Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

  сб., 19.02.2022

Составители:

Русских Надежда Сергеевна, Царькова Галина Васильевна,

воспитатели МАДОУ детский сад №87 города Тюмени

«Учите ребенка, каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей школьного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения.
Одна из актуальных задач дошкольного воспитания - развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Выделим четыре, на мой взгляд, проблемы в речи детей дошкольного возраста:

1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.

2.Неспособность детей грамматически правильно построить предложение.

3.Бедность речи.

4.Недостаточный словарный запас.

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим.

В своей коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи мы используем приемы мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие –речи.

Мнемотехника помогает развивать:
- Ассоциативное мышление;
- Зрительную и слуховую память;
- Зрительное и слуховое внимание;
- Воображение.

В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Болыпева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, эффективность их использования в развитии связной речи детей подтверждена многочисленными исследованиями.

Так, на первом этапе использования приемов мнемотехники вводятся отдельные условные обозначения; далее – мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:

Для младшего и среднего возраста:

1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2.Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

Старшим дошкольникам даётся усложнение:

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.  
5. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.

Структура мнемотехники:

Мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Методические требования к мнемотаблицам

(при описании предмета):

Лист бумаги (чаще используем формат А4), который разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).

- Цвет: нарисованы цветные кляксы.

-Форма: изображены различные геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.

-Величина: нарисованы два предмета одинаковые по величине.

-Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из фоамирана, пластмассы, плёнки или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…).

-Части предмета: (игрушек, транспорт, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга.

-Действия с предметом: изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.

Алгоритм при разучивании стихотворений:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения:

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Алгоритм при пересказе:

1. Чтение взрослым текста;

2.Рассматривание мнемотаблицы;

3. Ответы на вопросы по содержанию:

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

 

К концу подготовительной группы дети с тяжелыми нарушениями речи уверенно пользуются схемами, самостоятельно зарисовывают опыты и результаты наблюдений, составляют наглядные планы рассказов.

Считаем, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 Пример занятия "Заучивание стихотворения Н. Нищевой "Конь" с использованием мнемотехники":

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/konspektyi-logopedicheskih-zanyatiy/news16995.html

Список литературы

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

3. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352

4. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.

5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. 6.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18

7.Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54. 8. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольни­ков. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.

9. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.

10. Использование мнемотаблиц в работе по формирова­нию первых естественнонаучных представлений у дошкольни­ков // «Дошкольная педагогика».

— 2006 (июль—август).

11.«Учим стихи - развиваем память» Широких Т.Д. Ребёнок в детском саду; статья «Учим стихи - развиваем память 2009. №2.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009004  >>>    № 0009005 >>>

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 535
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.