Конспект НОД Звуковая культура речи: звук «Ц»

  вт., 05.11.2013

Автор:

Воронцова Светлана Павловна,

воспитатель

МКДОУ детский сад "Ёлочка"

с.Болчары , Кондинского р-на ,Тюменской обл.

Цель

-упражнять детей в произнесении звука «ц» ( изолированного, в слогах , в словах )

-совершенствовать интонационную выразительность речи

-учить различать  слова  со звуком  «ц» .

-развитие фонематического слуха ,творческого воображения ,мелкой моторики пальцев рук

                                                    Ход занятия.

 К нам в гости пришёл наш друг Гном и просит его научить правильно произносить звук «ц». Поможем.

Воспитатель предлагает обратиться к волшебным зеркалам и сделать артикуляционную гимнастику

Комплекс артикуляционной  гимнастики

«Улыбка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке Зубы сомкнуты и не видны.

«Птенчик»

Широко открыть рот ,как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот ,стараясь не напрягать язык.

«Заборчик»

Улыбнуться(зубы сомкнуты и не видны ).Удерживать губы в таком положении.

«Наказать непослушный язычок»

Приоткрыть рот , спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами , произносить «пя –пя -пя…».

«Трубочка»

Открыть рот , высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать «трубочку» из языка губами.

«Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

А сейчас послушайте загадку:

-Два конца ,два кольца,

А по середине гвоздик.

Воспитатель хвалит детей и ,слегка интонируя слова ,произносит :солнце, ножницы ,цапля, кольца.

-.Какой звук я выделила? Звук «ц» правильно .Его тоже надо научиться правильно и чётко произ-носить. Наш Гномик уже просится с ним поиграть. Присоединяйтесь.

Воспитатель просит кратко и громко несколько раз произнести звук «ц» (ц-ц-ц-ц-ц ) –губы в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубы.

-Вспомните , какая птичка поёт эту песенку .Конечно ,синичка. Сделайте из пальчиков клювики и пусть ваши синички поговорят друг с другом.(дети выполняют упражнение).

Гимнастика для глаз.

Пусть наша волшебная синичка «полетает»а мы последим за  ней  глазками. Покажите Гномику ,как мы тренируем глазки 

- Полетела вверх синичка ,покружилась ,покружилась и на землю опустилась.

Походила вправо , влево , на окошко полетела.

Далеконько улетела ( всматриваются в даль ),вновь на форточку присела.

Ей ресничками маши и в дорогу проводи.

Воспитатель предлагает посмотреть на картинки животных и разучить звукоподражания.

Белочка- цик- цик

Лошадка – цок-цок

Бабушка цыплят созыват – цып-цып

Кошка мышку ловит – цап-цап.

Воспитатель предлагает детям объединиться в круг. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

С одновременным проговариванием слогов ца, цо,  цу, цы. Сначала правой рукой ,затем левой затем одновременно двумя руками.

Игра  «Разговорчивые человечки»

Стоя в круге парами (обращаясь  друг к другу ) проговорить за воспитателем  комбинации слогов в различных интонациях, сопровождая произвольными движениями:

Са-ца ; сы-цы ; со- цо; сэ – цэ ; су-цу

Воспитатель предлагает так же проговорить  чистоговорку, сопровождая танцевальными движениями  :

ЦА –ЦА-ЦА – вот идёт овца.

ЦУ –ЦУ –ЦУ –накормлю овцу.

ЦЫ –ЦЫ –ЦЫ – несу сено для овцы.

ЦЕ –ЦЕ –ЦЕ –сена дам овце.

Дети садятся за столы. Предлагается игра «Лабиринт»

(на картинках дети видят изображения предметов со звуком  «ц» ,им предлагается подобрать как можно больше слов к первой картинке , например :»Птица какая - птица красивая ,птица  маленькая …

К следующей картинке двигаться по направлению  стрелки.

-таблица ( птица –солнце –яйцо-цыплёнок  и т.д. )

А сейчас посмотрите на  картинки на ваших столах  и послушайте задание:

«Назовите предметы нарисованные на картинке и обведите те из них  в которых слышится звук «ц»

Один ребёнок проговаривает ход выполнения у доски-остальные дети  выполняют задание на  своих местах.

Все славно поработали и заслуживают весёлого  отдыха.

Дети поют и танцуют «Танец червяков» (диск

В вечернее время детям предлагаются раскраски с изображением  зайца и цапли.

 Родители получают домашнее  задание: разучить с детьми загадку :

«На шесте - дворец ,во дворе –певец. Кто это»-скворец

Литература , использованная для составления конспекта:

-О.Новиковская – «100 упражнений для развития речи

-В.Гербова – «Занятия по развитию речи в  средней группе детского сада»

-Рабочая тетрадь  «Уроки грамоты для  малышей» (Школа семи Гномов )

-Л.Комарова «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях.

-Е.Железнова - «Логоритмика"

От автора: 

Автоматизация звука «Ц.» проводится, в общем-то,  традиционно и включает в себя:

-артикуляционную гимнастику

-упражнения на автоматизацию звука «Ц.» изолированно

Что бы занятие увлекало  ребёнка  и приносило ему радость,  целесообразно,  одновременно с автоматизацией  звука, развивать мелкую моторику, творческое воображение. И ,как результат ,

мы получаем более быструю автоматизацию звука в спонтанной речи, наблюдаем  развитие  фонематического слуха, развитие мелкой моторики пальцев рук, активизацию памяти, внимания, мышления.

Детям нравятся такие занятия. Они испытывают радость самовыражения , получают заряд    положительных эмоций .Игра же в своё время побуждает ребёнка к активному общению, создаёт комфортную обстановку пребывания в группе.

 Артикуляционная гимнастика проводится с использованием зеркал.

В отсутствии логопеда в ДОУ такие занятия, наполненные рядом вспомогательных приёмов,

просто необходимы.

Большое  наличие методической литературы позволяет  подготовить занятие  достаточно быстро.

Св-во о публикации в СМИ  Серия А 0002226 ШПИ 62502666132212 дата отправки 16.11.2013г.  

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 18413
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.