«Сортировка, как один из важных этапов интеллектуального развития детей с ОВЗ»

  ср., 10.06.2020

Автор:
Гётте Мария Николаевна
Учитель-дефектолог высшей категории
МАДОУ детский сад №133 г.Тюмени
Педагогический стаж – 24 года

«Сортировка, как один из важных этапов интеллектуального развития детей с ОВЗ»

2. Цель мастер-класса:

Представление опыта работы по интеллектуальному развитию детей с особыми образовательными потребностями.

3. Задачи:

-дать представление о необходимости начала работы по развитию мышления с его элементарных форм, невзирая на возраст ребёнка;

-познакомить педагогов с этапами работы по формированию навыка практического обобщения.

4. Актуальность:

дети с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями зачастую находятся в развитии мышления на таком уровне, который не позволяет выполнять им задания даже на элементарную классификацию, обобщение, другие мыслительные операции, в связи с чем, необходимо проводить целенаправленную работу для формирования основ простого синтеза, практического обобщения.

5. Содержание (описание) мастер-класса:

Введение в социокультурное сообщество людей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей в настоящее время. Всё больше детей с особыми образовательными потребностями появляется и в образовательных учреждениях. Основным направлением в работе с такими детьми, является индивидуальный подход с учётом специфики их развития и состояния здоровья. (СЛАЙД 2)

Важной составляющей любого коррекционного воздействия, является развитие и коррекция мышления. (СЛАЙД 3) Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способность пользоваться этими операциями и определяет развитие мышления. И исходя из имеющихся знаний, наработанного опыта, педагог начинает работу, предполагая, что у четырёх, пяти, шестилетнего ребёнка уже сформировано умение соотнести картинки друг с другом, образовать группу однородных предметов (например, объединить тарелку, кружку и чайник, пусть даже не называя образованную группу). То есть, ребёнком освоена стадия простого синтеза или практического обобщения. (СЛАЙД 4) Однако, если у ребёнка есть трудности с восприятием и переработкой информации, то даже для достижения этого уровня, необходимо проводить целенаправленную работу в виде различного вида сортировок. Нормотипичный ребёнок осваивает основы этого навыка уже в раннем возрасте, но ребёнку с особенностями в развитии требуется значительно больше времени, большее количество повторений и, что наиболее важно, такая последовательность предъявления заданий, которая способствовала бы поэтапному овладению этим навыком.

1.Сопоставление одинакового (идентичного). Например:

-сложить все одинаковые яблочки в одну корзинку, а все одинаковые груши в другую, либо сложить все одинаковые ложечки в одну корзинку, а все одинаковые тарелочки в другую (СЛАЙД 5);

-положить кубик на его фотографию (предметы изображены на белом фоне) (СЛАЙД 6);

- соотнесение картинок в игре типа «Лото», (предметы изображены на белом фоне, увеличение количества картинок происходит постепенно по мере освоения ребёнком предлагаемых заданий) (СЛАЙД 7).

2.Сопоставление похожего. Например:

- задание с предметами: сложить в одну корзинку мячики разного размера и разного цвета, а в другую корзинку - машинки разной формы и разного размера(СЛАЙД 8);

- задание на сопоставление объёмного с двухмерным (предмета с его изображением на картинке) как за столом, так и в пространстве: положить ложку на картинку ложки, яблоко на картинку яблока, либо же прикрепить картинку с изображением дивана на диван, стоящий в комнате, картинку с изображением кастрюли унести на кухню и приложить к кастрюле.

Причём, подбор изображений производится также в определённой последовательности:

-сначала ребёнку для соотнесения предлагается фотография предъявляемого предмета (с удалённым фоном)(СЛАЙД 9),

-затем картинка, изображающая схожий предмет(СЛАЙД 10),

-если ребёнок способен к предыдущему соотнесению, то на следующем этапе уже можно использовать схематичное, контурное изображение предмета, пиктограмму(СЛАЙД 11).

3.Сортировка по категориям(СЛАЙД 12).

Здесь важно помнить, что категории, являясь абстрактным понятием, могут быть сложными для различения, поэтому на начальном этапе следует выбирать такие категории, с которыми ребёнок часто встречается в повседневной жизни. Т.е. не отличать "диких животных" от "домашних животных", или "фрукты" от "овощей". Это можно сделать на более позднем этапе. Вначале стоит сосредоточиться на близких ребёнку категориях, например, "Одежда" - взять вещи ребенка из шкафа и "Еда" - взять продукты. Также для тренировки на начальном этапе можно использовать принадлежности для мытья и умывания (зубная щетка, паста, мыло, полотенце, мочалка). Для таких категорий, которые не находятся в доме, но часто встречаются в жизни ребенка (по крайней мере, по телевизору) - животные и транспорт, можно использовать игрушечные предметы.

Для некоторых детей более понятными для восприятия являются картинки, а не предметы. Отсюда, тренировать сортировку на категории можно с помощью ярких и четких картинок, вырезанных по контуру, либо расположенных на белом фоне.

Следует помнить, что вся работа должна проводиться с акцентом на положительную мотивацию, в созданной педагогом ситуации успеха (предотвращение неверных ответов и закрепления ошибок через оказание различного вида помощи)(СЛАЙД 13).

6. Результативность:

в ходе проводимой работы, у детей формируется стадия простого синтеза, практического обобщения.Кроме того, появляется, совершенствуется навык соотнесения понятия с его изображением, что является необходимым для введения альтернативной коммуникации в работе с безречевыми детьми.

7. Перечень оборудования:

-материал для сортировок (картинки, игрушки, корзины, коврики и т.п.);

-презентация;

-мультимедийная система для демонстрации презентации.

8. Перечень используемых технологий:

визуальная поддержка;

элементы АВА-терапии;

структурирование пространства.

Используемая литература.

1.Мак Кланнахан Л., Крантц П. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению. – М.: СигналЪ, 2003. – 130 с.

2.Морозова С.С. Методические рекомендации по работе с детьми с осложненными формами аутизма// Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе/ Под ред. С.А. Морозова.– М.: ВЛАДОС, 2007. – 176 с.

3.ШоплерЭ.,ЛанзиндM.,ВатерcЛ. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: Сборник упражнений для специалистов и родителей. - Минск: БелАПДИ, 1997. – 195 с.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А №  0007661 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1525
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.