В гостях у бабушки Маланьи (Знакомство с тюменским ковром)

  вс., 17.01.2016

Автор:

Клишкина Надежда Борисовна,

воспитатель МАДОУ д/с №186 города Тюмени

Конспект НОД в средней группе

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие, «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие»

Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, самовар, сундук, дорожки, валенки, лапти).

Познакомить детей с традиционным тюменским ковром.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Учить выполнять коллективную аппликацию в нетрадиционной технике.

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать умение взаимодействовать в группе, воспитывать взаимопомощь.

Развивать коммуникативные умения при помощи народных игр.

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.    

Образовательная область «Речевое развитие»:

Развивать монологическую речь.

Обогатить словарь детей новыми словами: горница, ухват, коромысло, самовар, чугунок, лапти.

Активизировать в речи глаголы (плести, вышивать, валять, резать, расписывать, ткать), существительные (пряжа, нити, основа, розы, листья, букет), и прилагательные (махровый, старинный, знаменитый, тюменский, шерстяной, деревянные).

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать двигательную активность, интерес к народным играм.        

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов «Старая Тюмень», «Тюменские промыслы», «Достопримечательности Тюмени», книг, фотографий о родном городе.

Рассматривание куклы в народном костюме, старинной одежды и обуви.

Рассматривание посуды расписанной урало-сибирской росписью.

Слушание песен о Тюмени.

Беседа «Памятные места Тюмени».

Чтение русских народных потешек, закличек.

Материалы и оборудование:

Группа оформлена как русская изба с предметами быта: печь, сундук, стол, старинная посуда, утюг, самовар, ухват, коромысло, чугунок, валенки, лапти, образец тюменского ковра (ковровышивка).Изба украшена вышитыми салфетками, ткаными дорожками, на столе -  вышитая скатерть.

Для игр: 2 корзины разных цветов (красная и синяя), шишки; карточки с изображением геометрических фигур разного цвета.

Аудио записи: песня Филипенко «Наш автобус голубой»

Презентация «Тюменский ковер», проектор, экран, ноутбук.

Для аппликации: листы бумаги форматом А3 (3-4 заготовки с цветным изображением мотива тюменского ковра), тарелочки с короткими шерстяными нитками (длина 1,5-2 см) красного, зеленого и черного и белого цветов (нити разложены в тарелочки по цвету), клеенки, клей (ПВА),  клеевые кисти, подставки для кистей, салфетки (на каждого ребенка).

Угощение: сушки, пряники, печенье, чай.

Утром в группу приходит письмо от бабушки Маланьи:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам ваша давняя знакомая бабушка Маланья. Хочу поблагодарить вас за дом, который вы помогли мне построить. Он получился теплым, уютным. Живу я в нем хорошо, и вас вспоминаю. Очень я по вам, мои дорогие, соскучилась.

Приглашаю вас в гости! Приезжайте, жду с нетерпением!»

Воспитатель: Ребята, навестим нашу бабушку Маланью? Посмотрим, как она живет?

На чем мы можем к ней доехать?

(на машине, на автобусе)

Воспитатель: Предлагаю поехать на автобусе. Приобретайте билеты на автобус (раздает карточки-билеты). Обратите внимание – геометрические фигуры на билетах показывают, какое место в автобусе вы должны занять. (Дети занимают места, звучит музыка Филипенко «Наш автобус голубой», проводится игра-воображение).

Появляется бабушка Маланья.

Маланья: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне приехали! Проходите ко мне в горницу, посмотрите, как я обустроилась в моем доме.Все у меня здесь по старому, как жили мои дедушка и бабушка. Люблю я наш русский быт, нашу старину.

Раньше все в избе делалось своими руками – мебель и посуда, одежда и обувь. А вы знаете, чем в старину занимались наши тюменские мастера?

(Плели лапти, валяли валенки, делали деревянную посуду, игрушки, расписывали посуду, сани, вязали, вышивали, ткали половики).

Маланья: Долгими зимними вечерами резали миски, ложки, ткали, вышивали. А еще песни пели и загадки сочиняли. Ох, ребята,  загадок в моей горнице видимо-невидимо.Попробуйте их отгадать. (Достает шкатулку с загадками или рассматривают предметы в горнице).

  1. Сидит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (самовар).

  1. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

А сам в угол идет. (ухват).

  1. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Там, где в печке уголек,

Кашу сварит…(чугунок)

  1. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит ведра… (коромысло)

5.Сама не ест, а всех кормит. (ложка).

6.Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…(лапти).

Маланья: Комнату в старину называли горницей. Посреди горницы ставили печь. Она служила источником тепла и света.

Воспитатель: Маланья, наши ребята знают стихотворение про русскую печь.

Ребенок:

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Воспитатель: Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная была? Где в горнице пищу приготовить? Чем избу обогреть? В ней и каша кипит, и хлебы пекутся-подрумяниваются, и тепло от нее, и поспать-подремать на ней можно, поэтому и песни о печи поются и хороводы пляшутся. Давайте и мы встанем и заведем игру веселую.

Проводится игра «У Маланьи,у старушки»

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей. (останавливаются)

Все без бровей, (закрывают руками брови)

Вот с такими ушами, (показывают «большие уши»)

Вот с такими носами, (показывают «большой нос»)

Вот с такими усами, (показывают усы)

С такой головой, (показывают «большую голову»)

С такой бородой. (показывают бороду)

Ничего не ели,

Целый день сидели, (присаживаются на корточки)

На нее глядели,

Делали вот так… (повторяют за ведущим любой смешное движение).

Воспитатель: Ребята, давайте покажем бабушке Маланьюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»

Игра «Что было, что стало»

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают:

1.Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).

2.Раньше в печи готовили, а теперь (на плите).

3.Раньше на лавках спали, а теперь (на кровати).

4.Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).

5.Раньше воду из колодца носили, а теперь (из водопровода льется).

Маланья: Повеселились от души, пора и стол накрывать. А кто знает, что самое главное на столе должно стоять? Самовар!

А вы знаете ребята, что раньше самовар разжигали сначала еловыми или сосновыми шишками, а потом уже дрова подкидывали. Давайте, ребята, и мы с вами попробуем самовар разжечь, но сначала нам нужно насобирать шишек.

Игра «Кто быстрее насобирает шишек». (Под музыку девочки собирают шишки в красную корзину, а мальчики – в синюю).

Маланья: Пока самовар закипает, хочу вам рассказать, то, что слышала от бабушки и дедушки. Садитесь поудобней. (Дети рассаживаются напротив экрана, звучит русская народная мелодия).

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ свой поведу.

Любили люди в старину украшать свой дом красивыми изделиями. Слышала я о знаменитых тюменских коврах, которые прославились на весь мир, делали их тюменские мастерицы. (Презентация «Тюменский ковер». Показ слайда 1).

Ткали его из шерстяных нитей на специальном ткацком станке, который делали из дерева (слайд 7).

Тюменские мастерицы создавали красивые узоры – на черном или белом фоне расцветали яркие цветы: красные, розовые, оранжевые розы, обрамленные зеленой листвой (слайд 2).

Такие ковры ткали во многих деревнях и селах Тюменского уезда и украшали ими свой дом (слайд 3).

Создавался такой ковер в долгой кропотливой работе. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству: от бабушки к внукам, от матери – детям. Большими коврами украшали дом, а небольшие махровые ковры стелили в сани, чтобы уберечь путников от лютого мороза. (слайд 4).

Тюменский ковер был известен во всем мире. Знаменитый художник Суриков написал картину «Взятие снежного городка», на которой запечатлел тюменский ковер. Это ковер с длинным ворсом, на котором на черном фоне изображен крупный букет роз и маков в обрамлении пышных листьев (слайд 5).

На ярмарки в Тюмень приезжало много народа из окрестных сел, а также из стран далеких. Отсюда увозили тюменскую знаменитость в разные края (слайд 6).

Маланья: Ребята, ковры не только ткали, но и вышивали. Я тоже начала вышивать такой ковер, хотите посмотреть? (показывает начатую работу).

На хлопковой основе сначала наносили узор, а потом нарезали короткие цветные ниточки и завязывали по рисунку узелочки. Там где нарисован зеленый листик, завязывали узелочки из зеленой пряжи, где нарисован красный цветок – из красной пряжи (показывает провязывание нескольких узелков).

Слышала я, что скоро будет большая ярмарка, где будут разные мастера показывать свое мастерство и свои товары. Давайте и мы с вами прославим нашу Тюмень, покажем всему миру знаменитые тюменские ковры?

Скажите, что нам для этого понадобится? (разноцветная пряжа, основа).

Посмотрите, ребята, основу я уже приготовила 2 рисунка для ковра (2 основы)и нанесла на них узор. (подходят к столам, рассматривают материалы). Осталось раскрасить узор этими красивыми ниточками. Мы будем наносить клей поочередно сначала на один листик и посыпать сверху зеленые ниточки; потом закрасим цветы. Давайте один ковер сделают мальчики, а другой – девочки. А потом посмотрим, чей ковер красивее получился. (Выполняется коллективная работа, звучит русская народная мелодия).

Маланья: Какие замечательные ковры получились! (рассматривают работы, сравнивают) Давайте украсим ими мою горницу. Когда будет ярмарка, мы вместе с вами поедем на этот праздник и повезем наши ковры на показ.

Ну вот, потрудились на славу! А теперь приглашаю всех к столу отведать моего угощенья!(Чаепитие)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 4676
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.