Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ

  чт., 20.02.2020

Составители:

Низамова Лейсан Мадехатовна,

Гусейнова Зумруд Бекбулатовна

воспитатели

МАДОУ "Детский сад "РУЧЕЕК" ЯНАО

Добрый день уважаемые коллеги. Тема нашего выступления «Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ»

         Мы решили раскрыть именно эту тему, потому чтоВ Детском саду «Ручеёк» только одна группа общеразвивающая, остальные комбинированного или компенсирующего вида. И каждую группу посещает ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Таким  детям очень тяжело адаптироваться в социальной жизни, наблюдается  низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности. Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы. Поэтому важно уделить особое  внимание формированию у детей  первоначальных графических навыков.

         В педагогической практике на сегодняшний день существует достаточное количество методик по развитию графомоторных навыков у нормально развивающихся дошкольников. Однако методический материал для формирования базовых графических умений и навыков у детей с ОВЗ не разработан. Кандидатом педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта Елена Александровна Кинаш с группой авторов разработали методику формирования графических умений и навыков у детей с ОВЗ.

         Упражнения разделены на 4 этапа с сериями заданий.Каждая из серий помогает ребенку приобрести определенные умения.

1 этап. Детям предлагается образцы линий, данные пунктиром, для закрепления умений правильно пользоваться пишущими предметами.

1 серия – прямые вертикальные прерывистые линии

2 серия – вертикальные линии в направлении сверху вниз

3 серия – горизонтальные прямые линии от одного объекта до другого

4 серия – ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах

5 серия – проводить безотрывно спиралевидную линию от центра

2 этап. Направлены на формирование зрительно – двигательной координации, умение ориентироваться на листе бумаги

1 серия – штриховка контуров геометрических фигур

2 серия – безотрывные линии дорожки

3 серия – ориентация на листе бумаги

4 серия – копирование изображений

3 этап. Формирование поисково-ориентировочных действий, умение ориентироваться на указатель – стрелку.

1 серия – формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта

2  и 3 серия – учатся ориентироваться на листе бумаги

4 серия – графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу

4 этап. Закрепление ориентации на строке, в клетке

1 серия – действия в пределах широкой строки

2  и 3 серия – ориентация в альбомном листе с крупной клеткой

4 серия – копирование графических элементов

5 серия – ориентация на узкой строке.

Комплексная работа педагога – дефектолога, воспитателей, логопеда, психолога в условиях дошкольных учреждений компенсирующего вида позволяет активизировать у детей с ОВЗ интеллектуальное и творческое развитие, познавательный потенциал, формировать графические навыки и повысить мотивацию к учебной деятельности.

 В дополнение к этим заданиям мы в своей деятельности используем лего-конструкторы.   

     Первоначально работа выполнялась по схемам, дети выстраивали фигуры рассматривая  готовые схемы. Со временем научились выполнять словесные инструкции.

     Чтобы легче было выполнять задания, используем модули одинакового размера и первый модуль на планшете ставит воспитатель. А остальные по инструкции выставляют дети. Работа проводится индивидуально или с малыми группами.

   Занятия графическими упражнениями отражаем в календарно-тематическом планировании как совместно-партнерская деятельность со взрослыми.

«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А №  0007263-0007264

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2312
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.