Серия дидактических игр «Семья пчёл» Технологии по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей |
вс., 13.02.2022 |
Автор:
Тюленева Инна Никитична
воспитатель, первая квалификационная категория
Структурное подразделение МАОУ Московской СОШ
Тюменского муниципального района
Тема: «Технологии, методы и приемы по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Название: Серия дидактических игр «Семья пчёл»
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
В детском саду финансовая грамотность безусловно должна проходить в игровой форме. Ведь дети с удовольствием играют, только игра способна заинтересовать ребенка, игра - это самый удобный способ знакомство с деньгами.
В качестве средства формирования основ экономической культуры лучше всего использовать дидактические игры. Когда дети играют они даже не подозревают что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
2 слайд:
Вам будет представлены серия дидактических игр с использованием интерактивного оборудования Пчелка BeeBot. Это семья из 4 пчёл: мама, папа, бабушка и дочка.
Серия дидактических разработана по 4 разделам программы «Экономическое воспитание дошкольников», которую я использую в своей работе с детьми подготовительной к школе группы.
3, 4 слайд:
По 1 разделу программы «Труд и продукт труда (товар)» представляю вашему вниманию игру «Кто помогаем хлеб растить?». Юная пчёлка Мая, путешествует и изучает профессии, которые нужны, чтобы приготовить хлеб. Пчелка помогает её бабушка, которая загадывает ей загадки по профессиям.
Основная цель этой игры: формировать представления детей о деятельности людей новых и известных профессий.
Оборудование: игровое поле, пчелка BeeBot, картинки (агроном, комбайнёр, пекарь, продавец, шофер).
Ход игры: однажды пчёлка Мая спросила у бабушки. На каком дереве растут булочки?
«Хорошо внученька. Я тебе расскажу и загадку загадаю.», сказала бабушка, и загадала пчелке задатки.
Загадки:
Занят важной он работой:
Урожай – его забота,
Чтоб сумели уродиться
Рожь, овёс или пшеница.
(Агроном)
Он похож на капитана,
Но ведет корабль степной.
Спорит он с волной упрямо,
Только с золотой волной.
(Комбайнёр)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(Пекари)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)
За прилавком магазина
Где красивая витрина,
Покупателей он ждет
И товары продает.
(Продавец)
(после каждой загадки ребенок выполняет ход действий с пчелкой)
5, 6 слайд:
По 2 разделу программы «Деньги и цена (стоимость)» представляю вашему вниманию игру «Бюджет семьи пчёл». Каждая пчела в семье вкладывает свой доход в семейный бюджет, а затем они его вместе распределяют.
Основная цель этой игры: воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи.
Оборудование: 4 картинки для дохода (социальная служба, подарок, больница, автосалон) кошелёк, монетки.
Ход игры:
В конце месяца семья пчёл решила посчитать свой семейный бюджет. Папа принёс зарплату с работы из автосалона. Мама принесла зарплату с работы в больнице. Бабушка принесла свою пенсию. А юной пчеле подарили денежный подарок.
(ребенок делает ход к картинке с изображением кошелька)
Семья пчёлок посчитала доходы и спланировала свои расходы. Они оплатили коммунальные услуги, купили продукты питания, одежду, сходили всей семьей в кино.
(дети по очереди выполняют ход до определенного места расхода)
7, 8 слайд:
По 3 разделу программы «Реклама: правда и лож, разум и чувства, желания и возможности» представляю вашему вниманию игру «Пекарня-магазин». В этой игре принимают участие 8 детей: 4 пчелы и 4 продавца-консультанта разных отделов хлебной продукции, которые рекламирую свой товар. Каждая пчела выбирает свой любимый продукт и направляется к нему, слушает рекламу и обменивает его на монетку.
Основная цель этой игры: сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе.
Оборудование: игровое поле, игрушки хлебобулочных изделий, монетки.
Ход игры:
Перед новогодними праздниками семья пчёлок посетила свою любимую пекарню-магазин, чтобы выбрать свежую, вкусную выпечку к праздникам.
После этого каждую пчелку встречает продавец-консультант и рекламирует продукцию этого отдела. Если понравился продукт, то пчелка обменивает его на монетку.
Пчелка мама любит крендельки.
Пчёлка папа решил купить хлеб.
Пчёлка Мая очень любит тортики.
А пчелка бабушка приобрела пирожки.
(ребенок делает ход до определенного объекта)
9,10 слайд:
По 4 разделу программы «Полезные экономические навыки и привычки в быту» представляю вашему вниманию игру «Экономные пчёлки». Каждая пчела в семье следит за экономией ресурсов: тепла, воды, электричества (свет и электроприборы). Во время игры ребенок делает ход в ту часть дома, где замечает не порядок, переворачивает картинку и возвращается обратно.
Основная цель этой игры: сформировать у детей понимание целесообразности бережливости.
Оборудование: панно, 4 пчелы, картинки с изображением предмета экономии (дверь, окно, кран с водой, включенная лампа, включенный компьютер).
Ход игры:
В новогодние каникулы, когда вся семья была дома. Бабушка предложила, сэкономив бюджет семьи. Все стали думать, что для этого можно сделать. К вечеру все собрались, предложили свои варианты.
Пчелка бабушка предложила экономить тепло. Она будет следить, затем, чтобы окна и двери были закрыты. Пчелка мама будет следить за экономией воды. Пчелка папа следит за выключением света. Пчелка Мая следит за тем, чтобы электрические приборы были выключены.
(ребенок делает ход в ту часть дома, переворачивает картинку и возвращается обратно).
11 слайд:
Уважаемые коллеги, представленные игры имеют большую ценность при подготовке детей к школе, а именно формируют предпосылки финансовой грамотности и представления детей о социальном мире людей, развивают алгоритмическое мышление.
Список литературы
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
1. «Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А.
2. «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги» Д. Бейли
3. «Приключения Нодди в игрушечном городе» Автор: Энид Блайтон
4. «Дети и деньги» Авторы: Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко
5. «Дети и деньги» Автор: Евгения Блискавка
6. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей» Автор: Елена Ульева
7.«Как научить ребёнка обращаться с деньгами» Автор: Джолайн Годфри
8. «Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем» Авторы: Анна Воронина, Татьяна Воронина, Татьяна Попова
9. «Финансовая грамотность» Автор: Сергей Федин
10. «Инструкция к деньгам. Потрясающе весёлый гид по миру финансов»
Автор: Хайди Фидлер
11. «Инструкция к деньгам. Потрясающе весёлый гид по миру финансов»
Автор: Хайди Фидлер
12. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков + 60 идей заработка» Авторы: Сергей Биденко и Ирина Золотаревич
13. «Начинающий инвестор» Авторы: Гейл Карлиц и Дебби Хонинг
14. «Пёс по имени Мани» Автор: Бодо Шефер
15. «Финансовая грамотность для детей и подростков» Автор: Наталья Смирнова
16. «Твой первый миллион. Как его заработать и не потерять» Авторы: Джеймс Дж. МакКена, Джанин Глайста, Мэтт Фонтейн
17. «Как потратить деньги с умом» Авторы: Джерри Бейли и Фелиция Ло
18. «Финансовые истории для подростков» Авторы: Сергей Биденко и Ирина Золотаревич
19. «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги» Автор: Джеффри Бейли
20. «Твои деньги» Авторы: Джерри Бейли и Фелиция Ло
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008970 скачать >>>
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf