"Что мы знаем о воде" Конспект НОД для детей 5-6 лет

  вс., 12.03.2017

Авторы-составители:

Фаррахова Гузель Фирдависовна ,

Плеханова Наталья Вячеславовна

воспитатели

МАДОУ ЦРР детский сад №158 города Тюмени

         Задачи:

Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажной маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Ход НОД:

Дети входят в группу. Воспитатель предлагает детям отгадать по буквам ключевое слово занятия:

 

        1

 

         2

 

        3

 

4

 

 

 

 

Воспитатель:

 В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит на третьем месте.

Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» и стоит в нем также на третьем месте.

В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога».

И в четвертой клеточке запишем букву, которая стоит на втором месте в слове «рама».

Воспитатель: Давайте теперь прочитаем, какое слово у нас получилось?

Дети: Вода.

Воспитатель: Мы сегодня с вами поговорим о воде и ее значении в нашей жизни. Представьте себе, что на нашей планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему? (Ответы детей. )

Воспитатель: Все живое на земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожит 3-4 недели, а без воды всего 3-4 дня, затем он погибнет.

На земле вода везде!  Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому ее называют "Голубой планетой" (показываю глобус).

Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру "Для чего нам нужна вода?"  (Дети по цепочке говорят для чего же она нам нужна 

 (умываться, мыть посуду, поливать растения, готовить еду и т. д.)   Молодцы, знаете, что без воды нам просто не обойтись, она нам очень нужна! 

Воспитатель: Верно, о воде еще говорят: водица-живица, то есть вода- это жизнь. Давайте пройдем в лабораторию и проверим, так ли это. Пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся яблоко, свежая рыбка, веточка бальзамина и картинка с изображением арбуза).

Воспитатель:

-  Сегодня мы говорим о воде,а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами ( полные ответы детей).

 -  Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды, яблоко тоже содержит сок, а вода - среда обитания рыбы.

- Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему? (ответы детей)

- Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. А еще бальзамин в народе получил название «Ванька-мокрый», так как перед дождем по краю листочков появляются многочисленные капли воды. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт. Веточка бальзамина была поставлена в баночку с водой, окрашенной в красный цвет.

 — Что вы заметили? (ответы детей). Стебель и листья окрасились в желтый цвет. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья.

Воспитатель:

- Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).

- Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей). - Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Капельки и тучка» На полу разложены обручи ( на1 меньше , чем детей)- это тучки. Все дети «капельки». Под музыку дети свободно перемещаются по группе, с окончанием музыки каждая капелька должна занять свою «тучку». «Капелька», которой не хватило «тучки», «испарилась». Игру повторяют 2-3 раза.  

Воспитатель: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим

Рассматривание  плаката «Круговорот воды в природе».

Воспитатель: Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.

 - Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды. - Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).

- Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, давайте  воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки. Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей). Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет.

Вывод: вчеловеке есть вода и при дыхании он её теряет.

 Приглашаю все в в лабораторию  для проведения опытов ( дети надевают фартуки и шапочки).

 - Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).

 - Как она попадает к нам в дом? (по трубам ,из реки).

 - Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).

- А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).

- Как вы думаете, что  за превращение происходит с водой? (её очищают).

-  Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.

- Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Туры. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду.

Опыт: Фильтрация воды.

 Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром. Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств, и  времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Стихотворение:

Течет река издалека,

Течет река издалека,

Как хороша и глубока,

А может это океан?

Дошкольник Сидоров Иван

 Забыл закрыть на кухне кран.

- Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.

Рефлексия

Ребята, скажите, вам понравилось быть учеными? Давайте каждый из вас продолжит предложение:

-  Было интересно узнать, что…

- Мне особенно понравилось...

- Сегодня я узнал…

Итернет-ресурсы:

http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-nod-v-starshej-gruppe-chto-my-znaem-o-vode-govoryat-ona-vezde.html

http://doshvozrast.ru/konspekt/ekologiya23.htm

http://festival.1september.ru/articles/581668/

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-v-starshey-gruppe-detskogo-sada-tema-chto-mi-znaem-o-vode-govoryat-on-676195.html

http://festival.1september.ru/articles/595611/

 

Авторы-составители:

Фаррахова Гузель Фирдависовна ,

Плеханова Наталья Вячеславовна

воспитатели

МАДОУ ЦРР детский сад №158 города Тюмени

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

для детей 5-6 лет (старшая группа)

«Ходит капелька по кругу»

Задачи:

  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
  • Дать детям понятие о значимости воды в природе, ее экономии.
  • Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме.
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Ход образовательной деятельности:

Звучит аудиозапись «Журчанье ручья».

Воспитатель. Ребята, вы слышите, что-то шумит, как вы думаете, что это за звуки? (Это звуки воды.)

-Я с вами согласна. Это журчит вода.  И сегодня речь пойдет о воде.

Воспитатель прикрепляет слово «вода» на мольберт.

-Ребята, воду очень часто изображают в виде капельки (показывает мягкую игрушку «капельку»)

-Капелька приглашает вас поиграть. Вставайте в круг. Будем передавать капельку по кругу и произносить слова:

«Вы ребята, не зевайте, «капельку» передавайте

а кто капельку возьмет, отвечать сейчас пойдет».

У кого в руках оказалась «капелька» тот подходит к подносу, на котором лежат картинки с изображением представителей живой природы. Воспитатель предлагает ребенку взять с подноса одну картинку. Что? или Кто? Изображено на картинке? (медведь).         Как ты считаешь, медведю нужна вода? Зачем? Для чего? Ребенок отвечает и прикрепляет картинку на мольберт рядом со словом «вода».

Игра возобновляется. Следующий ребенок берет другую картинку и т.д.

Когда все картинки прикреплены на мольберт, воспитатель делает вывод: «Всем представителям живой природы нужна вода. Без воды нет жизни на Земле».

-Скажите ребята, где люди берут воду? (из крана). А в кране откуда берется вода? (ответы детей).

-Правильно. Из реки, по специальным трубам вода поступает к нам в дома. Наш город очень большой, и воды ему требуется очень много. Поэтому, мы должны беречь воду. Что мы можем сделать для этого? (ответы детей).

-Как вы думаете, почему вода в реке не заканчивается? Как река пополняет свои запасы? (ответы детей)

-Я предлагаю вам на опыте посмотреть, что происходит с водой в природе. Приглашаю вас в нашу лабораторию. (дети занимают места вокруг стола).

Опыт заключается в следующем:

В электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке хорошо видно, как из носика чайника вырывается пар. Откуда он взялся? Ведь в чайнике была только вода. С помощью детей воспитатель формулирует первый вывод:

«Вода при нагревании превращается в пар».

Затем к струе пара воспитатель подносит холодное стекло (зеркало). Подержав какое-то время стекло над паром, приглашает детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно сухим и чистым. Делают вывод:

«Когда пар попадает на холодное стекло, он опять превращается в воду». 

-Так происходит и с водой в природе. Выходите, ребята, на ковер. Сейчас зазвучит музыка и мы с вами превратимся в маленькие ручейки, каждый ручеек бежит по своей дорожке. (дети под музыку хаотично двигаются на ковре). И вот из множества ручейков образовалось большое озеро (дети встают в круг). Выглянуло солнце, оно стало нагревать воду. От жарких лучей солнца вода стала превращаться в пар, который стал подниматься в небо все выше и выше (дети тянут руки вверх, встают на носочки). Но высоко в небе было так холодно, что из пара стали опять образовываться капельки воды, которые собрались в огромную тучу (дети берутся за руки). Туча стала такой тяжелой от капелек воды, что пошел сильный дождь. (дети стучат ладошками по коленям «шум дождя»). Дождевые капельки попали в ручейки, и вода возобновила свой путь. Этот процесс называется: «Круговорот воды в природе».

А сейчас сядьте на ковер, закройте глаза и подставьте свою ладошку. Тот, кто почувствует, что ему на ладонь упала капелька воды, тот тихо встанет, выберет для себя занятие по интересу и продолжит работу самостоятельно.

На выбор детей представлены следующие игры и упражнения:

  • Переливание воды пипеткой из одной емкости в другую.
  • Переливание воды «грушей» из одной емкости в другую.
  • Переливание воды «губкой» из одной емкости в другую.
  • Материал для опыта «вода-растворитель» (сахар, кофе, песок, соль т.д.) что растворилось, а что нет.
  • «тонет не тонет».
  • «математическая рыбалка».
  • Разрезные картинки «вода в природе».
  • «подбери словечко» (однокоренные слова к слову «вода»).
  • «подбери словечко» (прилагательные к словам «дождь», «облако»).
  • Раскраски «На реке», «В море».
  • Схема и бумага для изготовления корабликов способом оригами. (можно устроить соревнования «чей кораблик быстрее доплывет»).
  • Трафареты «морские животные», «речные рыбы».
  • Режиссерская игра «У реки».

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 5816
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.