Авторский игровой диалог и его театрализация – как средство обогащения словаря, развития эмоциональной, выразительной, грамматически оформленной речи ребенка

  вс., 05.12.2021

Составители:

Змановская Роза Джумаевна, учитель-логопед

Джилбаева Айна Галимовна, учитель-логопед

МБДОУ "ДС "Золотой ключик" г.Тарко-Сале

Пуровского района ЯНАО

Великий восточный мыслитель Алишер Навои говорил: «Словом можно и убить, а можно мёртвых оживить».

Внимание и интерес к слову, интонационную выразительность речи надо воспитывать с раннего детства.

В этом плане особый интерес представляет театрализация, неотъемлемой частью которой является авторский диалог.

Использование игрового диалога позволяет расширить представления детей об окружающем мире.

Происходит пополнение словаря за счёт глаголов, прилагательных, однородных существительных.

Речь становится эмоциональной, выразительной.

У ребят появляется уверенность в своих силах и возможностях.

Чтобы речь была эмоциональной, выразительной и связной, необходима последовательная и целенаправленная работа, которая включает в себя следующие разделы:

1. Изображение эмоций в мимике и движениях.

Игры:

  • «Узнай моё настроение по моему лицу»
  • «Узнай, что у меня произошло, по манере разговора»
  • «Покажи своё настроение движением руки»
  • «Покажи настроение мимикой»

2. Мимика и зеркало.

а) Удивились и сказали: «О!»
Обрадовались встрече и сказали: «У!»
Рассердились на комара и произнесли: «Ы!»
Пообщались, по-доброму расстались.

б) Игра с использованием междометий.

«Подскажи словечко»

Те, кого охватит страх, произносят слово: «Ах!»

Кто встречается с бедой, произносит слово: «Ой!»

У кого захватит дух, произносит слово: «Ух!»

Кто отстанет от друзей, произносит слово: «Эй!»

3. Изображение эмоций с движениями и постановкой голоса:

Игры на прогулке.

Например:

- Мы бельчата. Играем в лесу.

- Потерялся бельчонок Пушок. Поищем его и позовем. Сначала тихо, потом громко. Затем каждый бельчонок позовёт отдельно, но так, чтобы в голоске чувствовалась грусть от потери.

Логопед:

- Пушок испугался и  на сосну забрался. 

- Как бельчонка нам позвать, чтоб опять не напугать?

Дети:

- Пушок, лапочка, иди к нам!

- Солнышко, спускайся!

4. «Оживление» неживых предметов с передачей сущности данных предметов.

а) «Оживление» предметов с опорой на стихотворение.

Яша думал:

Вещи все на разный лад,

Как живые, говорят.

Только сядешь ты на стул,

Он уж песню затянул:

- Ты опять сидишь, лентяй?

Встань, поди-ка, погуляй!

Только тронешь ты за дверь,

Заворчит она, как зверь:

- Ходят, бродят,

Вот беда!

То туда, то сюда!

За столом болтают звонко

Вилки, ложки и солонка.

Шумный, радостный народ,

Разговоров полон рот.

б) «Представь и покажи»

О чём говорили кит и маленькая аквариумная рыбка, довольный и недовольный карпы, веселый и грустный сомики, нахальный и вежливый заяц, большой обеденный стол и журнальный столик.          

Приведем пример игрового диалога, который можно использовать в структуре НОД по обучению грамоте.

Логопед:

- Ребята вы уже знаете о том, что нас окружают звуки. Звуки человеческой речи особенно интересны, потому что они помогают нам понимать друг друга, а звуки природы рассказывают нам, что происходит вокруг.

- Какие звуки мы с вами уже выучили?

Дети:

- Гласные и согласные звуки.
Логопед:
- Назовите гласные звуки.

Дети:

- А, У, И, Э, О, Ы
Логопед:

- Оставим звуки дома, а сами пойдём погуляем.

«А» - осталась на дорожке.

- Где А?

«О» - на полянке.

-  Где О?

«У» - под березкой.

- Где У?

«Э» - на сучке.

- Где Э?

«Ы, И» - на пеньке.

- Где Ы, И?

Логопед:

- Погуляли, а теперь идём в группу. Спросим у звуков, чем они занимались в наше отсутствие.

А? – А зарядкой занималось (отвечает и выполняет).

О? – О на солнышке валялось.

У? – У уснуло под шумок.

Э? – Э залезло на сучок.

Ы, И - вертелись и шутили, звуки гласные смешили.

- Налетел вдруг ветрогон, разогнал все звуки он У-У-У-УУ

Логопед:

- А сейчас, как говорится, «сядем рядком и поговорим ладком»

(Дети садятся за столы, поставленные полукругом).

- Ветер, ветер не шути.

Ты нам звуки собери.

- Ветер был своенравным и собрал только то, что захотел. Появилось слово «Ветер».

Построил ветер дом и собрал к себе своих родственников.

Игра «Собери родственников»
        Дети:

- Ветерок, ветрище, ветрило.
       Логопед:

- Каждый гость умел делать очень многое.

Ветерок хвастался:

- Я умею гладить, ласкать, играть, срывать, толкаться, шелестеть, шептать.

Логопед:

- Покажем, что ветерок делает?

Гладит (ласково проводим по головке);

Ласкает (скользящее движение по щеке);

Играет (перебираем пальчиками по столешнице);

Срывает (срываем листочек);

Толкается (движение руки от себя);

Шелестит (шелест листвы);

Шепчет (шепчем на ушко)

- Гладит что?

- Ласкает что?

- Играет с чем?

- Срывает что?

- Толкает что?

- Шелестит чем?

- Ветерок какой?

- Ласковый, нежный, тихий, теплый.

Затем можно предложить детям рассказать о том, как хвастался Ветрище.

Для релаксации в старшей группе компенсирующей направленности используются такие упражнения, как «Камень – вата», «Дубы и берёзы».

У многих ребят со сложными речевыми нарушениями процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Чтобы настроить ребёнка на рабочий лад, используются рифмованные миниатюры, в которых присутствуют эмоции, движение, постановка голоса.

Например:

«Устала наша бабушка,

Присела на порог.

- Куда пропал?

- Куда пропал?

- Куда пропал внучок?

Поохала, поохала,

Потом тихонько встала.

Пошла искать вокруг и около,

Пошла искать сначала.

В качестве физминуток используются упражнения для эмпатии.

Например:

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

Очень часто используются авторские диалоги.

Например: «Щенок и ёж»

Щенок:

Еж колючий, что с тобой?

Кто тебя обидел?

Ёж:

Почему же ты спросил?

Щенок:

Слезы я увидел.
        Ёж:

Солнце яркое блестит,

Солнце день к нам в лес спешит.

Как я рад траве, цветам

Птичьим звонким голосам.

Щенок:

Раз ты счастлив еж вполне,

Не понятны слезы мне?!

Ёж:

Ведь бывают слезы

И от счастья тоже!

Затем выполняются творческие задания (участие в авторских игровых диалогах).

Диалог «Карповна»

- Как тебя зовут?

-Карповна!

- Что ты делаешь?

- Каркаю.

- Что кричишь как на пожар?

- Нравится!  Нравится!

- Хор-р-рошая Я,

-Хор-р-рошая Я!

- Я- кр-расавица!

Диалог «Разговор с весной»

- Ну, весна, как дела?

-У меня уборка!

- Для чего тебе метла?

- Снег смести с пригорка.

- Для чего тебе ручьи?

- Мусор смыть с дорожек!

- Для чего тебе лучи?

- Для уборки тоже.

- Всё промою, просушу,

Вас на праздник приглашу!

Таким образом, в результате последовательной и целенаправленной работы можно достичь следующих результатов:

1. Ребенок умеет пользоваться словом, мимикой, жестом, движением, дикцией, выразительностью, эмоциональностью голоса и его оттенками для передачи состояния героя, его отношения к окружающему.

2. Умеет разбираться в понятиях и нравственных оценках. В разговоре уверен, интересен как собеседник.

3. Умеет слушать и понимать, сочувствовать и помогать. Не проявляет негативности по отношению к окружающему (ни словом, ни делом).

4. Умеет сыграть роль как «актёр».

5. Индивидуален в своих творческих поисках и активном участии в театральном действе.

 

Список литературы:

1. Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников», г. Москва, «Просвещение», 1985 г.

 2. А.Г. Арушанова Речь и речевое общение детей, г. Москва, «Мозаика- Синтез», 1999г.

3. Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко «Мастерская слова», Часть I, г. Москва, «Просвещение», 1994 г.

4. Е.И. Синицына «Умные стихи» Москва, «Лист», 2002 г.

5. З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго…», г. Москва, «Просвещение», 2001 г.

   «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008755, 0008756

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
Лилия Александровна 26.03.2023 10:46 #
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Очень интересный материал, буду применят в своей работе, большое спасибо!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 967
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.