Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр |
вт., 14.10.2014 |
Автор:
Ударцева Марина Викторовна,
музыкальный руководитель,
МАДОУ детский сад № 95 города Тюмени
ЦЕЛЬ:
Систематизировать знания педагогов о возможностях использования логоритмических упражнений в группах детей дошкольного возраста, обосновать значимость логоритмики в развитие ритма, музыкального слуха, координации и мелкой моторики у детей.
Показать некоторые логоритмические игры.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку.
Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.
О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я. Басов, Н.А. Ветлугина, А.В. Кеннеман и другие. Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения. Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребёнка, его функциональных систем. Логопедическая ритмика в связи с музыкой помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство и содействует нормализации речи и общедвигательной функции.
Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.
Такими средствами являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх.
Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определённые движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.
Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикулярные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счёт педагога гласные буквы обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Затем произносятся шепотом слоги и слова с согласными буквами, после чего громко – четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счётом, пением.
В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.
Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.
Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения впервые были предложены В.А. Гринер для работы с заикающимися. Эти задания могут быть использованы при проведении утренней зарядки или физкультминутки, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идёт о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребёнку, имеющему речевые патологии. Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических занятий:
- речевой материал для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д.;
- стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи;
- длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно подобрать движение;
- преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы было легче сопровождать текст движениями;
- в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующее лицо, чтобы исключить механические движения;
- стихотворения подбираются с учётом возраста, речевых и двигательных возможностей.
Звучащий при выполнении заданий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях. Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, в форме построений и т. п. Содержание и формы драматизиции должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются лёгкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях при работе с предметами.
В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности.
На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по своей высоте и дети узнают, какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.
На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.
Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно, но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность.
Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребёнка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.
Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функция детей. Методические приёмы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи.
Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи, но и способствует музыкальному развитию детей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
УПРАЖНЕНИЕ – 1
СТАРШАЯ ГРУППА – ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ? !
ЗНАЧИТ, НИКТО УЖЕ УТРОМ НЕ ПЛАЧЕТ, !
СУП НЕ ПРОЛЬЁТ НА РУБАШКУ НИКТО, ! ВАРИАЦИИ
ВСЕ НАДЕВАТЬ НАУЧИЛИСЬ ПАДЬТО, !
ДАЖЕ БОТИНКИ С ТУГИМИ ШНУРКАМИ !
НЕ ДОВЕРЯЮТ НИ ПАПЕ, НИ МАМЕ. !
УПРАЖНЕНИЕ – 2
ТЫ ПЛЯШИ, ПЛЯШИ, ПЛЯШИ, ! ВЫПОЛНЯТЬ ПЛЯСОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ,
АХ, КАК НОЖКИ ХОРОШИ ! ! ПРЫГАТЬ НА ДВУХ НОГАХ
ХОРОШИ НЕ ХОРОШИ, ! ВЫСТАВЛЯТЬ ПОПЕРЕМЕННО
ВСЁ РАВНО ТЫ ПОПЛЯШИ. ! НОГИ ВПЕРЁД НА ПЯТКУ.
НОЖКАМИ ПОТОПАЙ, ! РИТМИЧНО ТОПАТЬ,
РУЧКАМИ ПОХЛОПАЙ ! ! РИТМИЧНО ХЛОПАТЬ,
ХОХОТУШКИ – ХОХОЧИ ! ! ВЕСЕЛО ПРОСМЕЯТЬСЯ,
ПОСКАКУШКИ – ПОСКАЧИ ! ! ПОПРЫГАТЬ.
УПРАЖНЕНИЕ – 3
Я – КОШКА, ХВОСТ ПУШИСТЫЙ, МЯУ, МЯУ ! ! ПЕРЕБИРАТЬ ЛАПКАМИ С ПОВОРОТОМ,
УМЕЮ БЕГАТЬ БЫСТРО, МЯУ, МЯУ ! ! ПОБЕГАТЬ
ЛЮБЛЮ ПОСПАТЬ НА КРЫШЕ, МЯУ, МЯУ ! ! «ПОТЯГУШКИ»
МЕНЯ БОЯТСЯ МЫШИ, МЯУ, МЯУ ! ! «ВЫПУСТИТЬ КОГОТКИ.
УПРАЖНЕНИЕ – 4
КАК СОЖМУ Я КУЛАЧОК, ! СЖАТЬ РУКИ В КУЛАЧКИ
ДА ПОСТАВЛЮ НА БОЧОК, ! ПОСТАВИТЬ КУЛАЧКИ НА ПОЯС
РАЗОЖМУ ЛАДОШКУ, ! РАСПРЯМИТЬ КИСТЬ
ПОЛОЖУ НА НОЖКУ. ! ПОЛОЖИТЬ РУКУ НА КОЛЕНО.
УПРАЖНЕНИЕ - 5
РЫБКИ ПЛАВАЮТ В ВОДЕ, ВОТ ТАК, ВОТ ТАК, ! «ПЛАВНИКИ ВВЕРХ-ВНИЗ,
РЫБКИ ПЛАВАЮТ В ВОДЕ, ВОТ ТАК, ВОТ ТАК, ! ВПРАВО-ВЛЕВО.
ТО СОЙДУТСЯ, РАЗОЙДУТСЯ, ! ПЛАВНИКИ СОЕДИНЯЮТСЯ
ТО ЗАРОЮТСЯ В ПЕСКЕ. ! И РАСХОДЯТСЯ, ОПУСКАЮТСЯ ВНИЗ.
УПРАЖНЕНИЕ – 6
ОЙ, ЛАДЫ, ЛАДЫ, ЛАДЫ, !
НЕ БОИМСЯ МЫ ВОДЫ. !
ЧИСТО УМЫВАЕМСЯ, ! ВАРИАЦИИ
МАМЕ УЛЫБАЕМСЯ. !
УПРАЖНЕНИЕ – 7
ВОТ НА ВЕТКАХ ПОСМОТРИ, ! ПОКАЗ
В КРАСНЫХ МАЙКАХ СНЕГИРИ, !
ГОЛОВОЙ ВЕРТЯТ, ! ПОВОРОТ ГОЛОВОЙ
УЛЕТЕТЬ ХОТЯТ. ! ВЗМАХ «КРЫЛЬЯМИ».
УПРАЖНЕНИЕ – 8
ДИНЬ – ДИНЬ ДОН, !
ДИНЬ – ДИНЬ ДОН, !
КОЛОКОЛЬЧИК ЗВОНКИЙ МОЙ ! ! РАБОТА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ
ДИНЬ – ДИНЬ ДОН, ! РИТМ: ТИ – ТИ – ТА.
ДИНЬ – ДИНЬ ДОН, !
КОЛОКОЛЬЧИК ЗВОНКИЙ МОЙ ! !
УПРАЖНЕНИЕ - 9
БАЮ – БАЙ, НАДО СПАТЬ, !
ВСЕ ПРИДУТ ТЕБЯ КАЧАТЬ ! !
ПРИДИ КОНЬ – УСПОКОЙ, !
ПРИДИ ЩУКА – УБАЮКАЙ, !
ПРИДИ СОМ – ДАЙ НАМ СОН, ! ВАРИАЦИИ
ПРИДИ ПЕСТРУШКА – ДАЙ ПОДУШКУ, !
ПРИДИ СВИНКА – ДАЙ ПЕРИНКУ, !
ПРИДИ КОТИК – ЗАКРОЙ РОТИК, !
ПРИДИ ЛАСКА – ЗАКРОЙ ГЛАЗКИ ! !
БАЮ – БАЙ, НАДО СПАТЬ, !
ВСЕ ПРИДУТ ТЕБЯ КАЧАТЬ ! !
УПРАЖНЕНИЕ – 10
Я ХОЧУ НА САМОЛЁТЕ ! ВЫПОЛНЯЕМ ДВИЖЕНИЯ
ПОЛЕТЕТЬ, ПОЛЕТЕТЬ, ! РУКАМИ, КАК КРЫЛЬЯМИ.
И НА ГОРОД СВОЙ В ПОЛЁТЕ ! ПРИКЛАДЫВАЕМ ЛАДОНЬ
ПОСМОТРЕТЬ, ПОСМОТРЕТЬ. ! КО ЛБУ, СМОТРИМ.
УПРАЖНЕНИЕ – 11
ВЕСНА СТУЧИТСЯ В ОКНА, !
ПОЁТ НА ВСЕ ЛАДЫ, !
ГОРЯТ ОТ СОЛНЦА СТЁКЛА !
И ЛУЖИЦЫ ВОДЫ. ! ВАРИАЦИИ
Я БЕЛЕНЬКИЙ ПОДСНЕЖНИК !
ДЛЯ МАМЫ ПРИНЕСУ, !
ОН ПАХНЕТ НЕЖНО – НЕЖНО, !
КАК ТАЛЫЙ СНЕГ В ЛЕСУ. !
УПРАЖНЕНИЕ – 12
ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ , ДА ! ДЕТИ ИДУТ ПО КРУГУ ВЗЯВШИСЬ ЗА
ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ. ! РУКИ И ПОЮТ. ВЫПОЛНЯЮТ ТРИ
ЧЕРНОЗЁМ - ЧЕРНОЗЁМ. ! ПРИТОПА, СЛЕГКА ПОВОРАЧИВАЯ
ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ. ! В ОДНУ СТОРОНУ, ЗАТЕМ В ДРУГУЮ.
УПРАЖНЕНИЕ – 13
ВЫШЛИ ДЕТИ В САД ЗЕЛЁНЫЙ, ! ПРУЖИНКИ
ТАНЦЕВАТЬ, ТАНЦЕВАТЬ. !
СТАЛИ ГУСИ УДИВЛЁННО, ! ХЛОПКИ
ГОГОТАТЬ, ГОГОТАТЬ. !
УПРАЖНЕНИЕ – 14
КУПИЛИ МНЕ КУРТКУ, !
КУПИЛИ ТЕЛЬНЯШКУ, !
И КОРТИК МОРСКОЙ !
И МОРСКУЮ ФУРАЖКУ, ! ВАРИАЦИИ
ТЕПЕРЬ МНЕ ОСТАЛОСЬ !
НАЙТИ ПАРОХОД, !
ПОДНЯТЬСЯ НА МОСТИК, !
И – «ПОЛНЫЙ ВПЕРЁД» ! !
УПРАЖНЕНИЕ – 15
НАСТУПИЛ НА ЧТО-ТО МИШКА, !
УКОЛОЛСЯ ОЧЕНЬ БОЛЬНО. !
ГЛЯНУЛ МИШКА: «ЭТО – ШИШКА». !
И ЗАФЫРКАЛ НЕДОВОЛЬНО. ! ВАРИАЦИИ
В СЛЕД ЕМУ СМЕЁТСЯ «ШИШКА»: !
«НЕ ДОГАДЛИВЫЙ ТЫ, МИШКА! !
НЕУЖЕЛИ НЕ ПОЙМЁШЬ, !
ЧТО НЕ ШИШКА Я, А ЁЖ»! !
Литература:
- Н. Щербакова « музыкальное воспитание детей с нарушением речи».
- З. Пунина, Л. Брозелио, А. Кыштымова «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи» М.1948 г.
- Н. Самойленко, В. Гринет «Логопедическая ритмика» М. 1941 г.
- С. Руднева, Э. Фиш «Ритмика. Музыкальное движение» М. 1972 г.
- Е. Раевский, С. Руднева, Т. Соболева, З. Ушакова « Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» М. 1969 г.
- С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковникова М. 1981, 1983, 1984.
- Н.А. Метлов «Музыка для утренней гимнастики в детском саду» М. 1965 г., М. 1970 г.
- Г.А. Волкова « Логопедическая ритмика» М. 1985 г.
- О.А. Новикова «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» С-Пб. 2008 г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf