«Слушаем музыку»

  пт., 30.12.2016

Составитель:

Ткаченко Светлана Евгеньевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Снегурочка» г. Ноябрьск

 

 

«Не верьте тому, что человек

может  понять музыку   сразу.

Это невозможно.

К ней надо сначала привыкнуть».
Владимир Федорович Одоевский

 

                    Действительно. Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.

                    Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев.  В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать

                    Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке.

                   Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке,  а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя.

              Рассмотрим особенности музыкального восприятия и развития у детей 3 -5 лет. Если в первой младшей группе при слушании музыки дети проявляют лишь контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение, то у детей 2 младшей группы  повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан).

             Ну,  а  средний возраст  уже характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).

          Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно.

       Слушание музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.

        Если в 1 младшей группе достаточно было при слушании использовать игрушку, картинку или какой-либо музыкальный инструмент, то с детьми младшего и среднего возраста можно использовать более разнообразные приемы

  • использование ИКТ, просмотр видеороликов
  • рассматривание картин
  • узнать песню или пьесу по вступлению, мелодии;
  • отгадать произведение по ритмическому рисунку, исполненному на музыкальных инструментах (ложки, треугольник, барабан, металлофон)
  • выразительное исполнение музыкаль­ного произведения,

(теплота и задушевность интонаций голоса педагога, передающего его отношение  к    художественному образу.)
отгадать загадку (о ком (о чём) прозвучит музыкальное произведение)

  • беседа
  • поэтическое слово
  • очень важная форма эмоционального обогащения маленьких слушателей - концерты.(«Музыкальные инструменты», «Музыкальные загадки» концерты, посвященные какому-либо композитору П. Чайковскому, Д. Кабалевскому )
  • применение музыки в самостоятельной деятельности ребенка
  • музыкально-дидактические игры
  • рисование под музыку.
  • различные творческие задания (придумать танец, игра на инструментах)

        Методика обучения навыкам слушания музыки сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование следующих  методов:

Наглядно-слуховой метод. Исполнение музыкальных произведений педагогом. Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие. Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в аудиозаписи.  

Наглядно-зрительный метод (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д.

         Словесный метод. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение, загадки, стихотворения и т.д.  - таковы разновидности этого метода. Важен тон речи педагога, манера общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению, характеру музыки.

        Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. В разделе «Слушание музыки» данный метод применяется в музыкально-дидактических  играх ,

рисовании под музыку,различных творческих заданиях  по  прослушанным произведениям.

      У современного педагога большой арсенал воздействия на усиления восприятия музыки – это могут быть составленные педагогом презентации на различные темы, использование интерактивной доски, CD с подборкой музыкальных произведений исполняемых на различных инструментах. Например, слушая произведение  «Моя лошадка»А.Гречанинова).в исполнении фортепиано и это же произведение с CD «Ладушки», дети слышат не только программность произведения, но и выделяют средства музыкальной выразительности в начале пьесы и в заключении («цокают» копытца.) Они с удовольствием подражают этому цоканью язычком и ударяя в деревянные кубики.

         Чем чаще дети слушают музыку, тем быстрее начинают замечать новые оттенки, силу звучания, тембр инструментов.

          В младших группах детского сада в силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Характерны для этого возраста внешние проявления эмоций - жесты удивления, восхищения, выражающие в проигрывании, прихлопывании. Однако чувства, вызванные музыкой, быстро возникают и так же быстро исчезают.

                      Во второй младшей группе, в сравнении с ранним возрастом, для слушания музыки используется более сложный репертуар. В нем имеют место произведения, отражающие явления природы (« Осенний ветерок» А. Гречанинова  «Зима прошла» Н. Метлова), близкие и понятные детям образы, . «Шалун» Музыка О. Бера «Резвушка» Музыка В. Волкова) плясовые народные мелодии. Значительное место начинает занимать программная инструментальная музыка («Дождь идет» И. Аросева, «Воробей» А. Руббаха)

А теперь  обратимся к репертуару средней группы:

1. «Грустное настроение» А. Штейнвиля

2. «Кот и мышь» Ф. Рыбицкого

3. «Маша  спит» Г. Фрида

4. «Капризуля» Музыка В. Волкова

5. «Вальс лисы» Музыка Ж. Колодуба

         В средней группе для слушания музыки используются произведения  как изобразительного характера («Ежик» Д. Кабалевского, «Кот и мышь» Ф. Рыбицкого) так и произведения, выражающие чувства («Грустное настроение» А. Штейнвиля,  «Маша  спит» Г. Фрида)

Четырех-пятилетние дошкольники имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Проявляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти, желание рассказать о впечатлениях после прослушивания песни или пьесы.

           Более сложным процессом является слушание контрастных по характеру музыкальных произведений. Например, исполняется пьеса - "Полька" С. Рахманинова, вторая - "Колыбельная" из оперы Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Внимание детей фиксируется на характере музыки. Дети сравнивают два произведения, высказываются о прослушанном.

           Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты этой работы не столь очевидны, как в пении и ритмике. Однако знакомить детей с музыкальными произведениями, развивая их слух, расширяя кругозор, воспитывая активного слушателя, необходимо последовательно и систематически на каждом занятии.

             Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают в оперных театрах - разговоры во время исполнения музыки. Это объясняется недостатком музыкальной культуры. Ее надо прививать детям, начиная с раннего возраста.

Список литературы:

1.О.П.Раынорва  «Музыкальное развитие детей»   «Гуманитарный издательский центр Владос» Москва 1997г.

2. Журнал «Музыкальный руководитель»  № 4. 2008 статья Т.Рубан  «Слушаем музыку»

http://musicteachers.at.ua/publ/2-1-0-59

http://www.studfiles.ru/preview/3283400/page:3/

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00225665_0.html

http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/traditcionnye-i-sovremennye-podkhody-k-slushaniiu-v-detskom-sadu.html

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Просмотров: 121
 
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области.
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.


Мы принимаем Яндекс.Деньги