Перспективное планирование по нетрадиционным художественно – графическим техникам в соответствии с лексическими темами область «Художественное творчество» (старшая и подготовительная группа) |
ср., 20.02.2013 |
В нашем детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, желтый, вместо фиолетового – голубой, синий и т.п.), причем перенос этот является стойким.
Малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. Если дети с нормально развитой речью в шестилетнем возрасте свободно используют слова – определения «зеленоватый», «светло-желтый», «голубой» и т.п., то дети с общим недоразвитием речи такими определениями не владеют. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Все это говорит о том, что с детьми, страдающими недоразвитием речи, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
Мелкой моторики и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В помощь педагогам я разработала перспективное планирование по нетрадиционным художественно – графическим техникам в соответствии с лексическими темами.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Месяц |
Неделя |
Лексическая тема |
Непосредственно-образовательная деятельность |
Нетрадиционные техники |
Программное содержание |
Литература |
Сентябрь |
1 |
Диагностика |
По замыслу (свободное экспериментирование с материалами) |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. |
2 |
Диагностика |
По замыслу (свободное экспериментирование с материалами) |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. |
|
3 |
Детский сад. Группа. |
Рисование «Растения в нашей группе»
|
Оттиск поролоном |
Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.77 |
|
4 |
Игрушки |
Рисование ватной палочкой «Мячик»
|
Тычок
|
Продолжать знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.111, 113 |
|
Аппликация из мятой бумаги и бумажных шариков «Неваляшка» |
Скатывание бумаги |
Упражнять в составлении изображения из частей на плоскости, развивать мелкую моторику рук. |
||||
Октябрь |
1 |
Осень. Лиственные деревья. |
Рисование «Осень на опушке краски разводила»
|
Печать листьев |
Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. |
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.5
|
Рисование «Мое любимое дерево осенью» |
Кляксография трубочкой |
Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.37 |
|||
2 |
Сад. Фрукты. Ягоды. |
Рисование с использованием манки «Яблоко и груша»
|
Манка + гуашь
|
Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.46, 48 |
|
|
Конструирование на плоскости «Виноградная гроздь» |
Крупа + тесто |
Развивать интерес к аппликации и конструированию, упражнять в работе с манкой и тестом, развивать мелкую и общую моторику рук. |
|||
3 |
Огород. Овощи. |
Рисование «Дары осени»
|
Оттиск пробкой, печатками из картофеля, монотипия
|
Упражнять в комбинировании различных техник, развивать чувство композиции и колорита. |
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.119
|
|
Аппликация объемная из готовых форм «Что растет на грядке?» |
Работа с трафаретом. |
Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.43 |
|||
4 |
Лес. Грибы. Ягоды. |
Аппликация из крупы «Боровик»
|
Крупа
|
Совершенствовать навык работы с клеем, упражнять детей в работе с крупами, развивать мелкую и общую моторику рук. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.51, 52 |
|
Рисование «Грибы на полянке» |
Восковые мелки + акварель |
Совершенствовать навык работы с восковыми мелками и акварелью. |
||||
Ноябрь |
1 |
Осенняя одежда |
Рисование «Мое любимое платье или свитер»
|
Оттиск печатками, рисование ластиками
|
Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы |
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.55
|
Рисование ватной палочкой «Перчатки» |
Рисование ватной палочкой |
Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, развивать изобразительные навыки и умения. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.99 |
|||
2 |
Обувь. Головные уборы. |
Рисование «Платок для бабушки» |
Оттиск печатками |
Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. |
|
|
3 |
Посуда. Наша пища. Труд повара. |
«Необычная посуда»
|
Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». |
Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. |
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.120, 122 |
|
Аппликация «Завтрак куклы» |
Обрывание бумаги, скатывание |
Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, объемности, пространственные представления. |
||||
4 |
Дом. Мебель. |
Рисование «Обои в моей комнате»
|
Оттиск печатками + поролон |
Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.51 |
|
Рисование «Ожившая сказка»
|
«Знакомая форма - новый образ» |
Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. |
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73 |
|||
Декабрь |
1 |
Зима. Начало зимы. |
Рисование «Первый снег»
|
Монотипия, рисование пальчиками |
Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.39
|
Рисование «Морозные узоры на стекле» |
Рисование клейстером |
Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.14 |
|||
2 |
Домашние животные. |
Рисование «Веселый щенок»
|
Тычок жесткой полусухой кистью
|
Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании.
|
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.54 |
|
Рисование «Дымковская игрушка» (конь) |
Оттиск печатками |
Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. |
||||
3 |
Дикие животные наших лесов. |
Рисование цветным клейстером «Медвежонок»
|
Цветной клейстер + гуашь |
Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.60, 61 |
|
Аппликация из рваной бумаги «Лесные друзья»
|
Обрывание бумаги |
Развивать интерес к аппликации и конструированию, упражнять в работе с клеем, развивать мелкую и общую моторику рук. |
||||
4 |
Хвойные деревья. Новый год. |
Рисование «Елочка нарядная»
|
Рисование пальчиками, оттиск поролоном |
Закрепить умение изображать елочные игрушки. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.стр.47 |
|
Рисование солью «Дед Мороз» |
Гуашь + соль |
Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. |
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.38 |
|||
Январь |
1 |
Каникулы. |
КВН «Развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности»
|
Различные |
Способствовать включению познанного ребенком через искусство и ознакомление с окружающим в собственную эстетическую и художественную деятельность. |
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30, 57 |
Рисование «Музыкальный рисунок» |
Различные |
Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. |
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30 |
|||
2 |
Рождество. |
Рисование «Морозный узор» |
Восковые мелки + акварель |
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. |
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.43 |
|
3 |
Зима. Зимние забавы. |
Рисование «Зимний лес» |
Рисунки из ладошки |
Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. |
|
4 |
Домашние птицы. |
Рисование восковыми мелками и акварелью «Петушок»
|
Восковые мелки + акварель |
Совершенствовать навык работы с акварелью и восковыми мелками, упражнять в различении и назывании цветов. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.64 |
|
Февраль |
1 |
Зимующие птицы.
|
Аппликация из рваной бумаги «Снегири и синички»
|
Обрывание бумаги |
Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.66 |
2 |
Транспорт. ПДД. Профессии на транспорте. |
Рисование «Необычные машины» |
Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ» |
Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.124 |
|
3 |
День защитника отечества. |
Рисование «Галстук для папы» |
Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». |
Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. |
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73 |
|
4 |
Зима. Итоговое занятие о зиме. |
Рисование «Зимние напевы» |
Набрызг |
Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами. |
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.5 |
|
Март |
1 |
Мамин праздник. Женские профессии. |
Открытка для мамы «8 Марта»
|
Печать по трафарету, воздушные фломастеры. |
Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.63, 65 |
Рисование «Семеновские матрешки» |
Оттиск печатками |
Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие. |
||||
2 |
Моя семья. |
Рисование «Мой портрет»
|
Черно-белый граттаж, восковые мелки + акварель, акварельные мелки |
Формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности; развивать чувство композиции. |
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.94 |
|
Рисование + аппликация «Моя семья» |
По выбору |
Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. |
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. |
|||
3 |
Моя родина. Наш город. |
Рисование восковыми мелками через трафареты «Разные дома» |
Тиснение |
Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.87 |
|
4 |
Части тела. |
Рисование «Веселые человечки» |
Волшебные веревочки |
Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.35
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.79 |
|
Рисование цветным клейстером «Клоун»
|
Работа с трафаретом |
Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. |
||||
Апрель |
1 |
Ранняя весна. |
Рисование «Ранняя весна»
|
Монотипия пейзажная |
Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.69, 71 |
Рисование «Ветка с первыми листьями» |
Оттиск печатками |
Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки. |
||||
2 |
Космос. |
Рисование «Космический пейзаж»
|
Граттаж |
|
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.45 |
|
3 |
Предметы быта. |
Рисование «Ожившая сказка»
|
«Знакомая форма - новый образ» |
Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. |
|
|
4 |
Перелетные птицы. |
Рисование «Грачи прилетели»
|
Печать ластиком |
Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81 |
|
Рисование гуашью с манкой «Ворона» |
Гуашь + манка |
Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. |
||||
Май |
1 |
Рыбы. |
Рисование «Аквариум» |
Рисунки из ладошки |
Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.75 |
Аппликация «Подводный мир» |
Обрывание бумаги, скатывание |
Упражнять в работе с бумагой разными способами и клеем, ориентироваться на листе. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.75 |
|||
2 |
День победы. |
Рисование «Праздничный салют над городом»
|
Восковые мелки + акварель
|
Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. |
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.48 |
|
Рисование «Салют»
|
Воздушные фломастеры |
Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81
|
|||
3 |
Весна. Итоговое занятие. |
Рисование «Красивый пейзаж»
|
Рисование песком
|
Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.87 |
|
Аппликация из мятой бумаги и жгутиков «Веселое солнышко» |
Обрывание бумаги, скатывание |
Упражнять детей в составлении изображения из частей на плоскости. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.29 |
|||
4 |
Растения луга, сада. Цветы. |
Рисование «Ромашки на полянке»
|
Восковые мелки + акварель |
Совершенствовать навык работы с восковыми мелками и акварелью, развивать мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию. |
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук внетрадиционной изобразительной деятельности. стр.37, 40 |
|
Рисование «Одуванчики в траве» |
Тычок жесткой полусухой кистью + манка |
Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения. |
||||
5 |
Диагностика. |
По замыслу. |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. |
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. |
Литература:
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000895, дата отправки 21 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075619
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf