Педагогическая технология дидактических игр (развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста)

  чт., 22.12.2022

                                                                                                               Составитель:

Исаева Гюльбахар Гаруновна,

воспитатель

МБДОУ  «Детский сад «Золотой ключик» г. Тарко-Сале 

Педагогическая технология дидактических игр

(развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста)

Аннотация

Преобразования, происходящие в современном обществе, её культурная, социальная, экономическая составляющая привела к необходимости изменения во всей системе образования. Современное образование направлено на развитие личности ребёнка, его познавательных способностей и личностных качеств.

Немаловажным для выпускников ДОУ занимают математические способности детей, формирование которых происходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Цель: – развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста.

– педагогическая технология развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста.

 Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике.

- Осуществлять повышение профессиональной компетентности воспитателей, затрагивающей математические способности детей.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие

Задачи:

1. Разработать педагогическую технологию, направленную на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Создать предметно-пространственную развивающую среду в группе.

Термин математика имеет множество значений, этому пониманию способствует анализ психолого-педагогической литературы. Математика, по мнению Л.Н. Вахрушевой – является фундаментальной наукой, применяющей свои методы во многих естественных дисциплинах: физика, биология, химия и др. Это область науки сама по себе не является чем-то вещественным и оперирует абстрактными отношениями и взаимосвязями.

Одно из условий развития полноценной личности, о котором упоминается в дошкольной педагогике, является развитие познавательной активности детей, в том числе и в области математики.

Изучая математику, дети приобретают способность полноценно и логично аргументировать то, что они видят в окружающем мире.

По мере того, как дошкольники овладевают математическими знаниями, у них формируются умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, делать выводы. Происходит формирование математических способностей, в результате которых дети начинают более ясно излагать свои мысли, используют в работе математическую символику, раскрывают связи и отношения, обобщают и интерпретируют изучаемое.  

Наиболее эффективной технологией развития математических способностей является проблемно-игровая технология. В процессе игры ребёнок находит решение поставленной задачи, может самостоятельно размышлять над практическими действиями, которые в последствии приведут к результату. Главной целью такой технологии является развитие познавательно-творческих способностей в процессе логико-математической деятельности.

Проблемно-игровую технологию составляют:

1. Логико-математические сюжетные игры (занятия).

2. Проблемные ситуации и вопросы.

3. Творческие задачи.

В процессе использования проблемно-игровой технологии происходит более лёгкое формирование связной речи детей, в процессе решения поставленной перед детьми задачи происходит овладение способами  пользования схемами и моделями, и такими способами познания, как сравнение, классификация, накопление логико-математического опыта.

Цикл сюжетно-дидактических игр по развитию математических способностей детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-дидактическая игра

Задачи

1

Магазин

Упражнять в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений, например, палочек, кружков в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине

2

 Почта

Практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 5, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполненном действии. Углублённое ознакомление с трудом работников связи, формирование уважения к профессии почтальона

3

Подготовка к открытию детского сада

Установление независимости числа предметов от их величины. Уяснение значимости труда работников детского сада

Игра: «Магазин»

Цель игры заключается в том, чтобы научить детей пересчитывать и отсчитывать предметы или их условные изображения в пределах 10.

 Материал: пластилин, природный материал, самодельные изделия, белые халаты, шапочки, чеки, «деньги», корзины, целлофановые пакеты, подносы.

Игровые роли и правила: выбираются роли заведующего магазином, продавца, кассира, покупатели, шофёры и рабочие.

Ход игры: Игра начинается с устройства магазина. В магазине необходимо оборудовать торговый зал с тремя отделами: кондитерский, овощной и хлебный. Задача продавцов красиво расположить товар на полках, развесить ценники. Заведующий магазином сообщает об открытии магазина и вместе с работниками встречают первых покупателей и так далее.

В ходе игровой деятельности дети тренируются в счёте при покупке и продаже продуктов. Например, Игорь сообщает о том, что ему необходимо 8 пирожных, так как они сегодня ждут домой гостей. Оля сообщает о том, что пирожные сейчас будут готовы и вслух отсчитывает 8 пирожных.

Игра: «Почта»

Цель игры заключается в практическом применении знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 5, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполненном действии.

Материал: конверты, маленькие книжки, журналы, открытки, газеты. Из картонных коробок изготавливают 2-3 почтовых ящика. Родители помогают в изготовлении кителя и эмблемы для почтальона.

Игровые роли и правила: назначаются роли сортировщиков, почтальонов, начальника почты, посетителей.

Ход игры: Назначенные работники почты готовят её к открытию. Для этого устанавливается специальная секционная стенка с ячейками, где изображены номер квартиры с помощью картинок. Из подручного материала сооружают на столах окошечки, на улицах прикрепляются почтовые ящики, в многоквартирном доме устанавливаются почтовые ящики по количеству жильцов. Изучение количественного состава числе происходит за счёт сортировки писем по квартирам, например,

- Сколько и какую корреспонденцию вы положите в квартиру №8, если я назову число 3?

- Оля: я возьму 1 газету, 1 журнал и 1 программу – всего 3 предмета. 3 – это 1, 1 и ещё 1.

Игра «Подготовка к открытию детского сада»

Целью данной игры является установление независимоcти числа предметов от их величины.

Материалы: куклы, мебель, игрушки, другое оборудование разных размеров, транспорт.

Игровые роли и правила: выделяют роли заведующей, воспитателей, няни, завхоза, шофёров и грузчиков.

Ход игры: Дети решают открыть новый детский сад в новом районе.

Заведующая (обращаясь к шофёрам): Что вы нам привезли?

Юра: Я привёз 8 маленьких кроватей.

Витя: Я привёз большие кровати – 7 штук.

Заведующая (обращаясь к девочкам): Кто из вас возьмёт меньше кроватей?

Таня: Я возьму меньше, а Оля больше.

Заведующая: Почему вы так думаете?

Таня: Я сосчитала. Больших кроватей – 7, а маленьких – 8. 7 меньше, чем 8, а 8 больше, чем 7 и так далее.

Главной целью современного образования, является развитие личности ребёнка, математика занимается этим наряду с другими предметами.

Процесс формирования математических способностей детей происходит за счёт системного подхода, включающего в себя постановку цели, продумывание содержания, методов и форм обучения, а также уровня подготовки педагога и нацеленность на результат.

Список использованных источников

1. Абашина, В.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста [Текст] / В.В. Абашина // Дис. канд. пед. наук. - Сургут, 2015. - 184 с.

2. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2016. – 268 с.

3. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентиро-ванного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2015. - № 4. - С. 12-16.

4. Данилов М.Д. Проблемы методологии педагогики и методики исследования [Текст] / М.Д. Данилов, М.Н. Скаткин. - М., Педагогика, 2015. – 188 с.

5. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников [Текст] / М. Ермолаева // Дошкольное воспитание. – 2015. - №9. - С. 21-28.

6. Рыжова, И.Н. Учимся вместе. Учимся играя [Текст] / И. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 2. - С.34-40.

7. Тарунтаева, Т. Дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / Т. Тарунтаева, Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание, 2017. - № 6. – С. 24-27

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010017

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 903
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.