О гендерном воспитании в детском саду или как научить мальчиков проявлять мужские качества

  сб., 28.08.2021

Автор:

Кузьмина Светлана Юрьевна,

музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад № 90 города Тюмени

Это необычная консультация для педагогов.

В детском саду я работаю уже третий десяток лет. И вот, что замечала: довольно часто педагоги дают ответственные задания девочкам. Мол, они исполнительнее, серьезнее и вообще, уж точно не забудут и сделают все, как надо. Ну, наверное, где-то девочки и серьезнее. Но, дорогие мои коллеги, давайте посмотрим в публикации последних лет в СМИ по поводу женских претензий к мужчинам(с): «…Мужчины перестали быть опорой…», «Настоящие мужчины исчезают как вид!», и т.д.

Начинают разбираться в этом специалисты различных направлений -  обвиняют обстоятельства, мол, педагогов-мужчин мало в школе (в детском саду и подавно), много неполных семей, и, якобы, исправить ничего нельзя.

Давайте посмотрим правде в глаза. Исправить можно, более того, это нужно исправлять. И начать мы можем уже сегодня, с детского сада. Да, мы, педагоги-дошкольники, в основном, женщины. Но разве это помешает нам объяснить мальчику, что он при любых обстоятельствах сильнее девочки? Разве это не дает нам возможности объяснить, что девочка потому и считается принцессой и красавицей, что есть тот мальчик, который о ней может позаботиться и защитить её?

Напомню, что по статистике мальчиков рождается больше девочек, примерно на 30%. Но уже после 20-30 лет после рождения количество людей противоположного пола, рожденных в один год, выравнивается (в силу различных травм, несовместимых с жизнью, и болезней), а затем и вовсе, после 50-60 печальная статистика приводит нас к данным, что мужчины живут меньше женщин, болеют серьезнее, до глубокой старости доживают единицы.

Теперь обратимся к истории. Войны были всегда. Мужчины там погибали, а женщины продолжали растить детей. В том числе, мальчиков, которые впоследствии становились воинами. Да, для обучения мужчины-воина нужен наставник-мужчина, как правило. Но ведь это не весь спектр воспитания мужчин. Женщина дает мужчине ощущение крепкого и надежного тыла. Женщина просит защиты, а мужчина эту защиту обеспечивает.

Как научить будущих мужчин предоставлять эту защиту девочкам?

Знаете, как расправляются плечи мальчишек, когда они слышат, что они – мужчины? У них включается ответственность за тех, кто рядом. Они начинают задумываться о последствиях свои поступков, пусть не сразу. Но это все равно начинает происходить.

Что мы можем сделать со своей стороны, как педагоги, на плечах которых лежит ответственность за будущее нашей страны? Пафосно звучит? А вы вдумайтесь. Где проводит ребенок больше времени с тех пор, как родители отвели его в детский сад? Дома или в семье? А в период школьной юности? А в студенчестве? Педагоги – его повседневное окружение. И давайте будем честны сами перед собой: это мы вкладываем в юные головы то, чем потом они наполнены последующие годы жизни человека. Значит, ответственность за будущее страны действительно в большой степени в руках педагогов?

А это подразумевает, что надо постоянно напоминать детям об их гендерной принадлежности и преимуществах каждой из них. У каждого пола своя роль в истории человечества. И целостность государства полностью зависит от понимания своих ролей в жизни. Если женщина вынуждена выполнять мужскую функцию, это не значит, что она перестала быть женщиной. Это просто означает, что больше некому это делать, как это было после ВОВ, когда женщины поднимали на своих плечах страну, ведь многие мужчины погибли или пришли с ранениями, из-за которых они не могли выполнять обычную мужскую работу. Это те обстоятельства, которые вынуждают женщину брать на себя обязанности за двоих.

 Но, если вдруг рядом с женщиной появляется мужчина, который понимает меру ответственности за свои поступки и их последствия, на чьи плечи она может переложить эти заведомо мужские заботы, поверьте, она это сделает.

Считаю, что гендерные различия у детей нужно и должно культивировать с раннего возраста, начиная это делать в семье и продолжая в учебных заведениях, и всячески поощрять изящество и нежность девочек, их стремление к рукоделию и желанию создать уют, создание красоты вокруг себя и для других, к заботе о малышах (куклах), а стремление защитить и помочь надо развивать у мальчиков, как и умение и желание создавать и созидать, ведь мужские задачи в жизни более глобальны.

Нужно, чтобы не началось той чехарды, которую в данное время мы наблюдаем в странах Запада. Когда ребенку предлагают выбирать, кем он станет: мальчиком или девочкой, тем самым травмируя незащищенную еще детскую психику, ломая судьбы и делая впоследствии людей несчастными.

Можно сколько угодно при помощи гормонов делать из мужчины женщину, но родить так, как это заложено природой в женском организме, он не сможет. Можно превратить женщину внешне в «настоящего мужика», но такой мужчина никогда не сможет зачать ребенка таким образом, как это предусмотрено мужским естеством. А ведь предназначение человечества – в продолжении рода. Мне кажется, что в данном случае, на Западе «выплеснули с водой и ребенка», потеряли саму суть гендерного разделения.

В нашей стране, где так сильны семейные устои и традиции у каждого живущего в России народа, на мой взгляд, шансов на привитие данной дикости, как многообразие гендеров, просто нет. Слишком много здравомыслия и критического мышления у нашего народа. Но попытки протолкнуть в общество мысли о нормальности многообразия гендеров делаются постоянно. Наверное, надеются, что народ привыкнет к этому, как к жужжанию мух, перестанет обращать внимание, и тут можно будет пролезть с этим уже дальше. Не привыкнет народ, не примет. Хотя, учитывая их назойливость, надо быть начеку.

Воспитывать в мальчиках чувство ответственности, осознания собственной силы и желание эту силу направлять в полезное русло хороших дел, умение заботиться о тех, кто слабее – вот то, что мы, педагоги можем и обязаны воспитывать в наших подопечных.

Для девочек отводится природой иная роль – это тоже мы должны учитывать в своей работе. Им предстоит стать матерями, женами -  опираясь на это предназначение и нужно выстраивать работу с девочками. Тем более, что они интуитивно сами стремятся исполнять эти роли в своих играх с куклами. Нужно просто понаблюдать и подкорректировать, как правильно обращаться с куклой в роли ребенка, если девочка исполняет роль матери.

Часто мы видим, как модель семейных отношений переносится в детские игры. Не разговаривая с детьми об их семьях, любой педагог, наблюдающий за играми детей, может рассказать о семье каждого достаточно много, например, пьют ли в семье, скандалят, либо, напротив, заботятся друг о друге, относятся к членам семьи с теплотой. Это отражение семьи в играх детей может стать темой для индивидуальных бесед педагога с родителями по поводу благополучного семейного климата.

Девочка должна вырасти в женщину, мальчик должен стать настоящим мужчиной. Не идти против природы. А продолжать жизнь рода человеческого, создавая семью, укрепляя государство. Ведь именно, опираясь на семейные ценности, наше государство живет, наша страна развивается.

Говоря ребенку «ты же мальчик» или «ты же девочка», мы, безусловно имеем в виду его гендерную принадлежность со всеми составляющими. Но ребенку это не очень понятно.

Например, мы говорим: «Ты же мальчик», а он слышит: «Не смей хулиганить».  Нужно обязательно эти выражения сопровождать подробными разъяснениями. Например, «Ты – мальчик, а это значит, что, когда ты вырастешь, станешь мужчиной. А кто такой мужчина, как ты думаешь?» И по мере ответов ребенка (сильный, большой, умеет драться) вставляем небольшую коррекцию, как: сильный – может помочь тому, кто слабее, большой – может, например, нести тяжелые сумки из магазина или строить дом, умеет драться, значит, сможет защитить тех, кого любит, от хулиганов. Вот тогда силовое превосходство мужской половины начнет восприниматься детьми не только как преимущество, но и как большая ответственность. Ответственность за свое поведение, осознание последствий любого действия – это краеугольные камни воспитания любого человека, как мальчиков, так и девочек.

Говоря девочке: «Ты же девочка», мы невольно формируем опять-таки, искаженное, недосказанное восприятие данного посыла. И снова подробно разъясняем, что быть девочкой - это значит быть доброй к малышам, уметь создать вокруг себя добрую атмосферу, уметь разрешить споры и конфликты без драк, не злословить, а уметь простыми словами высказать свое мнение, не обижая никого вокруг, стремиться к аккуратности и пр. Разумеется, педагогу нужно спрашивать каждый раз у ребенка, кем вырастет девочка, -  ну, конечно, женщиной. А какая она, женщина? Добрая, мягкая, мудрая (вспоминайте вместе о лучших женских качествах).

Постепенно эти образы укрепятся в памяти детей, и это как раз то, что будет формировать верные представления о гендерной принадлежности.

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные средства и методы гендерного воспитания, а также правильно осуществлять их подбор. Они помогают ребенку определять себя как представителя определенного пола, формируют положительное отношение к противоположному полу, способствуют формированию умения взаимодействовать с противоположным полом.

Уважаемые коллеги!

Будьте на страже верных природных направлений развития наших воспитанников. Чтобы впоследствии не получить из детей этакое «нечто» непонятной гендерной принадлежности, нуждающееся в глубокой психокоррекции и в помощи психиатров.

Очень хорошо помогают физически ощутить гендерные различия парные танцы. Это как раз способ дать возможность мальчику ощутить свои силы и ответственность, а девочке почувствовать свою красоту и ранимость, потребность в защите.

Расскажу о собственном опыте.

Перед началом разучивания танца пары ставятся с учетом пожеланий детей (некоторые дружат, кто-то имеет симпатии). И я объявляю, что в парном танце главные – мальчики. И с мальчиков я буду спрашивать правильную последовательность движений, правильное исполнение танца. А вот девочкам я НЕ разрешаю командовать в паре. Почему? Потому что мальчики в паре главные. Мальчики отвечают за соблюдение дистанции в парах при движении по залу. И если мальчик не будет знать движений в танце, то девочка никогда в такой паре не будет смотреться красиво. Даже если она самая красивая принцесса. Если мальчик сутулится или невнимательно выполняет все, что требуется, девочка не получается прекрасной.

Самое сложное в этом процессе – научить девочек доверять партнеру. Не напрягаться за двоих. А довериться тому, как он ведет пару в танце и контролирует процесс, не полагаясь на подсказки со стороны девочки.

Если вы объясните, что задача девочки – быть красивой и просто довериться партнеру, лидерство в паре автоматически падает на плечи мальчика. И поведение его постепенно меняется. Появляется серьезное отношение к процессу, становится некогда дурачиться и хулиганить – есть задача поважнее. Когда увеличивается ответственность со стороны мальчиков, то и поведение их становится именно таким, каким его мечтают видеть все педагоги – они делаются сосредоточенными, вдумчивыми, вежливыми(!), очень серьезно подходят к выполнению любого танцевального элемента.

Такой простой метод - переложить ответственность на плечи будущих мужчин. Но он дает отличные результаты как в плане дисциплины и танцевальных композиций, так и в плане акцентирования гендерных различий. Чего мы, собственно, и должны добиваться в процессе воспитания и обучения детей в детском саду.

Итак, уважаемые коллеги, перестаем бояться перекладывать ответственность за действия на плечи наших маленьких мужчин. Пусть с самого детства мужчина учится отвечать за результат труда своего и коллективного, либо результат своего партнера.

Главные качества характера закладываются в детстве. И мы наравне с родителями наших воспитанников несем за это ответственность.

Спасибо за внимание.

Интернет-источники по теме выступления:

https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-piedaghogh-5.html

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-gendernogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta

технологии гендерного образования детей дошкольного

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/gendernoe_vospitanie_doshkolnikov_v_usloviyax_detskogo_sada_posredstvom_razlichnyix_vidov_deyatelnosti/

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008546 скачать >>>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 99
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.