Развитие и становление разговорного языка в дошкольном возрасте

  сб., 23.06.2012

Автор:

Шакирова Гульнур Фаридовна,

воспитатель

МБДОУ детский сад «Снежинка»

Сургутский район,  п.Нижнесортымский

Стаж работы 11 лет

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение развитие речи  в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного развития. Чем раньше будет начато обучение речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Дети даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, « экспериментируют» со словами, создают новые , ориентируясь на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка. При стихийном, речевом развитие лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение – обучение через игру. Главная задача, обучения через игру-заинтересовать , научить правильному произношению , квалифицировать предметы, развить речь.. Например мы проводим игры «Найди маму», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Дикие и домашние животные».

Игры проводятся как с карточками, так и с помощью игрушек.

Игра «Магазин» помогает правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, помидоров) и образовывать новые слова (салатница, сахарница, супница).

Дидактическая игра «Найди пару» учит классифицировать в группы предметов по их внешним признакам цвет, форма, различное принадлежность к группе предметов, находить обобщающие слова.

 С помощью игры «Поручения» (играем с помощью сюжетных картинок) дети учатся употреблять форму повелительного наклонения от глаголов хотеть, лежать, ехать, бежать.

Дидактическая игра «Петрушка, угадай мою игрушку» помогает не только развивать связную речь, но и правильно согласовывать существительные с прилагательными, употреблять формы множественного числа. Некоторые игры включают рифмованный текст, координируемый с ритмичными движениями .

Игра «Волшебный мешок дед Мороза»

Воспитатель предлагает детям вытащить из мешка себе иг­рушку. Ребенок вытаскивает на ощупь говорит из чего сделана игрушка.

Игра «Физкульт минутка»

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места,

Раз – присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли

Сели, встали, сели, встали, -

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились в  скачь

Будто мой упругий мяч.

В коррекционных целях используют игры со звукоподражанием «Найди свой домик» «Пилоты» «Цветик семецветик».

Формирование языковых обобщений и элементарного осознания явления языка и речи, оно формирует у ребенка интерес к речи, родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Игры с детьми послужили основой , нового  программного обучения развития речи , на протяжения всего дошкольного  детства. Это способствует формированию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой деятельности, речевого  самоконтроля. Все это придаёт процессу речевого развития ребёнка творческий характер.

Основная цель  влияния игры на развития речи – доведения речи до норм определённого возраста в каждом  возрастном  этапе, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Развитие речи в дошкольном возрасте является  процессом многоаспектным по своей природе. В процессе обучения возможно и необходимо решать задачи умственного, эстетического, нравственного  развития. Прежде всего, развитие речи  органически связано с умственным развитием. Основные задачи развития речи – воспитания звуковой культуры речи, словарная работа, формирования грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания  решаются на каждом возрастном этапе.

 Игра « Составление предложений о действиях детей».

Воспитатель предлагает детям встать в круг. На ушко каждому го­ворит, что тот должен сделать. Дети по очереди выполняют действия, все говорят, что он сделал (Катя пляшет; Коля ловит рыбу; Са­ша умывается; Петя ест...).

Игра «Образовать слова-действия, зная название той или иной профессии» (словесная игра)

Пианист - играет на пианино, скрипач- играет на скрипке, писатель - пи­шет книги, строитель - строит дома, учитель - учит детей, таксист - возит людей, машинист - водит поезд, врач - лечит людей, повар - готовит еду, библиотекарь -выдает книги, почтальон - разносит почту, портниха - шьет одежду, плотник, сто­ляр - работают по дереву, каменщик - кладет кирпич, маляр - красит стены, и т.д.

Игра «Назови профессию, зная, чем занимается человек» (словесная игра)

- Кто учит детей? (Учитель).- Кто пишет книги? (Писатель).- Кто строит дома? (Строитель).- Кто кладет кирпич? (Каменщик).- Кто красит стены? (Маляр).- Кто проектирует дом? (Архитектор).- Кто водит троллейбусы? (Водитель).- Кто водит самолеты? (Летчик).- Кто лечит людей? (Врач).- Кто готовит обед? (Повар).- Кто разносит почту? (Почтальон).- Кто шьет одежду? (Портной).

Однако  от возраста к возрасту, происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы работы над ней. Взрослый может помочь ребёнку овладеть, умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания. А для этого надо ясно осознавать, каковы приоритетные линии развития речи каждой речевой задачи в том или ином возрасте. Особенностью  словарной работы является то, что  она неразрывно  связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Взрослый расширяет словарь детей. Учит понимать и употреблять слова ,которые обозначают используемые в какой либо деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений – все это является необходимым звеном для словарной работы в развитие речи детей и обучению их родному языку. Практика речевого общения  постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами, антонимами.

Игра « Назови антонимы»

Война –мир

утро-вечер

беда- горе

ночь- утро

Игра «Охота за синонимами»

Водящий выходит из комнаты. Остальные задумы­вают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Например, задумывается слово «хорошо», подби­раются синонимы: прекрасно, великолепно, чудесно, замечательно, изумительно и т.д. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник игры должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должен отга­дать слово.

Водящим становится тот участник игры, произнес­ший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано.

Можно предложить такие слова:

ПЛОХО                   ЧИСТО             СМЕЛЫЙ

БОЛЬШОЙ             УЧЕНИК          ХМУРЫЙ

УМНЫЙ                 УЧИТЬ             ДРУЖБА

ДВИГАТЬСЯ         БЕЖАТЬ          ГОВОРИТЬ

Известно, что у детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита , а правильность высказывания зависит от того, насколько точно передается смысл выбранного слова. Однако речь дошкольника имеет существенное отличие от речи взрослого в отношение, смысла в который ребенок вкладывает в произносимые  им слова. Множество тому примеров собрал К.И.Чуковский.

Пример из произведения К.Чуковского «От двух до пятти»

Детское чутье: «Дай мне нитку, я буду нанитывать бусы», «мама смотри петух без гребыха».

Неосознанное мастерство:

Двухлетняя Джаночка, купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, приговаривала:
- Вот притонула, а вот и вытонула

ЛЬЗЯ И НЕЛЬЗЯ:

Любопытная особенность детских приставок: они никогда не срастаются с корнем. Ребенок отрывает их от корня и легче и чаще, чем взрослые. Он,   например, говорит:

 - Я сперва боялся трамвая, а потом вык, вык и привык.

   Он не сомневается в том, что если есть "привык", то должно быть и   "вык".

То же и с частицами отрицания.   Скажешь, например, малышу: "Ах, какой ты невежа!", а он: "Нет,   папочка, я вежа, я вежа!" Или: "Ты такой неряха", а он: "Ладно, я буду  ряха!"

 Поэтому в развитие речи одним из направлений должна быть работа над правильным произношением, и пониманием смысла слов, над развитием точности  словоупотребления, что в целом определяет в дальнейшем культуру речи. При решение этих задач специальное место должно занять игра, так большую  часть жизни ребенок проводит в игровой деятельности.

Игра – самостоятельная часть деятельности детей, и взрослый  может занять то или иное место исключительно как партнёр, в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес  и уважение. Взрослый влияет  через игру на развитие речи, косвенно  через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. 

Картина «Лиса с лисятами». Воспитатель обращается к детям:

— Посмотрите внимательно на эту картину и скажите, как южно назвать. (Из всех предложенных детьми вариантов выбирается наиболее подходящий.)

—  Посмотрите на лису и скажите, какая она. (Рыжая, истая, хитрая, ловкая...)

— Вспомните, какие у лисы повадки. Что она делает?

— Какими словами можно назвать лису? Как ее называют :сказах и сказках? (Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка, Патрикеевна, хитрая плутовка.)

—  Все слова, которые мы сейчас вспомнили, вы можете использовать, когда будете придумывать рассказ про лису. Посмотрите еще раз на картину и скажите, какая шерсть. (Пушистая, теплая, мягкая.)

- Что еще может быть пушистым? (Шапка, шуба, шарф, воротник.)

- Что еще может быть мягким? (Подушка, перина, вата.)

-  Что еще может быть теплым? (Шуба, кофта, ветер),

- У лисы красивый длинный хвост. Как ее можно назвать  словом? Какая она? (Длиннохвостая.)

- Мы говорим про лису: «хитрая лиса». А если она очень, то как сказать про такую лису? (Хитрющая.)

-Как можно ласково назвать лисенка? (Лисеночек.) А всех лисят как назвать ласково? (Лисятки.)

 В творческой детской игре бурно развивается язык ребёнка, грамматически оформленная речь. Игры, оказывающие  комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, в методике имеются дидактические игры, в которых решаются задача активизации, уточнения той или иной грамматической формы, например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименование детёнышей животных, людей разных профессии, однокоренных слов).

Игра «Шишка»

Отгадайте загадку: «Рыжая, пушистая на сосну взбирает­ся, шишками кидается». Кто это? (Белка.)

—   Закончите предложения: «Белка бросила в волка ... (шишку). На лбу у волка выросла ... (шишка)».

—  Какие шишки бросала белка? (Еловые.) Что вскочило у волка на голове? (Шишка.) Еловая? Сосновая? А какая?

—  Какое веселое слово «шишка»! Подберите к нему сход­ные слова. (Шишка — мышка, малышка, трусишка.)

— Белка угостила ежа орехами, а он не смог их ... (съесть). Еж взял молоток и ... (расколол орехи). Что еще можно ко­лоть? (Дрова.) Чем можно уколоться? (Иглой.) Почему? (Игла острая, колючая.)

— О чем мы говорим острая? (Игла, пила, вилка.) Острый? (Нож, язык, слух, нюх, ум.) Острое? (Перо.) Острые? (Ножни­цы, иглы.)

Закончите фразу так, чтобы было складно: «Где ты, бе­лочка, гуляла? (Я орешки собирала.) Ежик, ты кого нашел? (Я вам белочку привел.) А ежиха в лес пошла, ... (спелых ягод принесла). Быстро белочка скакала,... (все орешки растеря­ла). В стороне стоял грибок,... (еж его найти не смог)».

 Игра «Слова родственники»

К данным словам подберите слова-«родственники». У род­ственных   слов   есть   общая   часть   (корень).   Игру можно  выполнить  в  виде  соревнования.   Выигрывает  тот, кто  набирает  больше  очков.

Стол (столовая, настольный,..)

Кот (коток, Котофееч,)

Книга (книжица, книжная)

Гриб (грибник, грибной, грибочек,..)

Тетрадь (тетрадный)

Дверь (дверце, дверной…)

Игры, направленные на обучение детей рассказывания, развивают у них умение описать предмет по основным признакам( цвет, форма, величина), действие.

Игра «Магазин» Воспитатель берет на себя роль продавца и го­ворит: «Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в магазин.

- Как вы думаете, какая посуда у нас продается? Какие бывают та­релки? (Глубокие и мелкие.) Чашки и блюдца? (Фарфоровые.) Вилки и ножи? (Стальные.) Ложки? (Столовые и чайные, ме­таллические и деревянные.)

- Продам все, что пожелаете, да не за деньги, а за уменье. За уменье рассказать о том, что будете покупать. Опишите форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет. Для чего он нужен вам? Лишь тогда его продам!

- И еще одно условие. Описывая предмет, не называйте его, пусть другие дети догадаются, что вы хотите купить.

Рассказать о животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствие с замыслом.

Например Игра на составление предложений.

Воспитатель (берет куклу и показывает ее детям): «Скажите, какая это кукла (дети подбирают определения).

Ты, Лена, будешь словом кукла, возьми игрушку и встань около ме­ня. Ты, Катя, будешь словом красивая, ты сказала это слово. Встань около Лены... Дети, что получится, если слово кукла (показывает на Лену) и слово красивая (показывает на Катю) произнести подряд, вме­сте? {Кукла красивая). Я поменяю слова местами (меняет девочек ме­стами). Что теперь получилось? (Красивая кукла). Слово красивая — сядет, а выйдет слово любимая. Наташа, иди, ты сказала это слово. Ты бу­дешь словом любимая. Встань рядом со словом кукла. Дети, что полу­чилось? (Кукла любимая,  любимая  кукла). Слово кукла, попляши. Слово любимая — похлопай. Слово любимая — сядет на стульчик. Слово кукла — отдаст мне игрушку и тоже сядет на стульчик».

Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Специальные игры решают в комплексе все задачи речевого развития.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду  осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах как на специальных речевых занятиях так и вне занятий. Развитие речи происходит в процессе упражнений связанных с выполнением движений, которые используются на физкультминутках:

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так:

Тик – так.

(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час?

Тик-так, тик-так, тик-так.

(раскачивайтесь в такт маятника)

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так.

Ноги вместе , руки на пояс.

( на счет раз голову наклоните к пр. плечу, потом – к левому, как часики)

На физ. занятиях: П/игра «Лохматый пес»

Среди детей выбирают ребенка, который будет псом. Он ложится на травку (коврик) и притворяется спящим. Дети на цыпочках гурьбой подходят к нему и говорят:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим, что-то будет.

После этих слов кто-нибудь из детей будит Пса. Пес просыпается, по-собачьи рычит, лает, а затем бежит за детьми и догоняет их.

На прогулках : «Сказка про северный и южный ветер»

Жили-были два братца-ветра: один, старший брат — Северный ветер, другой — Южный. Как же они были не похожи друг на друга! Как подует Северный ветер, сразу становится холодно и морозно.

- Какими еще словами можно сказать про этот ветер?

- Подберите слова, близкие по смыслу. (Ледяной, морозный, колючий...)

- А второй брат —Южный ветер — был совсем другим. Подберите к слову холодный слова, противоположные по смыслу.

- Какой был Южный ветер? (Теплый, ласковый, нежный...)

И в повседневной жизни: Учимся рекламировать.

- Давайте попробуем прорекламировать вот это мороженое.

- Мороженое белого цвета. Значит, из чего оно сделано? (Из молока.) Значит, как оно называется? (Молочное.)

- Какое, по вкусу молочное мороженое? (Вкусное, сладкое, воздушное, холодное, приятное, нежное и т. д.)

- Какой формы мороженое? (Мороженое в вафельном стаканчике.)

- Какие ценные питательные компоненты входят в мороженое? (Жиры, белки, углеводы, витамины...)

- Чуть желтоватое мороженое сделано из сливок. Как оно называет­ся? (Сливочное.)

- Коричневое - с добавками шоколада. Как оно называется? (Шоко­ладное.)

-- А если мороженое розовое, что добавляют в него? (Фруктовые до­бавки.)

- Как оно называется? (Фруктовое.)

- Какой формы бывает мороженое? (В стаканчике, в брикете, в ко­робке, на палочке, в вазочке - шариками и т. д.)

- Какие еще добавки встречаются в мороженом? (Изюм, орехи, миндаль, ягоды кусочками, варенье.)

В нашем кафе «Лакомка» имеется большой выбор натуральных соков.

Сок из слив - какой? (Сливовый.)

 Сок из яблок - какой? (Яблочный.)

 Сок из груш - какой? (Грушевый.)

 Сок из вишен - какой? (Вишневый.)

 Сок из персиков - какой? (Персиковый.)

 Сок из винограда - какой? (Виноградный.)

- Сладкоежка, выбирай, какое хочешь мороженое и сок. А наши ребя­та про него тебе все расскажут, прорекламируют. (Название, из каких про­дуктов сделано, вкусовые качества, какая расфасовка, какая питательная ценность, наличие витаминов и т. д.)


 В процессе подвижных игр, в ходе утренней гимнастики проводят упражнения, в которых речевой материал сочетается с действием ребёнка:

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок! Прыг-скок!

Стоп! Стоп! Сели,

Травку покушали,

Тишину послушали

Выше, выше высоко

Прыгай на носках легко.

 

Мы танцуем «Хлопай – топай!»

Утром, днем и вечером!

Лучший танец –

«Хлопай – топай!,»

Когда делать нечего…

Кем бы ни был ты – отличник,

Иль совсем наоборот,

Разучите танец этот

И танцуйте целый год!

Именно в движение , в игре эффективно усваиваются грамматические правила, передаётся тот или иной художественный образ, что влияет на ритмическую и произносительную выразительность исполнения детьми выученных произведений. В игре, сопровождаемой художественным словом, дети легко усваивают музыкальность, напевность, ритмичность родного языка.

 

Литература:

«Педагогика способностей»  Венгер Л.А.  М- 1973 г

«Вопросы изучения детской речи» ГвоздёвА.Н.  М- 1961г

«Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» Алексеева М.М., Яшина В.И. М- 1997 г

«Подвижные игры для детей от 3 до 7 лет»

Дубровская С.В. М-2009 г.

«Настольные игры» Ковалева Г.В. М-2001г

«Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» Козак О.Н

Санкт-Петербург 2000

«Речевой этикет» Безгина О.Ю  М-2005 г

«Дошкольник обучения и развития» Белкина В.Н. Васильева Н.Н. Елкина Н.В. Ярославль 2001

«Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика» Савушкина А.Г. Волгоград 2009г; 2010г

«Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка»

Юлия Соколова   М-2010г

«Азбука общения» Л.М Щипицина. А.П.Воронова. Т.А.Нилова Санкт-Петербург 2003 г

«Что было до..»  Творческий отчет

О.В.Дыбина   Ярославль 2001

«Вместе с семьей» Т.Н. Доронова. Г.В. Глушакова. Т.И.Гризлик  М-2006 г

«Развитие речи детей» Н.В.Новоторцева Ярославль 1996 г

« Дидактические игры в обучении дошкольников» А.А.Катаева. Е.А.Стребелева  м-2004.

 «Свидетельство о публикации» Серия А №0000672 отправлено 9 июля 2012г. квитанция № 62502649561169

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 7262
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.