Перспективное планирование по нетрадиционным художественно – графическим техникам в соответствии с лексическими темами область «Художественное творчество» (старшая и подготовительная группа)

  ср., 20.02.2013

В нашем детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, желтый, вместо фиолетового – голубой, синий и т.п.), причем перенос этот является стойким.

Малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. Если дети с нормально развитой речью в шестилетнем возрасте свободно используют слова – определения «зеленоватый», «светло-желтый», «голубой» и т.п., то дети с общим недоразвитием речи такими определениями не владеют. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Все это говорит о том, что с детьми, страдающими недоразвитием речи, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования  с помощью нетрадиционных методик.

Изобразительная деятельность с применением  нетрадиционных материалов  и техник способствует развитию у ребенка:

    Мелкой моторики и тактильного восприятия;

    Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

    Внимания и усидчивости;

    Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

    Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

В помощь педагогам я разработала перспективное планирование по нетрадиционным художественно – графическим техникам в соответствии с лексическими темами.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Непосредственно-образовательная деятельность

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Литература

Сентябрь

1

Диагностика

По замыслу

(свободное экспериментирование с материалами)

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста.

2

Диагностика

По замыслу

 (свободное экспериментирование с материалами)

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста.

3

Детский сад. Группа.

Рисование

«Растения в нашей группе»

 

Оттиск поролоном

Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.77

4

Игрушки

Рисование ватной палочкой

«Мячик»

 

 

 

 

 

Тычок

 

 

 

 

 

 

Продолжать знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.111, 113

Аппликация

из мятой бумаги и бумажных шариков «Неваляшка»

Скатывание бумаги

Упражнять в составлении изображения из частей на плоскости, развивать мелкую моторику рук.

Октябрь

1

Осень. Лиственные деревья.

 Рисование

«Осень на опушке краски разводила»

 

 

 

 

Печать листьев

Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.5

 

Рисование

«Мое любимое дерево осенью»

Кляксография трубочкой

Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.37

2

Сад. Фрукты. Ягоды.

Рисование с использованием манки «Яблоко и груша»

 

Манка + гуашь

 

 

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.46, 48

 

Конструирование на плоскости «Виноградная гроздь»

Крупа + тесто

Развивать интерес к аппликации и конструированию, упражнять в работе с манкой и тестом, развивать мелкую и общую моторику рук.

3

Огород. Овощи.

Рисование

«Дары осени»

 

 

 

 

Оттиск пробкой, печатками из картофеля, монотипия

 

Упражнять в комбинировании различных техник, развивать чувство композиции и колорита.

Казакова Р.Г.

 Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.119

 

Аппликация объемная из готовых форм «Что растет на грядке?»

Работа с трафаретом.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.43

4

Лес. Грибы. Ягоды.

Аппликация из крупы «Боровик»

 

 

 

 

 

 

 

Крупа

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать навык работы с клеем, упражнять детей в работе с крупами, развивать мелкую и общую моторику рук.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.51, 52

Рисование

 «Грибы на полянке»

Восковые мелки + акварель

Совершенствовать навык работы  с восковыми мелками и акварелью.

Ноябрь

1

Осенняя одежда

Рисование

 «Мое любимое платье или свитер»

 

 

 

Оттиск печатками, рисование ластиками

 

Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы

Казакова Р.Г.

 Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.55

 

Рисование ватной палочкой

«Перчатки»

Рисование ватной палочкой

Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, развивать изобразительные навыки и умения.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.99

2

Обувь. Головные уборы.

Рисование

«Платок для бабушки»

Оттиск печатками

Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

 

3

Посуда. Наша пища. Труд повара.

«Необычная посуда»

 

 

 

 

 

 

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.

Казакова Р.Г.

 Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.120, 122

Аппликация «Завтрак куклы»

Обрывание бумаги, скатывание

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, объемности, пространственные  представления.

4

Дом. Мебель.

Рисование

 «Обои в моей комнате»

 

 

 

Оттиск печатками + поролон

Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.51

Рисование

«Ожившая сказка»

 

«Знакомая форма - новый образ»

Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73

Декабрь

1

Зима. Начало зимы.

Рисование

«Первый снег»

 

 

 

 

Монотипия, рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.39

 

Рисование

 «Морозные узоры на стекле»

Рисование  клейстером

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.14

2

Домашние животные.

Рисование  «Веселый щенок»

 

 

 

Тычок жесткой полусухой кистью

 

Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании.

 

 

 

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.54

Рисование

«Дымковская игрушка» (конь)

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

3

Дикие животные наших лесов.

Рисование цветным клейстером «Медвежонок»

 

Цветной клейстер + гуашь

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.60, 61

Аппликация из рваной бумаги

«Лесные друзья»

 

Обрывание бумаги

Развивать интерес к аппликации и конструированию, упражнять в работе с клеем, развивать мелкую и общую моторику рук.

4

Хвойные деревья. Новый год.

Рисование

«Елочка нарядная»

 

Рисование пальчиками, оттиск поролоном

Закрепить умение изображать елочные игрушки.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.стр.47

Рисование солью

«Дед Мороз»

Гуашь + соль

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.38

Январь

1

Каникулы.

КВН

 «Развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности»

 

 

Различные

Способствовать включению познанного ребенком через искусство и ознакомление с окружающим в собственную эстетическую и художественную деятельность.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30, 57

Рисование

 «Музыкальный рисунок»

Различные

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30

2

Рождество.

Рисование

 «Морозный узор»

Восковые мелки + акварель

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.43

3

Зима. Зимние забавы.

Рисование

«Зимний лес»

Рисунки из ладошки

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

4

Домашние птицы.

Рисование восковыми мелками и акварелью  «Петушок»

 

 

Восковые мелки + акварель

Совершенствовать навык работы с акварелью и восковыми мелками, упражнять в различении и назывании цветов.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.64

Февраль

1

Зимующие птицы.

 

 

Аппликация из рваной бумаги «Снегири и синички»

 

 

 

 

Обрывание бумаги

Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.66

2

Транспорт. ПДД. Профессии на транспорте.

Рисование

«Необычные машины»

Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ»

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.124

3

День защитника отечества.

Рисование

«Галстук для папы»

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73

4

Зима. Итоговое занятие о зиме.

Рисование

«Зимние напевы»

Набрызг

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.5

Март

1

Мамин праздник. Женские профессии.

Открытка для мамы

«8 Марта»

 

 

 

 

Печать по трафарету, воздушные фломастеры.

Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.63, 65

Рисование

«Семеновские матрешки»

Оттиск печатками

Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.

2

Моя семья.

Рисование

«Мой портрет»

 

 

 

Черно-белый граттаж, восковые мелки + акварель, акварельные мелки

Формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности; развивать чувство композиции.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.94

Рисование + аппликация

«Моя семья»

По выбору

Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста.

3

Моя родина. Наш город.

Рисование восковыми мелками через трафареты

 «Разные дома»

Тиснение

Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.87

4

Части тела.

Рисование

«Веселые человечки»

Волшебные веревочки

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.35

 

 

 

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.79

Рисование цветным клейстером

«Клоун»

 

 

 

 

Работа с трафаретом

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

Апрель

1

Ранняя весна.

Рисование

 «Ранняя весна»

 

 

 

 

 

 

Монотипия пейзажная

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.69, 71

Рисование

 «Ветка с первыми листьями»

Оттиск печатками

Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки.

2

Космос.

Рисование

«Космический пейзаж»

 

 

 

 

Граттаж

 

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.45

3

Предметы быта.

Рисование

«Ожившая сказка»

 

«Знакомая форма - новый образ»

Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

 

4

Перелетные птицы.

Рисование

«Грачи прилетели»

 

 

 

 

Печать ластиком

Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81

Рисование гуашью с манкой

«Ворона»

Гуашь + манка

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

Май

1

Рыбы.

Рисование

«Аквариум»

Рисунки из ладошки

Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.75

Аппликация «Подводный мир»

Обрывание бумаги, скатывание

Упражнять в работе с бумагой разными способами и клеем, ориентироваться на листе.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.75

2

День победы.

Рисование

«Праздничный салют над городом»

 

 

 

 

Восковые мелки + акварель

 

 

 

 

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.48

Рисование «Салют»

 

Воздушные фломастеры

Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81

 

3

Весна.

Итоговое занятие.

Рисование

«Красивый пейзаж»

 

 

Рисование песком

 

 

 

Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.87

Аппликация из мятой бумаги и жгутиков

«Веселое солнышко»

Обрывание бумаги, скатывание

Упражнять детей в составлении изображения из частей на плоскости.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.29

4

Растения луга, сада. Цветы.

Рисование

«Ромашки на полянке»

 

 

 

Восковые мелки + акварель

Совершенствовать навык работы с восковыми мелками и акварелью, развивать мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук внетрадиционной изобразительной деятельности. стр.37, 40

Рисование

 «Одуванчики в траве»

Тычок жесткой полусухой кистью + манка

Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.

5

Диагностика.

По замыслу.

Различные

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста.

Литература:

  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  4. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
  5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010.

«Свидетельство о публикации»  Серия А  №  0000895,  дата отправки 21 февраля 2013 г.,     №  квитанции  62502658075619 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 40056
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.