Логопедический игровой тренинг "Обучение старших дошкольников грамоте"

  пт., 20.03.2020

Автор-составитель:

Кривошеина Юлия Юрьевна

учитель-логопед

МАОУ Новотарманская СОШ


Логопедический игровой тренинг для воспитателей на тему :

«Обучение старших дошкольников грамоте в рамках реализации основной образовательной программы».

Цель тренинга : уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.

Ход выступления:

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, в соответствии задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

-Как вы считаете, необходимо ли обучение грамоте детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении и почему?

(Требования начальной школы стали выше. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой. Увеличивается число детей с фонетико-фонематическим нарушениями речи, с ОНР)

Чтобы предотвратить многие проблемы обучения в школе, мы начинаем готовить детей к О.Г. в детском саду.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поют птички!”, когда мы уже играем с малышами в игру «Молчанка» (раз, два,три, четыре , пять, начинаем мы молчать и тихонько слушать звуки)

 Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Наша задача, раскрыть перед ними  эти сложные вопросы.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

На помощь приходят различные приемы и методы, основанные чаще всего на игровых технологиях. В игре часто  сложное становится понятным и доступным.

Давайте  мы вместе в игровом тренинге в сравнении разберем основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте в старшей и подготовительной группах:

1 Сформированность звуковой стороны речи;

2. Сформированность фонематических процессов;

3. Сформированность звукового анализа и синтеза слов

Предлагаю разделиться педагогам на 2 группы (старшая, подготовительная) и уточнить их представление о процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте по предложенным компонентам.

Старшая группа

Подготовительная группа

IСформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров)

В норме

к 5 г. сформированы все свистящие и шипящие звуки(с,з,ц, ш,ж,щ,ч)

К 6г. звуки л, р.

Методы и приемы:

  1. Артикуляционная гимнастика

(выполняем с воспитателями комплекс упражнений для звуков л,р).

 2.Работа над речевым дыханием

3.Сказка о язычке знакомит с артикуляционным аппаратом

4.Анализ особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи (используют зеркало!)

 Я использую таблички  для артикуляционной характеристики звуков;       (показ профили звуков)

Допустимо формирование звука р к 6.5 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Анализ произнесения  звука могут производить без зрительного контроля.

 

 IIСформированность фонематических процессов,т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка

( фонематический слух)

Проигрываю с воспитателями

Игра «Поймай звук ладошками»

Звук [р]: папа, мама, рама, дома, Рома, ком, сом, дом, ром, коза, роза, роса, стул, стол, топор, заноза, забор, засор, том, торт и т.д.

 

Назови повторяющийся звук. Какой звук я загадала?

(шар, шуба, мешок, каша, душ, карандаш – [Ш]).

 

Все эти игры целесообразно применять на занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальной работе, свободной деятельности, различных досугах, так как они являются эффективной профилактикой акустической дисграфии.

Игра «Замени звук»

        Оборудование: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

         Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).(на р последний звук: кеды, сок,боб, удав)

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

 

IIIСформированность звукового анализа и синтеза слов

 Этап посвящается изучению гласных звуков.Дети при обучении навыкам звукового анализа нуждаются в слуховой и зрительной опоре: в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми.

  1. Для гласных я использую  систему символов, разработанную Т. А. Ткаченко Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука.(показ)

Использую сказочные сюжеты ((показ замки Гласных и согласных, феи из методического пособия Пожиленко «Волшебный мир звуков»)

 

Игра с воспитателями с гласными символами  «Рассели гласные звуки в домики»

Выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия;

На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.

 

  1. Следующая ступень в обучении – это знакомство с согласными звуками.

Мы с детьми учимся многократно произносить согласные, озвучивая картинки-символы: "мычим", "пыхтим", "свистим" и т.д.(символы Ткаченко)

Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками дети знакомятся со Звуковичками, город Звуков.

- Как проиграть?

Что определяют о звуке с помощью Звуковичка?

 (определяют их характер,

  находят Звуковичка соответствующего характеристикам  звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий,

 определяют в каком звуковом домике он будет жить)

Сравнивая гласные и согласные звуки, находим различия в артикуляции. Дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости и мягкости я учу детей, опираясь на слуховое восприятие и тактильные ощущения.

-Покажите приемы, основанные на тактильных ощущениях.

 Определите звонкость-глухостьзвуков Щ-Ж

(Так, например, глухость и звонкость мы контролируем при помощи гортани (руку надо положить на горло), а твердость-мягкость – с помощью кисти руки: если звук твердый – рука сжата в кулак «Камень», а если мягкий – расслаблена»Вата»

(С воспитателями провожу прием: Давайте, проверим звуки Щ и Ж данными способами)

В ходе второго этапа дети учатся

- выделять звук в ряду других звуков,

 --слог с заданным звуком в ряду других слогов,

- определять наличие или отсутствие звука в слове,

-выделять сначала начальный согласный, затем последний.

-Предлагаю обыграть "домики слова". для определения места звука в слове

Используя способ: интонационное выделение, протягивание звука, давайте поиграем. (Игра «Выберите картинки со звуком Л и «Посели слово в домик», где стоит звук Л (провожу с воспитателями).

 

 

 

 На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Осваивают способ слияния звуков в слоги.

 Здесь особенно широко используется прием «живые звуки».

Игра Дружные звуки («живые звуки»)

(проиграть с воспитателями обеи хгрупп)    Слово СУП

Выходят дети по количеству звуков в слове, берутся за руки. Педагог каждому из них шепчет звук, который ребенок должен будет произнести. Затем педагог поочередно на каждого ребенка кладет руку - «нажимает на кнопку», а дети произносят заданный звук. Остальные дети в это время внимательно слушают и пытаются понять, какое слово получилось.

Выполните Звуковой  анализ слова МАК На данном этапе вводятся упражнения с фишками (мы используем фишки, камушки марблс, пуговицы, кубики: красные для обозначения гласных звуков, синие для обозначения согласных твердых звуков, зеленые — мягкие согласные звуки).

(выполняют  с камушками марблс на данной звуковой линейке по алгоритму

1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)

2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (согласный, твердый)

3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (гласный)

4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (согласный, твердый)

5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)

6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?)

 4 ступень Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом.

Буквы являются графическим символом звуков. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний.(Рекомендую книгу Цукермана)

 Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Подбирайте много слов на заданную букву. И чтобы написание не расходилось с произношением. (Н-р, во многих настенных азбуках возле буквы О- обезьяна, вводит ребенка в заблуждение)

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендую следующие

 Игровые задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

-Буква сломалась

 

В подготовительной группе  умение анализировать усложняется.

-Как с помощью линейного алгоритма могут охарактеризовать звук? «Характеристика звука»

 

Соблюдаю правило!!!!!!!

-временно исключается пользование словами с другими сходными звуками, могущими привести к смешению.

Так, например, если вводится в анализ и синтез слово со звуком С, то исключаются слова со звуками 3, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ.

-берем слова, написание и произношение которых не расходится.

 

 

Берем за обозначение фишки трех цветов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Покажите приемы деления на слоги: каша, ремень

(Используем тактильные ощущения при вводе понятия слог (рука под подбородком)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые приемы

найди и опусти в "чудесный мешочек" игрушку, в названии которой второй звук гласный (У) (жук, кукла и т.д.).

 

Предлагаю обыграть

"домики слова"

(Игра « В каком доме живет каждое животное?» (подбери к схеме)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Живые буквы»

Раздаются карточки с буквами, картинки.  Слово ГУСИ

Взрослый показывает     картинку и называет по ней слово,     которое они будут составлять. Роль каждой из букв будут выполнять дети, у которых спереди прикреплены карточки с буквами. Дети должны построиться в ряд так, чтобы можно было прочитать заданное слово. Слова подбираются простые, без орфограмм. Например, мак, кот, дом, мышка, столик и т. д.

 

-Выполните Звуковой  анализ слова ЛУНА

(выполняют  с фишками по алгоритму. Но звуковую линейку выбирают сами, считая звуки)

«Собери рассыпанные буквы»

Формирование навыков чтения (слияние слогов) и печатания.

(показ дидиктической игры «Веселые слоги»)

 Спасибо, уважаемые коллеги, мне было очень приятно с вами работать!

 Перечень используемой и рекомендуемой литературы

1.     Бугременко Е.А. Цукерман Г.А. Учимся читать и писать.-М.:Знание,1994.-160 с.

2.     Букварь: учебное пособие/ Н.С. Жукова.-М.:Эксмо,Е.:ЛИТУР,2006.-96 с.

3.     Гризик Т.И. Развитие речи детей в 5-6 лет. -М.Просвещение,2004.-221с.

4.     Гомзяк О.С.«Говорим правильно в 5-6л/учебно-методический комплекс.-М.:Издательство ГНОМ и Д.,2009.

5.     Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7л/учебно-методический комплекс. -М.:Издательство ГНОМ и Д.,2009.

6.      Пожеленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.

7.     Развитие речи и подготовка к обучению грамоте : методическое пособие для педагогов / Т.И. Гризик, Л. Ф. Климанова, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвещение, 2006. — 94 с.

8.     Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. М.: ЮНВЕС,2001.

9.     Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста./ С.П.Цуканова, Л.Л. Бетц.- Цуканова С.П.Издательство ГНОМ и Д.,2008.

 Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/pamyatka-dlya-roditeley-zvukovichki-2009281.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/03/21/igrovye-tehnologii-kak-sredstvo-obucheniya-gramote-detey-s-ovz

https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00301738_0.html

«Свидетельство публикации в СМИ» Серия А №  0007606

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3189
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.