Основные направления коррекционно-педагогической работы по профилактике дисграфии и её преодолению у детей с ЗПР

  вс., 21.12.2014

Автор:

Бабикова Галина Ивановна,

воспитатель

МБДОУ Детский сад №22 к/в 

 "Синяя птица" г.Салехарда

I категория,

педагогический стаж 27лет

Изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями в развитии.  

        Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыков письма является наиболее сложным. В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных, и слухо-моторных.

       Одним из наиболее важных вопросов является профилактика письменной речи у детей. Письмо – сложный вид психической деятельности , требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи. Индивидуальные различия детей, особенности их психической зрелости и психической активности мало учитывают как в массовых детских садах, так и в процессе обучения ребенка  в массовой школе.

       Работа направлена на всестороннее развитие психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, т.е. тех функций и качеств, без которых невозможны полноценные речевое поведение и речемыслительная деятельность. А также переход на новый качественный уровень речевого и интеллектуального развития – овладение письменной  речью.

       Правильная организация коррекционно-развивающих занятий-дело тоже не простое, требующее избирательного подхода к детям, основанного на диагностике. Так, часть детей нуждается в занятиях для восполнения пробелов в развитии какой- либо функции или функций, имеющих значение по профилактике дисграфии у дошкольников.

      Другим требуется более сложная и масштабная помощь по гармонизации взаимодействия обеспечивающих письмо функций.

Можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников.

1.Развитие сенсорных функций и психомоторики:

-зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок;

-пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графо изобразительных способностей.

2.Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций: слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запомнить и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов , действий или символов.

3.Развитие психических функций(зрительного и слухового внимания).

4.Развитие интеллектуальной деятельности(мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и само коррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

5.Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).

Задачи, которые ставит педагог по профилактике заключается в следующем:

1.Формирование графические навыки, подготовить руку к овладению письмом, развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2.Совершенствовать зрительно-моторную координацию в системе «глаз-рука», развивать навыки точного выполнения образца.

3.Развивать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданиями, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями.

4.Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и зрительно-двигательной координации регулярной, выделить для нее оптимальное время в режиме дня, ввести ее в систему коррекционно-педагогической работы.

5.Формировать у детей интерес к подобным упражнениям. Превратить их в занимательную игру.

       Для работы с детьми используются следующие методы и приемы работы: игры с пальчиками, пальчиковые игры со стихами, физкультминутки, пальчиковый театр, пальчиковые игры со скороговорками; ручной труд(шитье, оригами, нанизывание бус из бумаги, рябины, бисера и т.д. Опыт графических навыков ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. Популярен «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды труда-это эффективные пути , используемые для подготовки руки ребенка к письму.

Разные виды деятельности определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе. Способствующей развитию мелкой моторики. Координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

 

Литература:

  1. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики –М.,2001
    Волков Б.С.Как подготовить ребенка к школе. –Изд.»Ось»-2004.
  2. Горбатова Е.В.Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. ООО ИД «Белый Ветер», 2005.
  3. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб. : Речь, 2003 – 336с.
    Логинова Е. А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л. С. - СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 208с.
  4. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной - М. : Просвещение, 1968. - 367с.
    Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб. : Союз, 2001. - 240с.
  5. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М.:АРКТИ, 2007.

Интернет-ресурсы:

http://www.superinf.ru/view_article.php?id=33

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4606
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.