«Особенности использования интерактивных технологий в работе учителя-логопеда по формированию предпосылок к коммуникативным УУД». |
ср., 29.01.2020 |
Автор:
Якимец Ольга Алексеевна
учитель-логопед
МАОУ "Прогимназия "Центр детства"
г. Новый Уренгой ЯНАО
I категория, педагогический стаж: 23 года
Фoрмирование коммуникативных УУД является важной частью в системе целостного развития ребёнка, ведь именно при помощи устной и письменной речи ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Письмо и чтение – это интегративные навыки, которые включают работу высших психических функций, артикуляционного аппарата, слухового восприятия, анализа и самоконтроля. По мнению Л.С. Выготского, овладеть письменной речью можно «...только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи» [1]. По результатам мониторинговых исследований готовности к обучению в школе и проведённой дополнительной диагностики определился ряд трудностей.
Таблица№1
Виды ошибок при письме |
Возможные причины ошибок при письме |
Неправильная траектория движений при выполнении графического элемента, "зеркальное письмо", нарушение соотношения элементов букв |
Недостaточная сформировaнность зрительно-прострaнственного восприятия и зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, функциональное напряжение, трудность концентрации внимания. |
Неустойчивый почерк, сильный нажим, тремор. |
Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), функциональное напряжение. |
Пропуски, вставки, перестановки букв, недописывание слов. Редуцированное написание (как слышит). |
Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, неумение совмещать графическую и смысловую части письма, несфрмированность планирования, регуляции и контроля деятельности. |
Слитное написание слов или раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова. |
Нарушение звуко-слоговой структуры слова, неумение выделять речевые единицы, неумение совмещать графическую и смысловую части письма, трудности слухо-речевой памяти. |
Недостаточная сформированность процессов словоизменения и словообразования |
Проявления общего недоразвития речи, нарушение внимания, трудности слухо-речевой памяти, низкий лексический запас. |
Несоблюдение границ строки при письме, неправильное употребление предлогов |
Неумение рабoтать в строке, незнание слоговой структуры слова, трудности обозначения пространственных отношений. |
Искажение и несвязное изложение сюжета. |
Трудности установления причинно-следственных связей, трудности планирования и контроля деятельности. |
Чтение - сложный психофизиологический процесс, направленный на расшифровку и понимание письменного сообщения. При овладении чтением также обучающиеся могут испытывать некоторые затруднения:
Таблица №2
Виды ошибок при чтении |
Возможные причины ошибок при чтении |
Замена близких по конфигурации букв, |
Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти. трудности дифференциации букв, несформированность навыков слогослияния и фонематического слуха. |
Искажения, перестановки, вставки, пропуски букв, побуквенное чтение. |
Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти, выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной системы, трудности концентрации внимания. |
Побуквенное и слоговое чтение, ошибки при чтении по догадке. |
Недостаточная сформированность зрительного восприятия и звуко-буквенного анализа, трудности артикуляции и концентрации внимания, трудности восприятия незнакомого текста. |
Труднoсти понимания прочитанного |
Трудности автоматизации навыка чтения, низкий уровень оперативной памяти, несформированность навыков самоконтроля. |
Труднoсти воспроизведения текста. |
Несфoрмированность вербально-логического мышления, труднoсти краткoвременной слуховой памяти и концентрации внимания. |
Выявление причин трудностей навыков письма и чтения позволяет правильно построить не только коррекционную работу, но и организовать дальнейшее обучение ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Совместно с учителями нами был разработан и успешно проводится комплекс логопедических минуток. Логоминутки - это недлительные по времени (3-4 мин.) задания, нацеленные на улучшение речевой и пальчиковой моторики, формирование полноценных фонематических представлений, становление навыков звукобуквенного анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, различными способами словообразования и словоизменения, устранение недочетов в умении выстраивать определенные синтаксические конструкции. Логопедические минутки, проведенные в начале урока, выступают в качестве занимательного упражнения, быстро активизирует внимание, организуют учащихся. Проведенная в середине урока логоминутка, в виде игры дает детям возможность отдохнуть, переключить внимание. Когда основная работа на уроке связана с письмом на слух, можно дать упражнения, рассчитанное на зрительное восприятие, и наоборот, можно провести логоминутку в конце урока, когда основная учебная деятельность завершена. Ребята с радостью «поиграют», при этом, не задумаются о том, что от занятия к занятию эти «игры» служат важной частью профилактики и коррекции нарушений письма.
Некоторые задания логопедических минуток приведены ниже:
• Определять на слух пары звуков (работа с сигнальными карточками).
- Придумывать слова, в которых есть (например) звук С.
Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука:
В начале слова – сахар, слон, сумка;
в середине – миска, мост, маска;
в конце слова – овес, автобус, насос.
• Называть изолированно звуки в определённой последовательности, чтобы получилось слово: к, о, т. у, с, ы. в, а, з, а.
• Показать карточку - цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
- Раскладывать картинки в алфавитном порядке по названию изображённых предметов.
• Выделять первые (последние) слоги в каждом слове, чтобы получилось новое слово: карман, тарелка - карта; форма, ходули, волна - малина; молоко, сухари, помидор - коридор.
• Добавлять нужный слог: па...(кет, рад, лец), ма ... (кет, шина, лыш).
• Изменять один звук слова, составить цепочки слов (сом, сок, сук, суп, сух, сох, сор, сыр, сын, сон, сор, сом.)
• Выделять слова, которые спрятались в предложенных словах: (машина — шина, мишутка- утка, сумрак - рак, ласточка - точка)
• Составлять цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: (насос - суп - парта - арбуз).
• Бросать кубик и придумывать слово, состоящее из определенного количества звуков (слогов) в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
- • Выделять и записывать только гласные звуки в предложенном слове: (молоко - о,о,о; листик - и,и; пирамида - и,а,и,а).
• Подставлять по очереди слова в предложение.
Я налью молоко в стакан из... (миска, бидон, кувшин, графин).
• Находить неправильно написанную букву (о, с, а, э, е).
• Отгадывать, какое это слово? (Верхняя или нижняя часть слова закрывается листом бумаги.)
• Прочитывать слоги так, чтобы получилось сло
- Записывать слова под диктовку, а на месте буквы Ш написать стрелку вверх, а на месте буквы С стрелку вниз.
- Составлять слово из первых звуков названных слов.
Слон, трактор, радио, астра, удочка, сыр (страус)
Составлять слово из вторых звуков названных слов.
спутник, банка, творог, ключ, лимон, гном (павлин)
Составлять слово из третьих звуков названных слов.
Цепь, улитка, санки, тигр, ковёр, книга, сон (пингвин)
- Предъявлять карточки, где нужно поменять местами слоги, чтобы получилось слово (рогадо - дорога; мидорпо - помидор).
- Предъявлять запись на доске или на карточке щшщащйбщащщ и предлагать "освободить" слово от лишней буквы ( Шайба).
Формирование предпосылок для успешного усвоения грамоты и правописания необходимо осуществлять еще в дошкольном возрасте, причем эффективность этой работы зависит от определённых условий, которые являются слагаемыми нашего совместного успеха. Создание проблемно-игровых и проблемно практических ситуаций в жизнедеятельности дошкольников способствуют развитию не только мыслительных процессов, но и обогащают практические знания, формируя, таким образом, качества личности.
Алгоритм работы по результатам мониторинга готовности к школьному обучению, показал нам эффективность выбранного маршрута и необходимость дальнейшей коррекционной работы всех специалистов. Таким образом, положительная динамика возможна лишь при наличии системы совместной методической работы педагогов разных уровней образования, с использованием практико-ориентированных методов.
Список литературы:
- Выготский Л. С. Предыстория письменной речи. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис – М., Изд-во Моск. ун-та. 1980.
- Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пукти их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224 с.
«Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0007235
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf