Тема: « Геометрические тела» (средняя группа) Календарно-тематическое планирование учебно-воспитательной работы в образовательной области « ПОЗНАНИЕ» (на неделю)

  вт., 10.07.2012

Автор:

Конева Алла Александровна,

воспитатель

МКДОУ "Детский сад к/в "Золотой ключик"

г. Тарко-Сале Пуровского района


 Цель: продолжать формировать представление о геометрических телах. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение. Использовать театрализованную деятельность в своей работе с детьми.

День недели

     

Режим

 

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

 

Групповая,

подгрупповая

 

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Понедельник – 18.12

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творч.

музыка

Утренняя гимнастика с предметами кубики.

Рассматривание различных видов конструкторов. Беседа  «Что мы называем геометрическим телом». Чтение по выбору детей.

Повторить выученные стихи с Игорем, Сашей.

Ситуативный разговор на тему: « Зубная  паста в каких тюбиках  бывает? (форма) для чего служит?

Обогащение материалами игры «Юный конструктор». Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Дежурство в уголке природы, по столовой, по занятиям.

Поговорить с родителями об организации экскурсии в осенний парк в течение недели.

 

Рекомендации родителям по игре совместной в соответствии  с возрастными  и инд.

особенностями детей

конструктивная деятельность

   

Взаимодействие с другим образовательным учреждением: экскурсия в экологический музей.

       

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

 

Непосредственно образовательная деятельность

 

Познание, Коммуникация

Познавательная, коммуникативная деятельность:  «Посещение музея» показать изображение египетской пирамиды, Спасской  башни Кремля

Худож. творч., Худож. литер.,Познание

Продуктивная деятельность, чтение детям стихотворения « Я видел картину» А.П. Тимофеевский стр.216

Рисование «Яблоко спелое, красное, сладкое». Развивать творческие способности детей, закреплять технические навыки. Зан.№4 И.А. Лыкова

Физ.культура. здоровье

безопасность

Двигательная деятельность: Физическая культура. Занятие№19 Н.И. Пензулаева  стр.37

Прогулка:

 

Физич.

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Труд.

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л,

Худож. творчество,

Музыка

Наблюдения за  деревьями.

П/и «Мы веселые ребята».

Дид. игра «Узнай дерево по картинке»

П/и «У кого мяч» учить передавать мяч за спиной. Развивать ловкость, точность передачи мяча по кругу за спиной.

Упражнять  Сергея , Алину, Наташу в отбивании мяча одной рукой в движении.

Ситуативный разговор  «Что сделано из древесины?»

Закрепить после-довательность  в одевания и раздевания

Самостоятельная деятельность на прогулке. Сбор листьев для гербария, изготовления поделок

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем, едем  в далёкие края. Продуктивная деятельность.

работа перед сном

Чтение любимой книги «Где обедал воробей» Проанализировать работу дежурных по столовой. Закреплять навык аккуратно складывать одежду.

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

 

Конструктивная  деятельность «Мой город».

 

Сашей, Олей - отрабатывать

автоматизацию звуков «ш», «с» во фразовой речи

Ситуативный разговор о правилах поведения в общественных местах.

Работа в центре « Геометрические фигуры. Внесение настольно-печатной игры «Подбери  по форме»

Игра «Спасение жителей геометрической страны. Развивать тактильное ощущение. 

Прогулка.

П/и «Ловишки», самостоятельная деятельность детей. Игры-эксперименты с песком (из какого песка можно строить, почему?) Наблюдение за погодой (вечером становится прохладно,  быстро темнеет) Развивать познавательный интерес.

День недели

     

Режим

 

Образова

тельные

области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми (театрами, спортивными,  художественными школами,

общеобразовательными  учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

 

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Вторник – 19.12

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творч.

музыка

Утренняя гимнастика с предметами ( кубики)

П/И «Из круга в круг»

 Развивать скоростные данные.

Рассматривание различных видов игрушек пирамидок и придумывание о них сказочных историй.

Сашей, Машей, Колей повторить последователь-ность времен года,  дней недели. Игра «Что за чем?»

Ситуативный разговор о пользе воды, о том, как ее надо использовать и беречь.

Работа в центре творчества: оформление книжек-самоделок.

Экпериментирование с художественным материалом (при изготовлении иллюстраций к книжкам-самоделкам).

Дежурства. Самостоятельные игры детей

Выставка периодических изданий для родителей: журналы «Здоровье дощкольника», «Обруч», «Игра и дети».

   

Консультация для родителей  «Обучение дошкольников математике в условиях семьи»

 

Индивидуальное консультирование по запросам.

     

Совместный труд детей и родителей по уборке участка от опавших листьев.

Непосредственно образовательная деятельность

 

Физ.культура.

здоровье

Двигательная деятельность. Кружок спортивная секция. Индивидуальная работа логопеда с детьми.

Познание

Коммуникац.

 

Познавательно-исследовательская деятельность: фэмп-Сформировать представление о пирамиде и некоторых её свойствах. Умение распознавать пирамиду в предметах  окружающей обстановке и среди других фигур.  Источник  «Игралочка» Л.Г. Петерсон  стр.211-216

Музыка

Коммуникац.

Музыкальная деятельность. Учить детей петь слажено, вместе начинать и заканчивать. Развивать слуховое восприятие музыки. Воспитывать любовь к музыке.

Прогулка:

 

Физич.

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Труд.

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л,

Худож. творчество,

Музыка

Целевая прогулка по участку д/с: рассматривание и сравнение лиственных и хвойных деревьев.

П/и «Эстафета с мячом».

Дид. игра «Что изменилось?»

Наблюдения за погодой.

Инд. работа по развитию движений: лазание по гимнастической

лесенке.

Ситуативный разговор  о том, что из древесины делают бумагу. Какие виды бумаги бывают?

Обогащение материалами  игры «Семья», «Супермаркет».

Вынос оборудования для труда на участке (сбор опавших листьев).

 

Работа перед сном

Свободная деятельность детей в центрах активности.

Чтение  русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливание.

Подготовка к показу сказки «Волк и семеро козлят» - драматизация. Экспериментирование с водой. Работа по уходу за растениями (рыхление)

Индивидуальная работа в изостудии  (рисование

сказочных героев из страны математики (круг, овал, цилиндр) «Весёлые человечки»

Напомнить детям, что конструктор и игрушки надо содержать в порядке. Проследить за тем, как дети убирают игрушки, наводят порядок в центрах активности.

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Театр».

Свободная деятельность детей в центрах творчества, изготовление билетов с картинкой составленной с определёнными геометрическими фигурами для игры «Посадка в поезд» 

Добавление в природный уголок оборудования для ухода за растениями.

Прогулка.

Игры детей с выносным материалом. Труд на участке.  Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. Наблюдения за погодой, сравнить утреннюю и вечернюю погоду. П/и «Догони свою пару» развивать физические качества ловкость, выносливость.

День недели

     

Режим

 

Образова

тельные

области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми (театрами, спортивными,  художественными школами,

общеобразовательными  учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

 

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Среда – 20.12

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творч.

музыка

Утренняя гимнастика с предметами.

Продолжить работу по придумыванию сказок. Наблюдения за комнатными растениями (как определить, какие растения нуждаются в поливе?) Артикуля-ционная и пальчиковая гимнастика комплекс «Был у зайки огород». Развивать  мелкую моторику пальцев рук, способствовать развитию речи.        

С Даней, Заирой, Женей закрепить названия геометрических тел.

Ситуативный разговор во время умывания  вспомнить художест-венные произведения, где упомина-ется вода.

Работа в центрах творчества: разыгрывание придуманных сказок и историй с игрушками кукольного театра; зарисовки разыгранных сценок (для создания театра).

С/Р игра, «Семья». Создать игровую ситуацию. Учить распределять роли.

Дежурства. Внесение Дид. игры «Найди похожие предметы».

   

Консультация по работе с книгами (методика рассматривания иллюстраций, пересказа, заучивания наизусть).

     

Индивидуальные консультации по запросам.

 

Предложить родителям  консультацию на тему:

«Оригами»

     

Попросить родителей дома вместе с детьми подобрать познавательную литературу и принести в детский сад для выставки по «Оригами».

Непосредственно образовательная деятельность

 

Познание. Коммуникац.

социализация

Окружающий мир тема: «Цветной мир»

 Цель: Учить распознавать геометрические формы, тела в предметах окружающей обстановки. Закреплять знание зеленого, красного, желтого, оранжевого, синего, фиолетового цветов и умение их дифференцировать. Развивать ­зрительное восприятие, разговорную ­речь, слуховое внимание, мышление; ввести в активный словарь обобщающее слово «Посуда». Воспитывать бережное отношение к предметам окружающей обстановки.    Вахрушев « Здравствуй мир» занятие№17 стр.53

Познание

Коммуникац.

худож.творч

Продуктивная деятельность: Конструирование из бумаги «Любимые сказочные герои» (оригами – основа:  квадрат) Развивать детское творчество,  совершенствовать конструктивные навыки. И.А. Лыкова

Коммуникац.

Худож.литер.

социализация

Коммуникативная деятельность:   Чтение детям рассказа Я. Тайца « Поезд» Учить выделять главную мысль, оком говорится в рассказе. Пересказывать близко к тексту. Развивать монологическую речь.

Источник Ушакова стр.138. Занятие№14

Прогулка:

 

Физич.

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Труд.

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л,

Худож. творчество,

Музыка

Наблюдения за птицами. Беседа о перелетных птицах. Целевая прогулка по участку к скворечнику.

П/и «Хитрая лиса».

Дидактическая игра на цвет и форму. «Засели в домики»

Физкультура на воздухе.

Индивид. работа с детьми на закрепление состава числа 5 из двух меньших

(с осенними листьями)

Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу напомнить, как вежливо надо обращаться с просьбой и благодарить.

С/р игра «Пароход» конструктивная деятельность из геометрических модулей.

Трудовые поручения.

Экспериментирование с песком

( изменение формы). Учить сравнивать. Развивать воображение, мышление.     

 

работа перед сном

Работа с дежурными по столовой. Напомнить детям о навыках опрятности.

Чтение перед сном  сказки «Волк и семеро козлят»

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Рассматривание научно-познавательной литературы и подбор книг для выставки

Показ сказки «Волк и семеро козлят» - драматизация.

Индивидуальная работа с детьми в театральной студии.

Ситуативный разговор о поведении в общественных местах, в частности, как вести себя в библиотеке.

Выставка книг: сказки А.С. Пушкина,, Бажова, Братьев Гримм, Андерсена; русские народные сказки,  сказки зарубежных писателей.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Прогулка.

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору. Напомнить о дружелюбном отношении друг к другу. П/и «Выше ноги от земли». Наблюдения за погодой, как изменилась к вечеру.

День недели

     

Режим

 

Образова

тельные

области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнерами (театрами, спортивными,  художественными школами,

общеобразовательными  учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

 

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Четверг – 21.12

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творч.

музыка

Утренняя гимнастика.

П/И «Найди геометрический предмет и промолчи»

 

Наблюдения за комнатными растениями (В какую сторону растения поворачивают листья, какой они формы).

Закрепление с детьми порядкового счета в пределах 5.

Помочь некоторым детям в изготовлении сказочных героев оригами основа геометрические формы Саше, Рашиту, Маше.

Вспомнить с детьми  строки из стихотворе-ния  К.И. Чуковского.

«Мойдодыр»

Прививать навыки следить за чистотой рук.

Выставка книг оригами, детских энциклопедий.

Продуктивная деятельность – изготовление построек для сказочных героев.

Самостоятельная деятельность детей  в центрах активности. 

Раскрашивание «Замка» упражнять детей в раскрашивании геометрических фигур в заданные цвета. Учить соблюдать закономерность.

   

Индивидуальное консультирование по запросам.

                       

Вручение детьми приглашений билетов на премьеру  сказки «В стране геометрических тел» из геометрических картинок.

                         

Совместный труд детей и родителей по уборке опавшей листвы.

Непосредственно образовательная деятельность

 

Познание

Коммуникац

безопасность

Познавательно-исследовательская, коммуникативная  деятельность: Беседа с детьми «Геометрические тела». Рассказ воспитателя о том, где встречаются в окружающем мире геометрические тела. Нахождение геометрических тел в окружающей обстановке.

Худож.творч.

Познание

Коммуникац.

Худож.литер.

Продуктивная деятельность. Лепка «Мухомор». Развивать фантазию, воображение, совершенствовать навыки лепки, развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

              Источник А.И. Лыкова «Изо лепка аппликация в д/с средний возраст» стр44 зан.7

Физ.культура

здоровье

Двигательная деятельность: Физкультура Зан№6 Пензулаева стр.26

Прогулка:

 

Физич.

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Труд.

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л,

Худож. творчество,

Музыка

Целевая прогулка к цветнику (Осенние изменения в жизни растений).

П/и «Кто быстрее до флажка?»       Развивать двигательную активность.

Инд работа по закреплению передачи мяча в парах.

Напомнить детям, что нужно следить за своим внешним видом, чистотой одежды, за прической.

Сюжетные игры по выбору детей. 

Трудовые поручения.

Экспериментирование с песком

( изменение формы).

Вынос оборудования для игры с мячом (элементы футбола)

работа перед сном

Разговор с детьми о пользе дневного сна.

Чтение русской народной сказки «Лиса и волк». Хрестоматия стр. 15

Вечер:

Гимнастика после сна.

Закаливающие процедуры

Театральная студия.

Совместный труд детей (мытье строителя, ремонт книжек).

Индивидуальная работа по развитию движений.

Ситуативные разговоры с детьми.

Подбор материала для продуктивной деятельности: изготовления приглашений для родителей на математическое развлечение.

Прогулка.

Наблюдения за облаками (форма, цвет, как движутся, почему? Какие приметы?)

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору.

Совместный труд детей и родителей по уборке опавшей листвы.

День недели

     

Режим

 

Образова

тельные

области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми (театрами, спортивными,  художественными школами,

общеобразовательными  учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

 

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Пятница – 22.12

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творч.

музыка

Утренняя гимнастика.

Подготовка к показу фильма для родителей.

Выставка книжек-малышек.

Пальчиковая гимнастика.

Работа с детьми по логопедическим тетрадям.

Разговор с детьми о культуре поведения во время приема пищи.

Свободная деятельность детей в центрах активности. Дежурства.

 

Обогащение материалом сюжетно-ролевых  игр «Театр», «Детский сад».

   
         

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

                                       

Совместное мероприятие развлечение

«В стране

геометрических тел».

Непосредственно образовательная деятельность

 

Физ.культура

Здоровье

Худ.творч

Познание.

Художественное творчество. (Аппликация) «Цветной домик». Развивать творчество, поощрять детскую инициативу.  

 Источник А.И. Лыкова «Изо лепка аппликация в д/с средний возраст»  стр.30   зан№.3.      

Худож.литер.

коммуникац

Чтение художественной литературы. «Сказки о геометрических телах и фигурах». Беседа о добре и зле. Кто из фигур был прав? Учить делать выводы, отвечать на вопросы. Развивать мышление, воображение.

Музыка

Коммуникац.

Музыкальная деятельность прослушивание музыкального произведения « Времена года»  П.И. Чайковский.

Прогулка:

 

Физич.

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Труд.

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л,

Худож. творчество,

Музыка

Наблюдения за погодными изменениями. Учить работать с календарём погоды  используя условные обозначения.

П/и «»

Инд.  работа с мячом (передача мяча из рук в руки, ловля мяча двумя руками.

Разговор с детьми об уважительном отношении к старшим.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке, игры по выбору. Обратить внимание на взаимоотношения детей, на выход из конфликтных ситуаций.

Экспериментирование с ветром (вертушка)

работа перед сном

Напомнить детям, что покрывала надо складывать аккуратно.

Чтение Сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Вечер:

 

 

 

 

 

Гимнастика после сна. Закаливание.

Изостудия. Творческая встреча с родителями «Показ сказочных героев»

Итоговое мероприятие развлечение «В стране геометрических тел».

 

Словарная работа с Даней, Гошей, Самирой

 Игра «Придумай новое слово»

Ситуативный разговор о честности.

Самостоятельная деятельность детей в центрах творчества.

Работа по уходу за растениями (какие нуждаются в поливе перед выходными днями).

 

 

Прогулка.

   

Наблюдения за погодными изменениями. Самостоятельные игры детей.  П/и  «Тише едешь, дальше будешь ». Развивать физические качества ловкость, вырабатывать терпение умение играть по правилам.

 
 

 

Тема: « ПРИЗМА И ПИРАМИДА»

Цель:

- сформировать представление о призме и пирамиде и некоторых их свойствах, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке и среди других фигур;

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

- закрепить счетные умения в пределах 8, представления об изученных геометрических фигурах, умение выделять и называть свойства предметов, соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами, умение ориентироваться в пространстве;

- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

 

Материалы:

Демонстрационный: цилиндры, конусы, призмы, пирам иды одинаковой высоты и разного цвета.

 Раздаточный: призмы и пирамиды с «паспортами», картинки с предметами различной формы.

 

Ход НОД:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Нравится ли вам ходить в детский сад?

- В какую группу вы ходите? (В среднюю.)

- Какие дети ходят в младшую группу? (Младше нас.)

- Какие дети ходят в старшую группу? (Старше нас.)

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог: в младшую группу ходят совсем маленькие дети, в среднюю - дети постарше, а в старшую - взрослые дети, которые собираются в школу. Значит, в группы детей собирают по возрасту.

- В каком детском садике мы недавно побывали в гостях? (Там,

куда ходят дети-фигуры.)

- Хотите снова туда попасть? 2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «В стране геометрических фигур» (начало). Дидактические задачи:

1) актуализировать представления детей об изученных объемных телах;

2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, фантазию.

Дети подходят к столу, на котором находятся цилиндры и конусы разного диаметра, а также треугольные и четырехугольные призмы и пирамиды, стоящие вперемешку. Высота всех геометрических тел одинакова цвет - разный, причем количество цветов не должно равняться 4. Кроме этого на столе находятся 4 больших листа бумаги.

Воспитатель говорит детям, что в стране геометрических фигур в детский сад привели детишек (воспитатель показывает на фигуры). Их нужно распределить на 4 группы (воспитатель показывает на листы). В каждой группе должны быть дети одинаковой формы.

- Какие дети вам знакомы? (Цилиндры, конусы.)

Дети выбирают цилиндры и конусы и ставят их на листы.

- Как будет называться эта (воспитатель показывает поочередно на каждый лист) группа?

Дети с помощью воспитателя называют группы: группа цилиндров

и группа конусов.

- Что одинаковое у детей в группе цилиндров? (Форма и высота.)

- Чем дети отличаются? (Цветом и толщиной.)

- Чем похожи дети в группе конусов? Чем они отличаются?

З. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «В стране геометрических фигур» (продолжение). Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о призме и пирамиде;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление, фантазию, воображение.

Воспитатель предлагает детям распределить на группы оставшихся детей.

Возникает затруднение, поскольку листов всего 2, а на столе находятся разные призмы и пирамиды. Даже если дети распределят фигуры в группы правильно, то не смогут назвать их форму.

- Смогли вы распределить фигуры в группы? (Нет.)

- Почему? (Мы не знаем форму этих фигур.)

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра «В стране геометрических фигур» (продолжение). Дидактические задачи:

1) сформировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, фантазию, воображение, инициативность, творческие способности.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть фигуры и определить, что в них общего и чем они отличаются.

Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель поддерживает любую идею ребенка, помогает ее выразить в речи, хвалит детей, которые заметили что-то интересное, при необходимости задает наводящие вопросы, которые помогут детям увидеть разницу между призмами и пирамидами.

- Что вам напоминает эта фигура? (Например, коробку, тумбочку и т. д.)

- Можно ли ее перевернуть вверх ногами и поставить? (Да.)

- Какие еще фигуры можно перевернуть?

- А какие фигуры нельзя перевернуть? Почему? (Они упадут.)

- Что они вам напоминают? (Колпачки, конус.)

- А чем они отличаются от конуса? (У конуса нет углов, а у этих колпачков - есть.)

- Какую известную вам фигуру напоминают фигуры первой группы? (Цилиндр.)

- А чем они отличаются от цилиндра? (У цилиндра нет углов, а у этих коробок - есть.)

Воспитатель подводит итог обсуждения: образовалось две группы, в одной группе фигуры похожи на цилиндры, а в другой - на конусы, но у новых фигур есть углы, а у цилиндров и конусов - нет.

5. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление, фантазию, воображение.

Воспитатель рассказывает, что на каждой группе заведующая детским садом хочет прикрепить табличку, на которой будет написано название группы.

- Как называется эта группа (воспитатель показывает на лист, на котором стоят цилиндры)? (Группа цилиндров.)

- Как называется эта группа (воспитатель показывает на лист, на котором стоят конусы)? (Группа конусов.)

- Как называется эта группа (воспитатель показывает на лист, на котором стоят призмы, а затем пирамиды)?

Возникает затруднение, так как дети не знают названия призм и пирамид.

- Смогли вы приготовить табличку для групп? (Нет.)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как называются эти

фигуры.)

6. Преодоление затруднения. Дидактические задачи:

1) познакомить детей с названиями призмы и пирамиды;

2) сформировать опыт целеполагания, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, фантазию, воображение, инициативность.

- Что нам нужно сделать? (Нужно эти названия узнать.)

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь

узнать? (Надо спросить у того, кто знает.)

После вопроса детей воспитатель сообщает названия фигур: детей в одной группе называют пирамидами, а в другой - призмами.

Воспитатель делает вывод: все фигуры распределены по форме - конусы, цилиндры, пирамиды и призмы. Воспитатель называет их, а дети показывают названную группу фигур.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть всех детей детского сада и сказать, дети каких групп похожи между собой.

После рассуждения они приходят к выводу о том, что похожи конусы и пирамиды, а также призмы и цилиндры. Можно еще раз повторить детьми, чем отличаются конусы от пирамид, цилиндры от призм.

7. Включение нового знания в систему знаний.

7. 1. Игра «Слева, справа».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, закрепить их знания о пространственных отношениях, развивать внимание.

Дети собираются около воспитателя. Воспитатель предлагает им поиграть на празднике, устроенном в детском саду для геометрических фигур. Дети под музыку двигаются по группе. С остановкой музыки дети замирают на месте. Задать мотивационную ситуацию для формирования умения называть призму и пирамиду;

Воспитатель задает вопросы:

- Саша, кто от тебя слева (справа)?

- Лена, кто перед тобой (позади тебя)?

- Миша, с какой стороны от тебя Света?

7.2. Игра «Найди пару».

Дидактические задачи: закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы формы призмы и пирамиды, развивать коммуникативные навыки.

Воспитатель предлагает детям для следующей игры разбиться на пары.

Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением предметов, имеющих форму призмы и пирамиды. Например, игрушечная елочка, сделанная из двух поставленных друг на друга треугольных пирамид, египетская пирамида, этажерка в виде треугольной пирамиды, подарочная коробка в виде пятиугольной призмы, высокий дом В виде четырехугольной призмы, игрушечная шарманка в виде шестиугольной призмы, стаканчик для карандашей в виде треугольной призмы.

Дети должны взять по одной картинке и встать в пару с человеком, у которого на картинке изображен предмет, имеющий такую же форму (либо призмы, либо пирамиды).

Помощь в выполнении задания могут оказать призмы и пирамиды, стоящие на столе.

7.3.Игpа  «Найди паспорт». Дидактические задачи:

1) закрепить умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами, умение считать до 8, соотносить цифру с количеством;

2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, фантазию, воображение, логическое мышление.

Дети парами садятся за столы, на которых находятся треугольные призма и пирамида, а также паспорта, фотографии этих фигур.

Воспитатель рассказывает, что в детский сад приходил фотограф и сфотографировал детей. Сегодня он принес некоторые фотографии и их нужно раздать детям.

Дети должны рассмотреть каждую фигуру и подобрать ее фотографию.

для этого вначале они должны сосчитать, сколько плоских фигур ограничивают объёмную. Результат счета они фиксируют с помощью цифр, которые они выбирают из карточек, лежащих на столе.

Каждая пара детей обосновывает свой выбор. Например, дети могут так объяснить выбор фотографии для треугольной призмы:

- у этой фигуры вверху и внизу по треугольнику, а по бокам 3 прямоугольника - всего 5 фигур.

8. Итог.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя. - Где вы сегодня побывали?

- С кем познакомились?

- Что вам понравилось на занятии?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли распределить ребятишек по группам в необычном детском саду, потому что научились разбираться в геометрических телах, узнали, как называются призма и пирамида.

в свободное время можно по казать детям изображение Египетской

пирамиды, Спасской башни Кремля и прочитать стихотворение:

Я видел картину. На этой картине. Стоит пирамида в песчаной пустыне. Все в пирамиде необычайно, какая-то есть в ней загадка и тайна.

А Спасская башня на площади Красной и взрослым, и детям знакома прекрасно. Посмотришь на башню - обычная с виду, А что на вершине ее? Пирамида!

А. П. Тимофеевский

 

Тема: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА»

 

Цель:

- закрепить представления детей о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношениях, умение ориентироваться на плане-карте;

- порядковый счет, представления о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством;

- тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт контроля и самоконтроля.

 

Материалы:

Демонстрационный: муфта с геометрическими телами.

Раздаточный: карточки с цифрами от 1 до 8, план-карты, простые карандаши.

 

Ход НОД:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность, воспитывать готовность оказывать помощь другим.

Дети собираются около воспитателя.

- Где мы с вами побывали на прошлом занятии?

- Где находится такой детский сад? (В стране геометрических фигур.)

- Как вы думаете, существует ли эта страна на самом деле?

Значит, геометрическая страна - сказочная. В этой сказочной стране жил волшебник, которого забыли при гласить на праздник в детский сад. Волшебник обиделся и заколдовал всех жителей геометрической страны. Он поместил их в темное подземелье и заставил забыть свое имя. Спасти их можно только так: в полной темноте, на ощупь опре-делить фигуру, назвать ее и найти ее паспорт.

Воспитатель предлагает помочь жителям геометрической страны.

2. Игровая деятельность.

2.1. Игра «Переход через болото». Дидактические задачи:

- закрепить представления о числовом ряде, умение детей составлять числовой ряд от I до 8;

- тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение.

Воспитатель говорит детям о том, что путь в страну геометрических фигур долгий и трудный. Чтобы добраться до нее, надо преодолеть немало трудностей.

Первое препятствие - болото. Чтобы перебраться через него, надо разложить камешки по порядку. Дети подходят к столу, на котором врассыпную лежат карточки с числами от 1 до 8 на каждого. Дети должны выбрать необходимые карточки и расположить их по порядку. После того как все дети выполнят задание, воспитатель предлагает пройти по болоту - назвать числа по порядку. Дети, дотрагиваясь до каждой карточки, называют написанное на ней число.

2.2. Игра «Помоги ежу,). Дидактические задачи:

- закрепить представления о числах от 1 до 8, умение соотносить цифры 1-8 с количеством;

- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.

Серьезный еж, живущий в лесу, через который нам надо пройти, про пустит детей, если они помогут ежу пересчитать запасы в его кладовке.

Дети садятся за столы, на которых находятся листы бумаги и простые карандаши на каждого.

На листе нарисованы квадраты, в которых находятся различные предметы в количестве от 1 до 8. В кругах, расположенных в центре, написаны числа от 1 до 8 (рис. 2). Детям нужно пересчитать запасы ежа и провести линии от квадратов с предметами к нужному числу.

Организовать выполнение задания можно следующим образом. Воспитатель задает детям вопросы:

- На что похожи красные треугольники? (Например, на морковку.)

- Сколько морковок в кладовке у ежа?

Дети считают треугольники, их семь.

- С каким числом нужно соединить коробку с морковками? (С числом семь.)

Дети проводят линию от квадрата с треугольниками к кругу с числом 7.

Для проверки правильности выполнения задания после того, как линию проведут все дети, воспитатель показывает карточку с числом 7.

Аналогично разбираются и остальные случаи.

2.3. Игра «Спасение жителей геометрической страны». Дидактические задачи:

- закрепить представления об изученных пространственных телах, умение различать их на ощупь, соотносить объемные и плоские геометрические фигуры;

- тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт контроля и самоконтроля.

Дети собираются около воспитателя. Воспитатель рассказывает о том, что им удалось благополучно добраться до подземелья и наступает момент, когда нужно будет туда войти.

- Кто должен идти первым по незнакомому и, может быть, опасному месту?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: первыми должны идти мальчики, потому что они более сильные, защитники девочек.

Сначала мальчики, а затем девочки ощупывают какое-либо геометрическое тело, положенное в муфту (куб, шар, цилиндр, конус, призма, пирамида), называют его и идут к другому столу искать паспорт спасенного жителя страны геометрических фигур.

Задание проверяется всеми детьми вместе с воспитателем.

2.4. Игра «Поиск обратной дороги».

Дидактические задачи:

- закрепить пространственные отношения, умение ориентироваться на плане-карте;

- тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение.

Дети со своими геометрическими телами садятся за столы, на которых находятся одинаковые планы на каждого и простые карандаши.

Для того чтобы выбраться из страны геометрических фигур, надо

воспользоваться планом.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть план. - Что интересного вы заметили?

- Как вы думаете, почему на плане есть перечеркнутые фигуры?

Выслушиваются все ответы детей. В результате обсуждения они должны прийти к выводу о том, что если на плане нарисован, например, перечеркнутый куб, значит, по этой дороге кубу идти нельзя, надо искать другой путь. То же и для других фигур.

Дети сначала ищут нужную им дорогу, после чего рисуют ее, стараясь провести линию, не выходящую за контур дорожки.

Задание проверяется индивидуально по мере его выполнения детьми. 3. Итог игры.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя. - Где вы сегодня побывали?

- Понравилось ли вам на занятии?

- Что вам показалось интересным?

- Что было наиболее трудно?

Воспитатель говорит детям, что они смогли спасти геометрические тела, потому что умеют узнавать их по внешнему виду и на ощупь, знают, как выглядят паспорта геометрических тел, умеют считать до 8, знают цифры.

 

Серия А № 0000691 № кв. 62502652822240 дата отправки 30.07.2012

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 53168
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.