Воспитание в ненецкой семье

  пт., 19.04.2013

Автор:

Серегина Анастасия Алексеевна,       

преподаватель родного (ненецкого) языка

МБДОУ Сеяхинский детский сад комбинированного вида "Олененок

Ямальский район, село Сеяха

Почтительное отношение к взрослым людям в ненецких семьях воспитывалось с самого раннего детства, с того момента, когда ребенок мог осознать понятия: мама (небя), папа (нися), старший брат (нека), старшая сестра (нябако), бабушка (хакэ),дедушка (ири), дядя (тидя), двоюродный брат или сестра (сюне).

  

Даже совсем маленькие чувствуют добро и зло. Младенец в колыбели оживляется, если к нему подходит спокойный, доброжелательный человек, и плачет при появлении злого, раздраженного.

В первом случае матери говорят: «Наш малыш улыбнулся, значит, его сердце приняло вас» или «Ваша душа расположена к детям». Улыбка младенца считается добрым знаком.

Уважению к старшим дети учились у своих родителей, которые при встрече с другими людьми (не только близкими родственниками) проявляли искреннюю радость и внимание. Вместе с тем детей убеждали, что непослушание - проявление неуважения.

У ненцев до сих пор считается неслыханным позором, если кто-либо оставляет на произвол судьбы родственников, нуждающих в помощи. Чтобы этого не случилось, взрослые всячески оберегали детей и воспитывали в них отзывчивость и ответственность.

   Тундровая ненецкая семья - мяд тер, что в буквальном переводе означает «содержимое чума», представляет собой большой коллектив. Если вместе живут три поколения, то в одном чуме может быть две и более семей: дедушка и бабушка (ирихи, хадаха), отец и мать (нисядо, небядо), старший сын с женой (тандая нгобт тэввэхэюдо), другие дети (внуки дедушки и бабушки – нисяхаюто, небяхаюто, нюдямбой ню), ребенок молодых (правнук дедушки и бабушки – вэсакохо, пухуцяха ню).

   Наставления, поучения родителей, мудрых старых людей являются для молодежи стойбища своеобразной книгой жизни. Авторитет стариков непререкаем. К ним обращаются за советом, их поступки и дела являются образцом для подражания.

Особое внимание проявляют к осиротевшим детям. Если дети потеряли мать, то для них подыскивают хорошую мачеху. Как правило, дети и их отец принимают это как  должное, обид и ссор по этому поводу не наблюдалось.

Если детям случалось потерять любимого и очень уважаемого  отца, по законам тундры они также молча соглашались с тем, чтобы место их отца занимал неженатый брат умершего. Ненцы говорят об этом так: «Брат их отца рядом с матерью сел».  

Нужно заметить, что место отца в чуме (при его жизни) никто ни при каких обстоятельствах не должен занимать. Другим мужчинам на его место нельзя сесть даже нечаянно. Если же такое случается, то это воспринимается как неуважение к семье, как пренебрежение к обычаям своего народа (на людей других национальностей не распространяется).

В отсутствие хозяина чума его место должно быть пустым. Садиться на него днем и  спать на нем имеет право только его маленький сын, которого ласково называют «нацянда макана хонедакоця» («под боком спящий»).

В традиционной ненецкой семье отец выступал как кормилец, глава семьи, дисциплинирующий фактор, как пример для подражания.

   Уважительному, чуткому отношению к родителям и другим людям стойбища дети учатся с малых лет на конкретных жизненных примерах. Так, обязанностью молодого человека считается выйти навстречу оленьей упряжке отца, возвращающегося из дальней поездки. Мать или кто - то другой, чаще дедушка или бабушка, как бы между прочим могли напомнить об этом: «Кажется, отец приехал, слышен скрип полозьев его нарты». Услышав это, дети обычно дружно выбегают навстречу отцу, проявляя любовь и уважение.

    Выдающийся русский педагог В.А.Сухомлинский к Родине. В своей книге  «Родина в сердце» он пишет: «Любовь к матери, к отцу. К дедушке и бабушке, братьям и сестрам - вот первая школа воспитания чувства долга перед самым дорогим и святым - Родиной».

    Почитание старших  и забота о младших - отличительные черты ненецкой семьи. Подтверждение  тому можно найти в пословицах, поговорках, заповедях: «Оберегай дыхание давших тебе жизнь постоянно», «Не будет счастлив обижающий своих родителей», «Родителей в их старости ты должен оберегать, как детей своих».

     Ш.А.Амонашвили, известный современный педагог, пишет в своей книге «Человек – созидатель человека»: «Любви к матери надо учиться. Надо учить, как любить мать».

    В ненецкой семье одинаково важную роль в воспитании детей играют и мать и отец. Слово отца и его пример для ненецкого мальчика, юноши в условиях кочевой жизни имеют огромное значение. Когда мальчик растет без мужского влияния, о нем с сожалением говорят: «Он остался без оленя, плечо отца он не ощущал».

У ненцев существует настоящий культ матери. В одной современной ненецкой песне мать сравнивается с солнцем. Материнское воспитание оставляет след на всю жизнь. Ненцы осуждают женщин, которые сознательно не хотят иметь нескольких детей, к женщине, бездетной от природы, относятся с состраданием.

    Память о доброте, нежности, заботе бабушки и дедушки остается в сердцах детей и внуков. После смерти стариков, согласно древней традиции, изготавливают их образы в виде сакральных кукол, одетых в специально сшитую одежду, в миниатюре повторяющую одежду умерших.

В ненецком языке немало образных выражений, передающих отношение к пожилым людям: «Слово бабушки (дедушки) невозможно перешагнуть», «Нельзя смеяться над старым человеком - зло может вернуться к тебе». Ненцы учат детей быть снисходительными к старческим слабостям и причудам, не замечать их. Приобщение детей к заботе о людях преклонного  возраста служит укреплению связи между поколениями, утверждению человечности и гуманности в отношениях между людьми.  В противном случае в семье может воцариться непонимание, отчуждение и жестокость, что прямо или косвенно влияет на увеличение числа правонарушений и даже преступлений. Забывшим об этом окружающие напомнят бытующими в народе поучениями: «Не следует плохо (жестоко)  относиться к детям, иначе, когда ты станешь старым, они будут так же относиться к тебе», «Не дразни малыша - вредным вырастет».   

    Ненецкое воспитание в семье носит мягкий, гуманный характер, что обусловлено многовековыми традициями. Как бы многочисленны ни были ненецкие семьи, старшие старались создавать атмосферу добра, взаимного уважения, ответственности перед другими членами семьи. Родители всегда помнили, что отношение к детям - это отношение к ним самим в будущем. Многодетная семья, состоящая из представителей разных поколений, легче справлялась с воспитательными задачами, используя богатый опыт старших.

      Современные молодые родители уступают родителям предыдущих поколений в своем знании секретов народных методов воспитания. Для ненцев понятие счастья связано, прежде всего, с детьми, потомством. По их представлениям, богатым можно быть не столько в зависимости от количества оленей, сколько детьми, особенно сыновьями, потому что дети являются продолжателями рода. Широко употребляются такие пословицы: «Сына имеешь – олени твои по тундре не разбегутся», «Дочь родится – зятя заимеешь». Чем больше детей в семье кочевого человека, тем счастливее родители.

    Многодетность у ненцев почиталась, родители, имевшие несколько детей, вызывали уважение и почтение. Остаться без потомства значило не продолжить рода, не сохранить семейный очаг. «У бездетного родовой огонь сам потухнет», - гласит народная мудрость. При выборе невесты для сына обращали внимание на то, как женщины этого рода вели себя в замужестве: были ли хорошими хозяйками, имели ли детей и сколько. Кроме того, оценивали внешнюю привлекательность. По представлению ненцев, эталоном красоты является девушка статная, с хорошей осанкой, краснощекая, с овальным лицом. Смотрели и на телосложение девушки с точки зрения способности к деторождению: радовались, если девушка была «просторна телом» - много народит детей; опасались, что этого не произойдет, если девушка была хрупкая и худенькая. В прошлом бездетность являлась одной из главных причин разводов.

   В естественных условиях тундры отец не ухаживает за детьми, но они, особенно мальчики, проводят с отцом много времени,  работают вместе и под его руководством. В условиях квартиры положение меняется. Дети не видят отца за работой, отпадает необходимость ходить с ним на рыбалку, охоту.  Снижается авторитет отца как лидера семьи, как типичного представителя этнической группы. 

  Методы семейного воспитания ненцев можно классифицировать следующим образом:

 - словесно – наставительный метод (в том числе убеждение);

 - метод обучения в процессе совместной работы взрослых и детей;

 - метод подражания;

 - метод поощрения и наказания.

Некоторые методы могут быть определены как инструмент воздействия (направленные), некоторые – как инструмент самого воспитуемого в процессе совместной деятельности (например, метод подражания).

    В семейном воспитании ненцы используют следующие приемы: беседа (лаханакурма), разъяснение (сомбовна нян ваде ма ), упражнение (тарем мэва), обучение (тохоламбава), убеждение (серта сер табэдава), требование ( нгацата тарем мэб тара),  показ (манэць), совет ( табекова), одобрение (ти, сава), уговор (пон сэкпава),  запрет (тарем вэва), личный пример родителей (нгацян мамам пыдава), клятва ( ябтакоен тарем нидм ненгу). В результате в сознании ребенка формируются необходимые нормы поведения. Поощрение закрепляет положительные факторы поведения, а поощряемые поступки могут быть примером для других детей («Нянда тотрев мэра» - « сделайте также как он»). Наказание - метод, направленный на создание стереотипа, при котором ребёнок перестаёт совершать негативные поступки отказывается от вредных привычек.

    Воспитывающая мудрость заложена в народных пословицах и поговорках: « На охоте знай меру»,  « Яйца в гнезде руками не трогай - птица оставит их навсегда»,  « Руку на оленя никогда не поднимай», « За жизнь свою сам держись – никто за тебя этого не сделает».

    Не менее значимую роль играют в воспитании сказки, загадки, песни, пословицы. Именно сказки, песни и пословицы учат ребенка распознавать добро и зло, ум и глупость, трусость и храбрость, уважение и грубость. Народная мудрость концентрируется в устном творчестве.

Столь же значимую роль играет и религия. Тундровые ненцы веками строили жизнь и воспитывали детей на языческих традициях. Понятия « священный угол чума», «священная сторона стойбища», «священная нарта», «священный олень» или «олень священной нарты», «священное озеро» знакомы с детских лет.

Религия воспитывает уважение к ясновидящим, шаманам, старикам как носителям народной мудрости и справедливости, бережное отношение к птицам и зверям, озерам и рекам, орудиям труда, нартам, чуму.

   Влияние народных традиций ямальских ненцев в условиях кочевья имеет тенденцию к сохранению в полном объеме и дольше, чем при оседлом образе жизни. Сейчас, когда сельское и городское население все меньше и меньше обращается к народным истокам, процесс обезличивания может привести к утрате самобытных, уникальных семейных традиций, формирующих «ненецкое лицо и душу».

Список используемой литературы:

1.        С.А. Саблина «Едэйко» Учебно –методическое пособие на ненецком и русском языка. 2008 г.

2.        Л.В. Федорова «Северные родники» Литературно- краеведческая хрестоматия 2009г.

3.          Н.Я. Кокорева  «Ненецкий язык в детском саду». 2009 год.

4.        Журнал «Ямальский меридиан» 2012г.

5.        газеты: «Красный Север», «Няръяна Нгэрм», «Мынико».

                                                                           

«Свидетельство о публикации»  Серия А № 0001937 отправлено 11 июня 2013 г. квитанция №  62502659111453

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 12709
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.