Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ |
чт., 20.02.2020 |
Составители:
Низамова Лейсан Мадехатовна,
Гусейнова Зумруд Бекбулатовна
воспитатели
МАДОУ "Детский сад "РУЧЕЕК" ЯНАО
Добрый день уважаемые коллеги. Тема нашего выступления «Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ»
Мы решили раскрыть именно эту тему, потому чтоВ Детском саду «Ручеёк» только одна группа общеразвивающая, остальные комбинированного или компенсирующего вида. И каждую группу посещает ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям очень тяжело адаптироваться в социальной жизни, наблюдается низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности. Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы. Поэтому важно уделить особое внимание формированию у детей первоначальных графических навыков.
В педагогической практике на сегодняшний день существует достаточное количество методик по развитию графомоторных навыков у нормально развивающихся дошкольников. Однако методический материал для формирования базовых графических умений и навыков у детей с ОВЗ не разработан. Кандидатом педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта Елена Александровна Кинаш с группой авторов разработали методику формирования графических умений и навыков у детей с ОВЗ.
Упражнения разделены на 4 этапа с сериями заданий.Каждая из серий помогает ребенку приобрести определенные умения.
1 этап. Детям предлагается образцы линий, данные пунктиром, для закрепления умений правильно пользоваться пишущими предметами.
1 серия – прямые вертикальные прерывистые линии
2 серия – вертикальные линии в направлении сверху вниз
3 серия – горизонтальные прямые линии от одного объекта до другого
4 серия – ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах
5 серия – проводить безотрывно спиралевидную линию от центра
2 этап. Направлены на формирование зрительно – двигательной координации, умение ориентироваться на листе бумаги
1 серия – штриховка контуров геометрических фигур
2 серия – безотрывные линии дорожки
3 серия – ориентация на листе бумаги
4 серия – копирование изображений
3 этап. Формирование поисково-ориентировочных действий, умение ориентироваться на указатель – стрелку.
1 серия – формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта
2 и 3 серия – учатся ориентироваться на листе бумаги
4 серия – графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу
4 этап. Закрепление ориентации на строке, в клетке
1 серия – действия в пределах широкой строки
2 и 3 серия – ориентация в альбомном листе с крупной клеткой
4 серия – копирование графических элементов
5 серия – ориентация на узкой строке.
Комплексная работа педагога – дефектолога, воспитателей, логопеда, психолога в условиях дошкольных учреждений компенсирующего вида позволяет активизировать у детей с ОВЗ интеллектуальное и творческое развитие, познавательный потенциал, формировать графические навыки и повысить мотивацию к учебной деятельности.
В дополнение к этим заданиям мы в своей деятельности используем лего-конструкторы.
Первоначально работа выполнялась по схемам, дети выстраивали фигуры рассматривая готовые схемы. Со временем научились выполнять словесные инструкции.
Чтобы легче было выполнять задания, используем модули одинакового размера и первый модуль на планшете ставит воспитатель. А остальные по инструкции выставляют дети. Работа проводится индивидуально или с малыми группами.
Занятия графическими упражнениями отражаем в календарно-тематическом планировании как совместно-партнерская деятельность со взрослыми.
«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0007263-0007264
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf