Развитие связной самостоятельной речи глухих дошкольников, через аудиовизуальный курс верботонального метода

  сб., 31.01.2015

Автор:

Замятина Светлана Николаевна,

учитель -  логопед

МБДОУ "Детский сад № 22 "Синяя птица"

г. Салехарда,

педагогический стаж – 6 лет

Ранняя потеря слуха у детей ведёт к существенным отклонениям, как в развитии речи, так и в общем развитии ребенка. Поэтому особое место в обучении и воспитании детей с недостатками слуха занимает процесс формирования речи. При этом используется все сохранные анализаторы, в том числе даже незначительные остатки слуха.

От уровня развития речи в значительной степени зависит преодоление последствий глухоты, возможность включения в коллектив слышащих, в общественную жизнь. Эта проблема заставляет нас каждый раз при подготовке к урокам искать новые формы, вызывать  у обучающихся интерес к получению знаний.

На современном этапе наряду с традиционной системой обучения реально сосуществуют альтернативные подходы к обучению детей с нарушениями слуха. Одним из таких подходов является верботональный метод, разработанный в середине прошлого века в Хорватии в поликлинике «SUVAG».

Его автор – действительный член Академии наук и искусства Хорватии Петар Губерина.

Сторонники верботонального метода исходят из того, что слуховой и речевой центры у глухого ребенка сохранны (детей с абсолютной глухотой практически нет), и нужно сделать так, чтобы они заработали. Петар Губерина приводил такую аналогию: если не разрабатывать сломанную руку, она так и повиснет плетью. Смысл его метода в том, чтобы разрабатывать слуховой центр, одновременно формируя речь.

Основной принцип верботонального метода: ребенок с нарушенным слухом проходит те же стадии формирования речи, что и слышащий. При этом ребенок учится слушать всем телом (для этого используется «вибротактильная доска», сидя на которой можно воспринимать звуки всем телом), через все органы чувств, через вестибулярный аппарат и пр.

Значительную часть занятий дети проводят в наушниках, работая с электроакустическими аппаратами «Верботон-Г-10, 20, 30». Аппараты преобразуют звук, передавая его по низким частотам, т. е. дают возможность кодировать и трансформировать речевые сигналы в неречевую зону слухового анализатора, ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию, тем самым обеспечивается контакт глухого со слышащими.

Получив высокую оценку специалистов всего мира, этот метод в настоящее время эффективно используется в 400 реабилитационных центрах в 40 странах мира: Англии, Франции, Бельгии, США и других странах, его эффективность подтверждена более чем 50­-летней историей.

С 1990 года метод применяется и в России, организовано двадцать реабилитационных центров (Архангельск, Астрахань (2), Белгород, Благовещенск, Владивосток, Зеленоград, Иркутск, Калуга, Комсомольск-на-Амуре, Минусинск, Нерюнгри, Орел, Петропавловск-на-Камчатке, Тольятти, Улан-Удэ, Хабаровск (2), Якутск).

Главная цель этих центров - помочь детям развить речевые коммуникативные способности и интегрировать их в массовую систему обучения, в общество Процесс обучения по верботональному методу соответствует естественному развитию речи.

У верботонального метода есть два принципиально важных преимущества перед теми методами, которые используются в отечественной коррекционной педагогике с советских времен.

Во-­первых, процесс реабилитации глухих детей проходит гораздо быстрее, к тому же благодаря современной и качественной хорватской аппаратуре дети учатся слушать и говорить в очень комфортных условиях.

Во-­вторых, достигнутые результаты хорошо закрепляются, поскольку, говоря профессиональным языком, «формируется слуховая картинка в коре головного мозга». Если в обычной школе ребенка в течение года научили произносить те или иные звуки или фразы, после летних каникул приобретенные навыки могут исчезнуть. Верботональный метод, как правило, позволяет сохранить навыки, приобретенные в ходе реабилитации, на всю жизнь.

В этот метод входит аудиовизуальный курс, который, используется на занятиях, так как он оказывает положительное влияние на развитие самостоятельной связной речи.

Основные задачи АВК

  • Приближение устной и письменной речи детей с нарушением слуха к уровню слышащих, расширение речевого словаря.
  • Более свободное общение со слышащими сверстниками.
  • Развитие потребности общения с окружающими слышащими людьми посредством устной речи.

Использование АВК  начинается с раннего возраста. Имея в активе всего несколько звуков, ребенок может рассказать серию картинок (от 3 до 6), передавая голосом радость, удивление, испуг и т.д.

Постепенно речь ребенка развивается и обогащается.  Детям предлагаются картинки, передающие диалог двух действующих лиц  или полилог   на определенную тему. После знакомства с ситуацией на основе рисунков  учитель предъявляет детям текст, который они воспринимают сначала слухо-зрительно,  затем только на слух и воспроизводят эмоционально,  выразительно,  реализуя индивидуальные произносительные   возможности. Многократность  повторения часто употребляемых  фраз, драматизация, перенос усвоенных фраз в повседневную  жизнь делает  речь глухого ребенка лексически богаче, он  непроизвольно запоминает правильные грамматические конструкции.

Принципы АВК.

  1. Язык, как и человеческий мозг, функционирует в структурах, которые формируются в процессе коммуникации.
  2. Основным принципом функционирования мозга является выбор оптимальных факторов языковой структуры.
  3. Разговорная речь является основой родного языка. Мы используем устную речь, когда хотим что-то выразить. Говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Важно, что аудиовизуальная информация отражается на воспроизведении по мере восприятия речи. Если восприятие меняется, то и речь будет меняться.
  4. Речевая ситуация является основной формой, через которую передается язык. Речевая ситуация дает возможность обучаться языку непосредственно, без изучения грамматических правил. Учащиеся сначала воспринимают готовые языковые структуры, которые усваиваются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения языка. Роль речевой ситуации особо важна на начальных этапах обучения, когда вербальные возможности детей с недостатками слуха небольшие. Все речевые ситуации, используемые АВК должны быть жизненными, такими, с какими дети сталкиваются в жизни.
  5. Диалогическая форма речи – ежедневная форма коммуникации, поэтому весь курс АВК построен в форме диалога.
  6. Аудиовизуально, другими словами – звук и картинка. Основной языковой формой АВК является картинка, которая сопровождается звуком (речью педагога). Язык и речь воспринимаются с помощью слуха, зрения, движения. Роль картинки постепенно меняется. Вначале она необходима, а в конце изучения курса убирается, когда языковое выражение становится достаточным и полным выражением действительности.

Значение картинки:

  • связывает выражение с реальной ситуацией;
  • помогает звуковому запоминанию;
  • дает возможность понимания обыкновенных символов в языке.

Картинка не должна быть статичной, она должна быть схематичной:

-        На картинке говорящий изображается с  открытым ртом.

-        Если ситуация вопросительная, рисуем вопрос.

-        Если идет отрицание, картинку зачеркиваем или ставим «-»

-        Облаком изображается то, о чём думает говорящий.

-        Рука, часть руки обозначает слова автора.

  1. Произношение усваивается в целом через основные элементы – интонацию и ритм.
  2. Письменной формой речи АВК не пренебрегает. Она только переносится на тот период, когда учащиеся уже овладели акустической стороной речи.

Аудиовизуальный метод оказывает положительное влияние на развитие связной самостоятельной речи, на развитие слушания, лексической и фонетической прогрессии.

Реабилитация слушания и речи, развитие всех способностей ребёнка осуществляется в групповой и индивидуальной работе. В результате применения АВК дети  постоянно воспринимают звук, что стимулирует слушание, а восприятие речи стимулирует речь. Таким образом, осуществляется необходимая связь в развитии слушания и речи. Ребёнок одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Самое важное, что аудиовизуальная «информация» отражается на воспроизведении по мере восприятия речи.

Диалогическая форма речи, которая используется при аудиовизуальном методе, естественна, это ежедневная форма коммуникации. В методике принято различать стандартные и свободные диалоги. Стандартные диалоги применяются в типовых ситуациях. Чаще всего стандартный диалог предполагает чёткую закреплённость ролей (кассир-продавец-покупатель, врач-больной, кондуктор-пасажир) и стереотипный языковой материал (клише, логоритм), и здесь применение АВК даёт неоценимую помощь. Также АВК как опору можно использовать и в свободных диалогах. Они бывают следующих типов: интервью, расспрос, беседа, обмен мнениями, дискуссия. В естественном диалогическом общении каждый из партнёров поочерёдно произносит как стимулирующие, так и реагирующие реплики, и этому помогает картинка (АВК).

На основе АВК выработаны такие практические, дидактические виды работ, которые подразумевают для глухих детей использование картинок как зрительной помощи. Картинки должны быть связаны между собой, чтобы воспринимались как целая законченная ситуация. Дети не учат наизусть грамматические правила, отдельные слова. Они сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально и анализируются. Это естественный путь изучения речи. Таким образом, сразу получают речевую базу, которая даёт возможность самостоятельного слуховосприятия простых ежедневных выражений. Занятие всегда имеет основу диалогической речи через ситуацию из окружающей жизни.

Методика проведения АВК

Фаза демонстрирования и запоминания

Фаза объяснения

Фаза драматизации

Фаза активизации

1этап. Демонстрирование и запоминание. Учащиеся знакомятся с ситуацией, запоминают текст. Педагог показывает картинку и затем озвучивает её. Картинка появляется на 2-3 секунды раньше звука. Рекомендуется 2 раза подряд посмотреть и прослушать АВК. После этого учащиеся начинают повторять по картинкам фразы. При повторении учитель работает над произношением. Если дети затрудняются и не могут справиться даже с помощью учителя, возвращаемся к началу до тех пор, пока весь курс не будет усвоен. Можно отдельные слова, предложения давать, как помощь, на слух. Отдельные слова не объясняем, так как есть картинки. На этом этапе допускается замедленное произнесение учителем слов, предложений. Виды работ на этом этапе могут быть разные. Этап идет до тех пор, пока все ученики не расскажут АВК и не соотнесут сказанное с картинкой. Это самая длительная фаза.

2этап. Объяснение. Идет работа над уточнением и пониманием
текста. Этот этап короткий (может быть 1 урок). Если первый этап отработан, то дети быстро и легко отвечают на вопросы по содержанию. Вопросов должно быть немного, так как необходимо только убедиться, что дети поняли, разъяснять отдельные слова не нужно.

3этап. Драматизация. Эта фаза может включать в себя разные виды работ: ученики повторяют текст по ролям до тех пор, пока каждый из них не сыграет хотя бы одну роль. (Картинки можно оставить, а можно убрать или
перепутать, убрать не все, потом оставить одну). Не надо требовать дословного пересказа, если ребенок выдержал грамматическую форму.

4этап. Активизация.

-         Педагог задает вопросы по картинкам.

-         Дети задают вопросы по картинкам друг другу.

-         Педагог задает вопросы без опоры на картинки.

-         Дети задают вопросы друг другу без опоры на картинки.

-         Дети описывают отдельные картинки.

-         Дети пересказывают текст по картинкам.

-         Дети пересказывают текст без опоры на картинки.

-         Педагог, а потом ученики задают вопросы, которые относятся к сходным ситуациям из жизни учеников.

-    Ребята пересказывают похожие ситуации из собственной жизни.

На последнем этапе используется драматизация в новой ситуации. Диалогическая речь переходит в повседневную и наоборот. Используется письменная речь, чтение, изложения, слуховые диктанты, сочинения и т.д.

Аудиовизуальный курс применяется как в групповой, так и в индивидуальной работе. Цель курса – перенос аудиовизуального речевого материала в самостоятельную речь.

Отличительной чертой работы является то, что дети с нарушениями слуха интегрируются в массовой среде. Глухие дети не изолированы от своих слышащих сверстников, что позволяет им успешно адаптироваться  в дальнейшей жизни. Благодаря занятиям с использованием АВК речь глухих детей развивается естественным путём, и это речь, с помощью которой ребёнок с нарушениями слуха не только сможет, но и будет хотеть общаться.

Применяя АВК дети легче запоминают речевой материал; знания по темам более прочные, потому, что осмысленные; дети работают самостоятельно, думают, а не получают готовый материал; ребята уже легче переносят речевой материал в другую ситуацию.

Итак, аудиовизуальный курс играет важную роль  в развитии связной самостоятельной речи, в общении со слышащими людьми, способствует повышению эмоционального развития детей.

Примерные диалоги на бытовые темы.

Диалог «Банный день»

−       Когда ты ходишь в баню?

−       В субботу.

−       Что ты берёшь с собой в баню?

−       Мыло, шампунь, мочалку, полотенце.

   

Диалог «Стирка»

−   Что ты будешь делать?

−   Я буду стирать.

−   Что тебе нужно для стирки?

−   Для стирки мне нужны …, …, ….

−   Я постирал(а) …, …, …..

Примерный диалог на тему «Весна».

−   Посмотри в окно, пришла весна.

−   Да, с крыш капает капель.

−   Смотри, как ярко светит солнце.

−   На дорогах лужи, бегут ручьи.

−   На деревьях набухают почки, скоро будут зелёные листочки.

−   Прилетели грачи.

−   Скоро прилетят скворцы. Нужно делать скворечник.



Использование АВК в игровой деятельности

 Во время игры ребенок открывает для себя звук и голос. Важно во время игр показывать картинку и давать ребенку слушать звук. Звук – это сигнал к действию. Если обучаем игре «Укладывание куклы» - звуки «ЛА-ЛА-ЛА» - «ТС» - ляля спит;

«Кормим куклу» - АМ – АМ; «Кукла заболела» - О-О-О.

          

Эти упражнения во время игры сопровождаются проговариванием вместе с движениями, которые помогают восприятию, произношению, запоминанию. Во время  игр берём упражнения, в которых нужно различать несколько речевых знаков, которые фонетически между собой заметно отличаются. ОП-ОП-ОП – УПАЛ. При произношении новых слов и в самостоятельном назывании некоторых предметов и людей используем разные приемы: картинки, игрушки. Дети укладывают куклу спать, купают  и кормят ее.  Чтобы дети легче усвоили новые слова, выражения, используем их длительное время в похожих ситуациях. Например:

- Иди- иди – подзываем кошку;

- Ап-ап –ловим мяч;

- В,В,В – выражение холода.

Далее составляются вопросы:

- Ляля А-А-А?

- Кукла спит?

- Ляля тут?

- Где ляля?

Затем приступаем к усвоению первых глаголов - спит, идет, болит. Эти слова, употребляемые в определенном значении помогают в составлении диалога: Например: Ляля спит? Ребенок понимает вопрос и кивает головой: Да или нет. С помощью АВК в группе разработана игра «У врача», есть диалог.

На втором и третьем годах обучения детей мы продолжаем обучать игровыми приемами, производить развернутые действия связанных между собой. Нужно чтобы дети умели ответить на вопросы:

- Во что вы играете?

- Кто ты?

- Что ты делаешь?

- Кто с тобой играет?

- Кто Вика?

- Что будет делать кассир?

- В магазин

- Продавец.

- Продаю.

- Вика.

- Кассир.

- Получать деньги и давать чеки.

Цель этих вопросов – помочь детям в игре, чтобы, играя, дети знали, что каждый из них будет делать. Соответственно на каждом году обучения для игры на одну и ту же тему дети нуждаются в разных словах и выражениях.

В заключение приведу слова Н.А. Рау: «Играя с детьми, педагог включает в игру слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживает в ребенке, становится его собственностью: ребенок начинает его употреблять спонтанно».

Используемая литература

  1. Беляева, О. Л., Уфимцева Л. П. Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе / О. Л. Беляева, Л. П. Уфимцева // Мат. международной научн.-практ. конф. «Проблемы и перспективы интегрированного, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». – Красноярск: гос. торгово-экономический ин-т, КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2010. – 315 с. С. 59 – 67.
  2. Головчиц Л.А. Программа "Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития". - М.: Гном и Д, 2006. - 127 с.
  3. Королева, И. В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: учебно-методическое пособие / И. В. Королева. Санкт – Петербург. – Издательство «ЛЕМА». - 2008. – 118с.
  4. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф.. Произношение. Учебник первого класса школ глухих. - М.: «Просвещение», 1990.
  5. Речицкая Е.Г., Филоненко – Алексеева А.Л.. Солнечный зайчик. Учебник для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. - М.: «Владос», 2003.
  6. Дефектологический словарь

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Просмотров: 1315
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги