Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Растение - земли украшение». |
ср., 20.02.2013 |
Автор: Киселёва Татьяна Геннадьевна, воспитатель по ознакомлению дошкольников с природой - 1 квалификационная категория ХМАО Тюменская область, г. Когалым МБДОУ ЦРР - детский сад «Маугли» |
Образовательная область: «Познание»
Цель: Формирование у детей основ целостной «экологической» картины окружающего мира с учётом гендерных особенностей.
Программные задачи: Расширять и уточнять представления детей о растениях луга, сада, леса, о способах правильного взаимодействия с растениями и животными. Продолжать знакомить с лекарственными свойствами этих растений. Дать понятие о жизненном цикле растения. Закреплять умения устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Упражнять детей в умении петь коллективно с музыкальным сопровождением. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, художественно - речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, радоваться результатам коллективного труда.
Предварительная работа: Знакомство с разными видами цветов, работа по схеме «Рост и развитие одуванчика».
Этапы развития:
1)Знакомство с растением – одуванчик (рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, беседа о том, как он растёт.)
2) знакомство с игрой- схемой (рассматривание игры, карточек к игре, объяснение последовательности роста и развития одуванчика при помощи карточек)
3)Составление рассказа-образца воспитателем про одуванчик, упражнение детьми в составлении рассказа.
4) На итоговом занятии игра–схема для составления рассказа используется детьми без помощи воспитателя, заучивание стихов, составление рассказов о цветах по схеме, изготовление шапочек цветов - девочками, а мальчиками шапочек насекомых. Разучивание песни «Не рвите цветы, не рвите…»
Словарная работа: Обогащение словаря словами: пыльца, опыление. Активизация в речи детей слов: рассада, саженцы, нектар.
Закреплять умения согласовывать слова в предложения.
Методы и приемы: Словесные: беседа о растениях, вопросы к детям, составление описательного
рассказа – загадки о ромашке, художественное слово: стихи о цветах.
Наглядные: работа по схеме - «Строение растения», «Рост и размножение
растения», «Кто лишний», внесение макета «Ромашки».
Игровые: разгадывание ребуса, составление целого из частей, физминутка, сюрпризный момент- появление «цветов – детей» (мальчик - Василёк, девочка- Роза).
Практические: трудовая деятельность: посадка рассады, использование технических средств.
Материал и оборудование: Слайды с изображением цветов, использование схемы Васильевой С.А- Тематический словарь в картинках: Цветы. Деревья. ( Составление рассказа -загадки про ромашку), макет -«Ромашки» с отрывными лепестками-заданиями, схемы: «Строения цветка» ( Роза), Роста и размножения растения» (иллюстрированный материал из пособия « Воздух-невидимка» НА Рыжова.) Я использовала инновационные технологии при разработке и создании этой игры – схемы, которая позволила детям с интересом и лёгкостью составлять описательный рассказ. Игра состоит из 3-х частей: 1. Внизу приклеена картинка – подземная часть одуванчика, которая закрыта коричневым квадратом (почва).2. Во втором кармане картинка с изображением сугроба (зима). По мере составления рассказа карточки из среднего и верхнего карманов вынимаются. (Дополнительные карточки – солнце и ветер.) 3.По ходу рассказа вынимается карточка с сугробом 4. убирается коричневый квадрат. 5.Убирается картинка с зелёными листьями одуванчика. 6. Затем 3 карточки по одной по ходу рассказа вынимаются из 3-го кармана. 6. В заключении убирается последняя карточка с 3-го кармана. Игра - схема «Кто лишний», костюмы Василька и Розы, шапочки цветов для девочек, и шапочки насекомых для мальчиков, ребус, портрет Розы из частей, фартуки для работы, земля, саженцы цветов (Бархатцы) совочки, горшочки.
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Художественная литература», «Коммуникация», «Труд», «Музыка».
Ход занятия: Ребята я вас приглашаю прогуляться и окунуться в мир прекрасного, в царство цветов (идёт просмотр видео слайдов о цветах )
-Ребята как вы думаете, кто создает эту красоту?
А вы хотели бы принять участие и оказать помощь в создании царства цветов в нашем детском саду. Я предлагаю сегодня, посадить своими руками и вырастить садовые цветы и украсить ими нашу клумбу. Потому, что народная мудрость гласит: Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, цветы украшают нашу жизнь, мы любуемся их красотой, поём о них песни, слагаем стихи и даже знаем поговорки о цветах.
Назовите их ребята.
-Цветы, что дети, уход любят
-Где цветок там и медок.
-Хорош цветок, да скоро вянет.
-Маленький цветок бросается в глазок.
-На хороший цветок летит мотылёк.
-На цвет и пчёлки летят.
-И красивыми цветики ядовитыми бывают.
Мир цветов таинственен и чудесен, и люди издавна устраивали праздники цветов. В Древней Греции в честь Гиацинтов и лилий. В Англии в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов. Во Франции в честь Розы и фиалки. В наше время особенно ярко отмечаются праздники Роз в Болгарии. На Руси праздник Ивана-Купалы (ребёнок берёт картинку «Ваза с цветами» и читает стихотворение):
Розы Тюльпаны, Пионы и Лилии
Дарят нам радость своей красотой,
Везде продаются цветы в изобилии
И люди довольно несут их домой.
Букету цветов будут рады родители,
С улыбкой в подарок получат друзья.
Как весело мама смеялась, мы видели,
Когда в Майский день подарил цветы я.
-Назовите одним словом, - о чём говорится в стихотворении?
(о цветах).
- Какие цветы вы знаете?
-Мне не нужен огород, ягода клубника,
Лучше клумбу разобью, пусть растёт Гвоздика.
Посажу Тюльпан, Нарцисс, розу, незабудку.
Ты зайди не поленись в сад мой на минутку.
Первый опыт у меня, не совсем удачен.
Но Тюльпаны посмотри, выросли на даче.
Быть садовником хочу, когда встану взрослым.
Буду разводить цветы хоть это и непросто.
-Как называются цветы, которые разводит человек? (садовые)
-А еще, какие есть? (луговые, полевые, лекарственные, лесные)
И прежде чем мы приступим к созданию «Царства цветов». Мы немного поговорим о них сегодня.
Как вы думаете, какой цветок является королевой в царстве цветов». И ещё его называют царицей из цариц. Во все времена все народы поклонялись ей и воспевали с незапамятных времён. Если вы не догадались, какой это цветок, давайте мы из частей составим целое и увидим его. (А если дети сразу назвали его, то педагог предлагает проверить так ли это и собрать из частей целое)
Правильно это цветок - Роза.
А про следующий цветок вам загадает загадку Ульяна (составление загадки по схеме (Васильевой С. А) про ромашку). А затем у педагога в руках появляется Ромашка (объёмный цветок с отрывными лепестками). Ромашка ребята это не только красивый цветок, но и самый любимый цветок влюблённых. Потому что во все времена на ромашке гадали девушки. Они отрывали лепесток и приговаривали: Любит, не любит…. Да и наша Ромашка не простая, мы тоже по ней будем гадать, и отгадывать другие цветы (отрывают 1 лепесток и отвечают на вопрос).
-Как называется цветок, в котором нашли Дюймовочку? (тюльпан).
Расскажите о том, какие действия нужно выполнять, чтобы вырастить эти цветы. (Вскопать землю, разбить клумбу, посадить луковицы и полить).
А еще, какой цветок вы знаете, который можно вырастить из луковицы? (Нарцисс)
-Каково он бывает цвета? (жёлтого и бело - жёлтого).
Назовите цветы, которые бывают разных цветов? (тюльпаны и Розы)
Стихотворение читает воспитатель.
-Нарядились все Тюльпаны в разноцветные кафтаны
И у каждого наряд очень ярок и богат.
Чтобы отгадать следующий цветок надо разгадать РЕБУС (гвоздика ).
Люди дарят друг другу цветы. И чаще всего это происходит на праздники. Назовите эти праздники? (8 марта, день Победы, цветы дарят ветеранам в День Победы, в день защитника отечества, в день рождения.)
-Ребёнок отрывает следующий лепесток и читает стихотворение про одуванчик.
Жёлтая головушка розовая ножка
Одуванчик солнышко, подержу в ладошке.
Появилось солнышко весною на лугу,
На него любуюсь очень берегу.
Давайте на примере Одуванчика проследим, как происходит рост и размножение этого растения и других цветов. (Рассказ по схеме про Одуванчик ):
Жил был одуванчик. Прошла холодная снежная зима. Наступила весна. Растаял снег, и на голой земле появились длинные резные листочки.
-Из чего появились листочки? (из корня )
-А почему весной тает снег, и растут листочки? (солнце светит и греет землю)
-Что ещё есть у Одуванчика кроме листьев? (затем появляется стебелёк и бутон, который раскрывается жёлтым цветом).
-Почему когда нюхаешь цветок - нос становится жёлтым? (в цветах есть жёлтый порошок, мелкий как пыль, он называется ПЫЛЬЦА).
-А что ещё цветы содержат? (цветы содержат НЕКТАР, которые очень любят насекомые – карточка). Прилетит пчела попить нектар и испачкается в пыльце. Потом полетит за нектаром на другой Одуванчик и отряхнёт там пыльцу с лапок. И тогда вместо цветов у Одуванчика появляются семена с пушинками - парашютиками. Постарел наш Одуванчик стал седым, а подул ветер и разлетелись парашютики по белу свету а полетав приземлялись. И на этом месте вновь вырастали новые Одуванчики-детки нашего старого друга.
Физминутка
1-2-3- превращаю девочек в цветы, (девочки надевают шапочки цветов, сделанные своими руками, и расходятся по залу).
1-2-3-4- мальчиков мы в насекомых превратили. Но чтоб без дела не летать, нужно вам с цветов пыльцу собрать, (мальчики надевают шапочки насекомых и летают над цветами).
Насекомые с цветами по дружились. ( мальчики протягивают девочкам руки)
И в цветочном вальсе быстро закружились.
1-2-3-4-5- превращаю вас в мальчиков и девочек опять. (дети снимают шапочки)
Тёмным лесом и зелёным лугом в детский сад шагаем друг за другом.
4 (лепесток оторвали)
Загадка - детям: Он расцвёл в глуши лесной.
Граммофончик голубой
А звенит он или нет
Только лес нам даст ответ (колокольчик).
-Откуда колокольчик получил своё название?
5 (лепесток оторвали)
-А теперь угадайте, кто здесь лишний? И почему? (в схеме 4 квадрата в трёх 3 разных дерева, а в 4- цветок- василёк).
-Правильно - это тоже наш цветок. И он у нас в гостях. Сегодня от всех наших мальчиков он даст полезный совет.
ребёнок: « Здравствуйте - я Василёк. Сегодня я вам дам полезный совет, как использовать мой цветок. Если у вас болят глаза, то вы можете их промыть настоем Василька. Использовать его при сухом кашле».
А от девочек вам даст совет-цветок Роза.
ребёнок: « Из моих лепестков можно сделать настой и протирать им лицо, чтобы кожа стала чистой, нежной гладкой, свежей, красивой. А лучше настой заморозить и кубиками льда тоже протирать лицо... А ещё из моих лепестков полу чается очень вкусное варенье.
6(лепесток оторвали)
- А что вы можете рассказать об этом цветке? (ландыш, показать картинку)
Это, Ландыш. Он растёт в лесу. Это лекарственное растение. Из него делают лекарство для сердца. Это растение занесено в Красную книгу. Когда Ландыш отцветает, на месте цветов появляются красные ягоды. Они очень ядовитые. Их нельзя рвать.
-Какие ещё цветы занесены в Красную книгу? (Белая лилия, жёлтая кубышка, первоцветы показать) Показать Красную Книгу.
-Почему многие цветы занесены в Красную Книгу? (ответы детей)
Стихотворение педагога: Берегите цветы!
Они нужны, Они как - нежность.
Как - любовь, как - дети.
Цветы как люди на добро щедры.
И щедрость, нежно людям отдавая
Они цветут сердца отогревая
Как маленькие тёплые костры
Я славлю тех, кто вырастил цветы.
-Ну что ребята я думаю, что мы уже много поговорили о цветах и пора приступить к работе. Как мы и договорились в начале нашей беседы. У меня в зимнем саду как раз подросла рассада цветов. (показать детям)
- Как вы думаете, почему она называется рассадой? (ответы детей).
- Вот этим мы и займёмся. Что нам предстоит делать?
- Нам нужно перемешать землю и засыпать её в горшочки. В этой работе нужна сила, ловкость и аккуратность.
- Как вы думаете, кто может справиться с этой работой девочки или мальчики? (ответы детей)
А девочкам предстоит рассадить цветы отдельно в горшочки, так как у них пальчики тоненькие, ловкие и нежные, такие же, как наши саженцы цветов. И их нужно очень аккуратно посадить и не сломать.
Дети надевают фартуки, и идёт практическая работа.
- Ребята то, что мы с вами сделали сегодня, это очень полезное и нужное дело. Но это только начало нашего большого дела.
-Чтобы вырастить эти, саженцы-какие условия им необходимы? (свет, тепло, вода.)
В конце занятия ПЕСНЯ.
«Не рвите цветы не рвите
Пусть будет нарядна земля
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые и
Ромашковые поля…. ».
Литература:
1.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.и др. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М.; Мозаика- синтез, 2010.
2. Васильева С.А Тематический словарь в картинках: Мир растений и грибов: Цветы. Деревья. (Программа: « Я – человек»). –М. :Пресса 2003
3. Плешаков А.А. Природа - учебное пособие для начальной школы. Издательство Вентана – Граф 1996.
4. Рыжова Н.А. - «Воздух невидимка» пособие по экологическому образованию дошкольников. М.; Линка-пресс,1998.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000890, дата отправки 21 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075589
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf