«Птицы - наши друзья» ОД в старшей группе

  вт., 19.04.2016

Составитель:

Попова Любовь Васильевна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с №1 города Тюмени         

  

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

«Птицы - наши друзья»

Программные задачи:

  • Учить наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.
  • Развивать познавательно-исследовательский интерес, путем установления связи между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
  • Раскрыть значение поговорки: «Как с гуся вода». Упражнять в образовании однокоренных слов.
  • Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства объектов. Воспитывать любовь и заботливое отношение к живой природе (птицам).

Материал:

  1. Кормушка, пёрышко, магниты, магнитная доска.
  2. Геометрические фигуры большого формата (овал, круг, два треугольника, три прямоугольника).
  3. Дидактическое пособие – дерево выпиленное из ДСП.
  4. Дидактическая игра «Найди птенцов» (дерево на большом формате: птицы сидят в гнёздах).
  5. Демонстрационный материал: картинки (зимующие птицы, перелетные, птенцы, синичка).
  6. Для экспериментальной деятельности педагога с детьми: макет водоплавающей птицы – утки, таз, лейка с водой.
  7. Для индивидуальной экспериментальной деятельности детей: тазы с водой, кисти, листы белой бумаги, доски, салфетки бумажные, подсолнечное масло в чашечках.
  8. Для художественно-эстетического развития запись «Пение птиц».

Заготовки птиц из пластилина, доски для лепки, перья в тарелочках, стеки, бумажные салфетки.

Предварительная работа:

  1. Словесные игры: «Назови части тела птицы», «Угадай птицу по описанию».
  2. Дидактические игры: «К кому прилетела сорока белобока», «Сложи птицу», «Чем отличается?», «Птичья столовая».
  3. Чтение русских народных сказок: «Гуси – лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка».
  4. Заучивание скороговорок: «Кукушка кукушонку купила капюшон…», «Проворонила ворона вороненка…». Заучивание физминутки «Лебеди».
  5. Беседы на тему: «Письмо снегирю», «Птичья столовая», «Первые вестники».
  6. Художественное творчество: лепка птиц, рисование «Синичка-невеличка», «Красногрудые снегири».
  7. Праздник «Мы друзья природы».
  8. Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели».

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу и вижу на нашей кормушке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать? Ну тогда мальчики пойдут к доске и из геометрических фигур сложат модель птицы. (Выполняют)

Кто же это? Как вы догадались? Скажите, что у нашей синички треугольной формы? А что прямоугольной? А какой формы у птицы туловище? А какой формы голова? Ребята, а вы знаете что синичка – кочующая птица. А называют её кочующей потому, что весной она улетает в лес, там проводит всё лето, а осенью возвращается к нам в город и здесь проводит зиму.

Ребята, мы всю зиму подкармливали птиц на нашем участке, приносили им в кормушку хлеб, семечки, кусочки сала и т.д. А как же одним словом назвать тех птиц, которые здесь зимовали? (Зимующие).  А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково».

Я вам буду называть большое слово,  а вы мне его уменьшительно-ласкательную форму:

большая голова, а маленькая …;

хвост -  ….;

крылья - …;

клюв - …;

лапы - …;

глаз - ….

Дети, а как назвать одним словом птиц, которые осенью улетели, а весной к нам в город вернулись? (Перелётные). Молодцы!

Воспитатель:Что-то наша березка совсем опустела. Давайте позовем наших друзей птиц. Пойдут девочки и посадят на наше дерево только перелетных птиц. Назовите их: грач, скворец, жаворонок, соловей, гусь, лебедь, утка, аист, журавль, цапля и т.д. Как они называются одним словом – перелётные. А почему не посадили ворону, сороку, дятла, воробья, голубя? (Зимующие).

Ребята, а что весной делают птицы? Чем они заняты?

(Звучит тревожная музыка, запись крика птиц).

Ой что это? Почему птицы так расшумелись?

(Показ большого дерева на ватмане с птицами в гнёздах).

Наши птицы тоже свили себе гнёзда, но где же их птенцы? Налетел ураган, ветер и нес всех беззащитных птенцов из гнёзд. Давайте им поможем, посадим каждого птенца в своё гнездо к своей маме-птице и правильно его назовём. Посмотрите как это сделаю я: у грача – грачонок (у галки – галчонок, у воробья – воробушек, у голубя – голубёнок, у журавля – журавлёнок, у цапли – цаплёнок, у кукушки – кукушонок, у скворца – скворчонок, у сороки – сорочёнок, у утки – утёнок, у гуся – гусёнок, у аиста – аистёнок, у лебедя – лебёдыш).

Спасибо ребята, помогли птенцам отыскать своих мам-птиц. Пора и отдохнуть.

Физминутка: Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качают головой, прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно на воду садятся.

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!

(Показывает макет гуся)

Кто это? Потрогайте его, погладьте.

Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так говорят? Как вы её понимаете? Посмотрите, я из лейки лью на гуся воду, а перья не намокают, вода с них скатывается и стекает. Хотите узнать, почему так происходит? Почему вода не задерживается, а стекает? Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.

Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?

Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны  жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное.

Воспитатель:Дети, а могут ли птицы жить без перьев? Почему? Правильно, перья сохраняют тепло, перья дают возможность птицам летать. У нас сейчас ранняя весна и наши птицы, которых мы слепили, тоже могут замерзнуть без перьев. Давайте их оденем в оперение.

Дети садятся на свои рабочие места, берут заготовки птиц из пластилина и украшают их пёрышками.

Подводится итог образовательной деятельности. Что понравилось? Что нового узнали? Чем больше понравилось заниматься? Что нового еще хотят узнать? Закрепить дома название птенцов.

Интернет-ресурсы:

http://www.docme.ru/doc/276811/proekt-nablyudenie-za-pticami-na-kormushke

https://sites.google.com/site/komanda3school2/3-etap-a-nuzno-li-podkarmlivat-ptic-zimoj

http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/149/7664/

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/17/integrirovannoe-zanyatie-zdravstvuyte-ptitsy

http://www.leon4ik.com/load/metodicheskie_materialy_dlja_pedagogov/plany_zanjatij_i_konspekty/konspekt_zanjatija_na_temu_vodoplavajushhie_pticy/81-1-0-2109

http://axi-us.ru/clauses/kategoriya-novykh-rabot-statey-2-/orpar/--konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-ekologicheskikh-1525/

http://znanija.com/task/9920669

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-opytno-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-s-perom.html

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 4420
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.