Как вырастить мыслителя

  сб., 01.10.2022

Авторы:

Городовая Гузель Фирдависовна,

Мясникова Елена Алексеевна,

Плеханова Наталья Вячеславовна

МАДОУ д/с № 158 города Тюмени

 

«Ужасно интересно, все то, что неизвестно…»

 как вырастить мыслителя

Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Всем мы знаем, что самый эффективный способ ускорить развитие ребёнка - это поддержать  искренний интерес к миру, который его окружает, желание с удовольствием, чему - то учиться. Но   дошкольники не могут познавать или придумывать  по требованию, они  запомнят, поймут, усвоят только то, в чем испытывают практическую необходимость на данный момент. Л.С Выготский писал: «Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на впечатлениях и представлениях, которые мы получаем в реальной жизни». И значит наша  задача - наполнить опыт ребёнка более яркими впечатлениями и представлениями.

Всё,   о чём мы хотим рассказать детям, воспринимается ими не всегда с желанием  и с интересом. «Дети, надо беречь природу, - говорим мы.  И, наверняка, наш рассказ о бережном отношении ко всему живому далее  будут слушать только стены или трое детей из всех присутствующих двадцати пяти. А если мы спросим: «Почему исчез саблезубый тигр? или Почему тень ходит за нами?» То к вопросу прислушаются уже больше пяти человек, а это создаст уже обстановку живого общения и коллективного мышления и тем самым присоединятся ещё несколько детей. Одним из эффективных методов и результативных методов познания для дошкольников является экспериментирование или исследование. Когда знания не даются готовыми, а их надо добыть самим, сделать вывод и записать, тогда они усваиваются и запоминаются.

Для того, чтобы знания у детей накапливались постепенно, проще усваивались, мы решили все наблюдения, исследования  выстроить в систему и переходить од оного объекта к другому после логического завершения. Но в разное время года возвращаться к некоторым для  сравнения, поскольку это объекты природные.

Следует отметить. Намеченные нами объекты и методы мы проводим одновременно в двух группах: в разновозрастной, дети 3-7 лет и коррекционной 5–6 лет. Тем самым, тоже экспериментируем, выявляя, как и на сколько продуктивно усваиваются детьми разного возраста добытые знания.

Первый блок

Солнце и всё что связано с ним: его свет, тепло, отражение в зеркале. Лето, прекрасное время для экспериментов и изучения именно солнечного тепла и света. Обычная прогулка, подвижная игра и мы с детьми замечаем длинные тени. Они бегут за нами и исчезают только под укрытием. Почему? Почему  у Вани тень такая, а Вари другой формы. Давайте померим, у кого тень длиннее? Как узнать? И, вообще, это возможно, измерить тень? Дети по предложению воспитателя пытаются применить разные способы: и палочками и лопатами, и проводить черту. После некоторых попыток мы приходим к выводу, что у воспитателя тень длиннее всех, потому что она выше. И тогда проверяем на других предметах разной высоты. Вот так, казалось всё просто, но эмоции и споры, желание дойти до истины бурлили среди ребят и привлекали других.

Важно в этот момент поддерживать любознательность, чтобы число вопросов росло, но они не оставались открытыми.

В процессе исследований мы предположили, что солнце движется и тень тоже поворачивается и убедиться в этом нам помогли солнечные часы. Это было уже следующим этапом и на другой прогулке. Почему? Потому что сначала мы решили изготовить солнечные часы, привлекая папу воспитанника. Потом вместе с детьми наклеивали циферблат, как у настоящих. Дети участвовали и в создании часов и в эксперименте с ними.

Не форсировать события, проявлять терпение к более медлительным и давать возможность всем проявить себя и высказаться. Приём коллективного прослушивания и рассуждения даётся не сразу, «выскочки» не ждут своей очереди, но тоже учатся слушать и слышать других.

Очень интересно, когда дети сами придумывают символы для записи результата. Предложений поступает очень много, и ведётся не один, а два и три журнала.

В процессе дети узнавали, что нагревается быстрее, белое или красное. Влияет цвет на скорость нагрева или нет. В каком сосуде быстрее нагревается вода? Отмечать графически результаты своих наблюдений стало уже проще. Мы сообща создали таблицу условных знаков, которую уже никто не оспаривал, а применял в записях.

Где быстрее высохнет водяной рисунок, на асфальте или на песке. Как вы думаете. Да, мы тоже думали, что на асфальте, но результат был другой. Он не давал мне покоя, я думала о том. Что, наверное, на песке ветер помог высушить рисунок. И тогда мы поместили наши рисунки в одинаковые условия. И результат оказался тем же самым. «Я думала, что асфальт высохнет быстрее, потому что он более гладкий, а песок рыхлый, - говорю я детям, - значит песок впитывает воду, и поэтому рисунок высыхает быстрее». С этим вопросом мы обратились к родителям. Некоторые родители на даче повторяли наши эксперименты и  тоже были удивлены.

Наши наблюдения будут лежать до зимы. Мы проверим, на сколько быстрее  на солнце тает снег и  лёд. Сделаем фотокадры наблюдений с перерывом в 5-7 дней и поймём, почему  у ствола у дерева тает снег быстрее и получается ложбинка. И обязательно записи в журнале наблюдений будут просматриваться детьми, а выводы и знания будут глубже.

Важно! Чтобы детская инициатива и желание рассуждать не гасла и исходила от детей. Стимулировать поддерживать инициативу, а как ты думаешь, молодец, что догадался, точно, вод это да, а интересно, почему? Нам на помощь пришёл метод Оскара Бренифье -  принципы хорошего вопроса. Первый – простота вопроса, второй принцип – вы должны показывать и быть заинтересованы в том, что думает и что говорит собеседник.

Используемая литература:

1. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2009. - с. 56.

2. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - с. 31-34.

3. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 7. - с. 3-9

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

5. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009710 , 0009711, 0009712

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 902
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.