе отношениях между людьми.

Предложенная игра, а точнее, дидактический материал должен обеспечить развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым».

Исходя из этого, можно условно разделить игры два вида:          

Упражнения, игры, предложенные педагогом, со всеми этапами обучения: постановкой проблемы, задания (игровой задачи), руководством её решения, подведением итогов или выводов. 

Игры, выбранные детьми самостоятельно поддерживающие у  детей процесс самообразования, либо развития психических процессов.  

Особую атмосферу и желание детей  победить создают  игры - соревнования. Они стимулируют к мышлению, ставят во временные рамки, заставляют действовать в определённых условиях. Дети делятся по какому либо признаку на команды, где им предлагается построить, разложить по аналогии, передать предмет, выполняя определённое задание и т.д.

Организация двигательной активности детей на прогулке.

Задачи:

- формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки;

- воспитывать волю, выдержку, дисциплинированность и другие качества характера;
-способствовать усвоению отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний;
-прививать любовь к спорту и здоровому образу жизни.

-быть частью команды;

-проявлять лидерские качества;

-общаться и находить компромисс;

-поддерживать здоровый образ жизни

     В настоящее время детей все больше увлекают  компьютерные игры, фантастические яркие события, в них, дети гораздо чаще испытывают разные эмоции за поступки виртуальных  героев, но не за себя и за своих сверстников. Наши дошколята  получают готовую доступную информацию, немаленький объём знаний, но не находят им применения. Уровень практических бытовых навыков желает оставлять лучшего, дети не умеют самостоятельно находить решение в жизненной ситуации, быть  в обществе со сверстниками, реализовывать свои желания и учитывать интересы других.

Потребности и способности  детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высоки, но не всегда они реализуется на должном уровне,все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей,  как в семье, так и в детском саду.

Мы рассматриваем подвижную игру, не только как средство физического развития, но и способ накопления эмоционального опыта,путь к социализации и развитию волевых качеств ребёнка.

При этом делаем акцент  не на общую   массу детей,  а на гиперактивных, которым требуется смена деятельности и помощь пребывания в обществе  или же меланхоликов, нерешительных, застенчивых ребят. Поэтому стараемся подбирать игры, в которые  можно поиграть вдвоём, втроём или же в составе 5- 6 человек. Застенчивый или малоподвижный ребёнок никогда не проявит себя в многочисленной команде, ему необходимо начинать сообщества 2-3 человек.

Игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, безусловно,  стимулирующий детей к действию, поэтому интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Необходимо помнить о дозировке и длительности игр с высокой физической нагрузкой. Первое - это учёт индивидуальных способностей, второе – из общепринятых норм: На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут.

Предлагаем вашему вниманию серию интересных, на наш взгляд, игр с использованием обычного классического   инвентаря, но с новым смыслом и необычными заданиями.

Всем предлагаем поиграть.

«Пятнашки в кругу».   

 Оборудование: Предметы по количеству участников (мячики, мешочки с песком).

Содержание
В центр площадки чертится большой круг диаметром около 10 метров. Выбирается водящий, который встает в середину круга. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и каждый через голову перебрасывает свой предмет. 
Повернувшись к водящему, спрашивают:

 -Сплели лапти? 
Водящий отвечает: 
- Нет! 
Играющие спрашивают еще раз, и он отвечает: 
«Сплели». 
Тогда каждый бежит вкруг и старается взять свой предмет (лапти). А водящий бегает по кругу и пятнает играющих. «Запятнанный» становится водящим.
Правила
За круг водящему выбегать нельзя. 
Пятнать можно только в кругу. 
Если играющему не удалось взять предмет, он выходит из игры.
Усложнение/Упрощение
Упрощение: «лапти» охраняют двое водящих. 
Усложнение: пред началом игры в центр круга вбить колышек, к которому привязана длинная (около 10 м.) веревка. Свободный конец веревки в руках у водящего. Водящий, когда пятнает игроков, пытающихся забрать «лапти», не выпускает из рук конец веревки. Запятнанные становятся с ним в круг, держась за веревку, и помогают пятнать играющих.
Что развивает игра
Развивает внимание, быстроту реакции, наблюдательность, умение держать равновесие, и умение ориентироваться в пространстве.

«Бегемотики»

Оборудование: Мел или палочка. Шарф или косынка.

Содержание
Начертить круг с секторами для цифр от 1 до 10, в центре малый круг для водящего («главный бегемот»). Водящий стоит в центре круга и закрывает глаза (можно завязать шарфом или косынкой). 
Играющие («бегемотики») бегают по секторам с цифрами друг за другом, перешагивая через линии, и проговаривают такие слова: 
-Бегемотики бежали 
И на кнопочки нажали 
И сказали: СТОП!». 
По сигналу «СТОП» играющие останавливаются на выпавшем секторе с цифрой. 
Водящий, не открывая глаз, на ощупь должен отгадать КТО ЭТО? и на какой цифре он остановился. Если водящий отгадал и играющего и цифру, то играющий имеет право «спастись». Водящий снимает повязку и отворачивается, а игрок, которого угадали и правильно определили место его остановки (цифру), убегает вперёд под счёт остальных игроков(обычно это цифра, на которой он остановился). Затем водящий поворачивается и на глаз определяет, сколько шагов до игрока. Затем предположение проверяется практическим путём - шаги все хором считают. Если водящий правильно определяет расстояние до игрока, то они меняются местами: игрок становится водящим, если водящий ошибается, он снова водит.

Правила
1. Водящий закрывает глаза, предварительно старается запомнить расположение цифр на плоскости. 
2. Игроки бегают по кругу по секторам цифр, проговаривая слова. 
3. По сигналу «СТОП» все игроки останавливаются

Усложнение/Упрощение
Упрощение: для малышей достаточно просто узнать друга наощупь. Если узнал, то игроки меняются местами. В этом варианте можно не прописывать цифры. 
Усложнение: Можно увеличить количество цифр, заменить их на буквы русского или другого языка.

Что развивает игра
1. Знание цифр (букв). 
2. Пространственную ориентировку. 
3. Глазомер. 
4. Поднимает настроение и сопричастность к коллективу детей.

Игра 

"Озорные осьминжки" 

Регион: Свердловская область, г.Новоуральск.
Структурное подразделение: МАДОУ детский сад «Гармония», д/с №29 «Одуванчик». 
Организатор игры: Бобрикова Вера Васильевна,воспитатель. 
Возрастная категория: 4+. 

«Осьминожки»

Оборудование: У каждой команды свой цветной атрибут (флажки, галстуки, кепки, косынки и др., что-то одно).

Содержание:
Игроки делятся на две команды, в каждой команде выбирают папу и маму – осьминогов, остальные дети - осьминожки. По команде «гулять!» - осьминожки и их родители свободно перемещаются по площадке («плавают»). Маленькие осьминожки при этом меняются друг с другом атрибутами. По команде «Мама пришла!» - папы должны привести к мамам своихосьминожек (не зависимо, какого цвета у него атрибут). Мамы проверяют, своих ли детей привёл папа с прогулки. Выигрывает та команда, кто больше привёл своих детей осьминожек.
Правила
1.Все действия выполняются только по команде. 
2. Команды может давать кто-либо из детей или взрослый (по предварительной договоренности)
Усложнение/Упрощение
Упрощение: 1. Исключить роль папы-осьминога. Осьминожки сами возвращаются к своей маме. 
2. Осьминожки не меняются цветовыми атрибутами. 
Усложнение: игра на время.
Что развивает игра
Память, внимание, ориентацию в пространстве и ситуации.
Комментарии:
В банке игры представлена похожая по содержанию игра «Скворечники».

«Музыкальная резиночка»

Оборудование: Длинная бельевая резинка со связанными концами, бубен (можно без него).

Содержание
Дети стоят по кругу, повернувшись в одну сторону, натянутая резинка чуть ниже колен, надета на одну ногу (ту, что ближе к центру круга). Под звук бубна дети идут по кругу в одну сторону, стараясь не уронить резинку. Как только звук бубна прекратился(или по хлопку), дети должны быстро поднять одну ногу, выпрыгнуть из резинки. Кто остался, тот выходит из игры. Каждый раз участников меньше, когда осталось двое детей, они идут вдвоем по кругу, кто из них первый выпрыгнет из круга и останется без резинки, тот и выигрывает.

Правила
1. Идти по кругу, можно вправо и влево, резинка должна быть натянута. 
2. Выпрыгивать из круга можно только, когда прекратил звучание бубен или услышали хлопок в ладоши. 
3. Если нет бубна, игру можно проводить под пение песенки, которая прекращается по хлопку одного из игроков (по предварительной договоренности).

Усложнение/Упрощение
Упрощение: Перед прекращением звучания, удары бубна становятся реже. 
Усложнение: скорость движения в круге зависит от ритма звучания бубна. Частота остановок может быть то реже, то чаще.
Что развивает игра
Развивает внимание, быстроту реакции, дружеские взаимоотношения.
Комментарии
Игра не требует большого пространства, хороша в ненастную погоду под навесом или даже в помещении.

«Домик для белочки»

Содержание
Дети встают парами, двумя руками делают «крышу домика». Третий игрок «белочка» находится в домике. 
По команде водящего «Домики» - дети, образующие домики, разбегаются и ищут новую пару. Крышу нового домика они образуют над любой из белочек. 
По команде водящего «Белочки» - «белочки» ищут новый домик. 
По команде водящего «Ураган» все дети меняются ролями и образуют новые тройки (домик и белочка в нем)
Правила
1. Действовать в соответствии с командой водящего. 
2. Когда разбегаются домики, белочки должны оставаться на местах и ждать, когда над их головой появится крыша нового домика. 
3. В одном домике может находиться только одна белочка.
Усложнение/Упрощение
Упрощение: вместо трех команд использовать две команды: «Белочки» и «Ураган».
Усложнение: провести игру по типу «третий лишний», когда после «урагана» домиков становится на один меньше (в этом случае понадобится помощь взрослого, который вовремя попросит двоих игроков выйти и не образовывать домик после «урагана»).

Что развивает игра
Развивает внимание, быстроту реакции, наблюдательность и умение ориентироваться в пространстве, находить решение, коммуникабельность. 
Комментарии
В банке игр представлены игры с похожим содержанием: «Третий лишний», «Скворечники», «Собиралочка» и другие.

Игра 

"Болтающийся вагон" 

«Собирайка» (парами)

Оборудование: Ведерки (корзинки или пакеты) по одному на игрока, небольшие предметы (камушки, шишки, маленькие мячики и др.) в большом количестве.

Содержание:
Игроки распределяются парами, захватывают друг друга под руку таким образом, чтобы один в паре стоял лицом вперёд, а второй спиной вперёд. В той руке, которой они сцепились, у каждого игрока пакет (ведерко или корзинка), в которые они будут собирать предметы (камушки, шишки и т.п.). Перед началом игры все договариваются, какие предметы будут собирать. Взрослый или тот, кому пары не хватило, подает сигнал для начала игры. Игра заканчивается по сигналу и ведется подсчет собранных предметов в каждой паре.
Правила
1.Важно чтоб предметы собирали оба игрока в паре. Если у одного будет пусто, пара считается проигравшей. 2.Расцеплять руки игрокам в паре нельзя.
Усложнение/Упрощение
Усложнение: взять более мелкие предметы. 
Упрощение: маленьким детям можно встать лицом в одном направлении и собирать предметы в одно ведро.
Что развивает игра
Развивает координацию движений, мелкую моторику рук, умение действовать в паре, согласовывать свои движения, подстраиваясь друг под друга.
Комментарии
В банке игр Вы можете найти игры с несколько похожим содержанием или действиями ( «Змей Горыныч»).

«Защита крепости»

Оборудование:кегли или связанные в верхней части  три палочки, два мяча. Содержание:

На земле чертят большой круг. Все играющие становятся за линией круга, лицом к центру. Лишь один водящий остается в круге. В середине круга ставятся пять кеглей или из палочек делают треножник, на который кладётся мяч. Это крепость, которую водящий должен защищать.

Играющие, перебрасывая мяч между собой, стараются уловить удобный момент, когда: защитник крепости зазевается, и ударом мяча сбить кегли или мяч на треножнике.

Защитник имеет право отбивать мяч любым способом. Тот, кому удастся разрушить крепость, становится новым защитником.

Что развивает игра:
Развивает внимание, быстроту реакции, наблюдательность.

Сапожник (счёт, выразительность речи хором)

Содержание
С помощью считалки выбирается «Сапожник», он размещается в центре площадки, остальные дети идут по кругу. 
Сапожник обращается к детям: 
- Дети, дети вы куда идете? 
Дети отвечают: 
- Ой! Сапожник! Мы идем на площадь. 
Сапожник: 
- Дети, дети башмачки порвете 
Дети: 
- Ой! Сапожник, ты их залатаешь? 
Сапожник: 
- Дети, дети, кто же мне заплатит? 
Дети: 
- Ой, сапожник, тот, кого поймаешь. 
После этих слов, дети разбегаются в разные стороны, сапожник пятнает. Кого задел, тот выходит из игры. 
В конце, все запятнанные игроки «платят» сапожнику столько, сколько он скажет (например, пять рублей – пять хлопков ладонью по ладони сапожника)
Правила
Сапожник должен проговаривать слова четко и выразительно. Дети отвечают дружно.во время «оплаты» все игроки считают хором. Упрощение: малыши, которые не умеют считать, могут вместе выполнить какое-либо простое задание: попрыгать, похлопать и т.п. 
Усложнение/Упрощение
Усложнение: запятнанный ребенок, стоит на месте, неподвижно, становится «заколдованным», расколдовать его может любой участник, прикоснувшись рукой. 
Что развивает игра
Внимание, выразительность речи, координация движений ,навыки счета. 
«Мухомор»
Оборудование: шапочка Мухомора.

Содержание:
Из числа игроков выбирается один Мухомор и 4-6 человек, которые распределяются парами и образуют «корзинки» (стоят лицом друг к другу и держатся за руки). Остальные игроки – «съедобные грибы», для интереса и расширения словаря могут придумать себе названия. 
Мухомор громко и грозно произносит: 
- Я в своем лесу хозяин!
И других не потерплю!
Берегитесь-ка, грибочки!
Всех из леса прогоню!

После этих слов Мухомор старается догнать съедобные грибы, а те, в свою очередь, стараются от Мухомора убежать. Спасаться от Мухомора грибы могут, заскочив в «корзинку» (встать в середину между игроками, образующими корзинку). Те, кого Мухомор успел задеть рукой, дожидаются пары и образуют новую корзинку.

«Расколдуй»

Оборудование: накидка из ткани, бельевые прищепки.
Содержание:

Среди детей выбираются 2-3заколдованных ребёнка, на него надевается накидка с прищепками. Остальные дети делятся команды.

Правила: Нужно догнать «заколдованного», снять с него прищепку. Игра заканчивается, когда на накидках у детей не останется ни одной прищепки. В конце игры подсчитывается количество прищепок, выигрывает та команда, которая сняла больше.

«Цветные картинки»

Оборудование:   Цветные мячи, или отрезки цветного шнура, или платочки

Содержание:

Дети делятся на звенья, в каждом из которых  выбирается звеньевой. По сигналу ведущего дети с цветными платочками  в руках разбегаются по участку. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по участку и по команде «В круг!» строятся вокруг звеньевого, и по заданию ведущего  выкладывают какую-нибудь фигуру из платочков.

Что развивает игра: Умение быстро переключаться от одной деятельности к другой.  Способствует  формированию коммуникативных навыков, устойчивого желания участвовать в коллективном творческом задании. 

Игры малой подвижности:

«Скорый поезд» или «Сороконожки»

Оборудование:

В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны.К ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти и во время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда паровоз (передний игрок) возвратится на место с полным составом, он должен подать протяжный гудок. Выигрывает команда, первой прибывшая на станцию.

«Сито»

Оборудование: На обруч любого размера натягивается ткань с круглыми отверстиями, мячи, шарики по размеру отверстий.

 Игроки по сигналу должны пропустить через отверстия как можно быстрее мячей.

«Палочка-выручалочка»

Оборудование: обычная деревянная палочка.

Содержание:

Это одна из наиболее распространенных и любимых игр даже  среди малышей. Почему даже, потому что детям младшего и среднего возраста ещё не понятны условия обычных пряток. А вот применение палочки, когда надо успеть подбежать и постучать палочкой мотивирует прибежать вперёд водящего, даже если тебя нашли.

Все играющие, за исключением одного, прячутся. Когда спрятались, выходит водящий с палочкой-выручалочкой. Его задача — обнаружить всех, кто спрятался. О своем приходе он извещает ударами палочки по дереву, скамье или другому предмету, возле которого она будет лежать (место должно быть всем известно). При этом он говорит: «Палочка-выручалочка, наша игра впереди, палочка-выручалочка, кто прозевает — води!» — и, оставив палочку на месте, идет отыскивать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он бежит к палочке, ударяет ею и кричит, что найден такой-то, он там-то. Затем опять, положив палочку на место, он идет отыскивать остальных, но сам боится отойти далеко от палочки, так как каждый из не найденных может прибежать, постучать палочкой и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» После этого все (и те, кто был найден) вновь должны прятаться, а водящий — искать. Увидев, что кто-нибудь из игроков, не найденных им, бежит к палочке, он должен постараться его опередить, подбежать к палочке и, прежде чем ее схватят, ударить ею и сказать, что такой-то найден.

Организуя двигательную активность, мы должны опираться на основные составляющие:

  • выбор игры,
  • подготовить место для игры
  • подготовка инвентаря
  • разметка площадк
  • расстановка играющих
  • объяснение правил
  • распределение по команда
  • судейство
  • дозировка, нагрузки
  • окончание игры
  • подведение итогов

Всё это очень важно и для детей тоже. Почему?. Во первых, дети лучше понимают ход игры, её смысл. Во вторых, они в последствии сами самостоятельно будут способны организовать игру. Что не мало важно в наше время, когда мы говорим о без инициативности, инфантильности детей.

Используемые источники:

http://doshkolka.rybakovfond.ru/4d 
https://multi-mama.ru/kartoteka-52-podvizhnye-igry-dlya-starshej-gruppy/ 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А №  0009495,  №  0009496, №  0009497

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 85
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.