Музыкально-игровой сценарий итогового урока интегрального типа по музыкально-теоретическим предметам для учащихся подготовительных отделений детских музыкальных школ и школ искусств «Музыкальные приключения»

  сб., 31.03.2012

Составитель:

Едапина Мария Владимировна,

преподаватель теоретических дисциплин 

федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры,  и

скусств и социальных технологий» ДШИ.   

Представленный урок рассчитан на детей 6-летнего возраста подготовительных отделений ДШИ и ДМШ и является уроком интегрального типа. Он сочетает в себе:

1. Формы работы, раскрывающие знания и навыки  по всем предметам музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, ритмика и слушание музыки.

2. Совместную деятельность детей, их друзей и родителей.

Цель – выявить приобретенные за время  занятий знания, умения и навыки по музыкально-теоретическим предметам в форме  игрового сюжетного урока-приключения.

Сверхцель -  повысить заинтересованность учащихся в занятиях музыкальной деятельностью.

Задачи:

  1. Обучающие:

    - научить детей применять полученные знания, умения и навыки на практике;

- расширить словарный запас детей;

- научить анализировать музыку,  узнавать на слух элементы музыкальной речи, раскрывать образную сущность произведения;

- научить  объяснять услышанное, применяя понятийные знания;

- обучить вокально-интонационным, слуховым и двигательным навыкам.

2. Развивающие:

- развивать музыкальные способности: мелодический, ритмический и гармонический виды слуха, слуховое внимание и память;

- развивать творческие способности: творческое мышление, умение инсценировать движения в соответствии с музыкой, импровизировать,  эмоционально откликаться на музыку;

- активизировать мыслительную деятельность детей и познавательную активность;

- развивать умение высказывать и доказывать свою точку зрения;

- развивать коммуникативные способности.

  1. Воспитательные:

- воспитывать общую музыкальную, речевую и двигательную культуру;

- воспитывать эстетическое отношение к окружающему;

- развивать чувства и эмоции высшего порядка;

- воспитывать саморегуляцию и контроль, умение работать в группе, навыки эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов;

- воспитывать слушательскую культуру;

- устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками;

- воспитывать желание заниматься музыкальной деятельностью, любовь к музыке;

- вырабатывать привычку учиться радостно, творчески, без принуждения.

Планируемый результат – максимальное выявление природных способностей и знаний учащихся. Пробуждение интереса  к последующим занятиям теоретическими предметами.

       Методы ведения урока:

            · наглядный: наглядно-слуховой (звучание музыкальных произведений в записи и в живом исполнении) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок);

· практический - исполнение, пение и т.д.;

· словесный – диалог, объяснение, рассуждение;

· сенсорно - моторный - движения, игры, танцы;

· проблемный - постановка проблемных вопросов.

Ход урока

Ведущий (педагог)

Здравствуйте дорогие наши ребята и гости. Мы с Феей музыки -Гармонией пригласили вас сегодня, чтобы отметить праздник – окончание учебного года и наступление тепла. С нетерпением ожидали мы этой встречи, но случилось неприятное событие, и только вы, настоящие музыканты, можете помочь нам исправить ситуацию. А вот и фея, сейчас она  вам все объяснит.

Под музыку «Танец феи Драже» П. Чайковского появляется Фея музыки.

 Фея:

Злая  колдунья, позавидовала вашим талантам и решила помешать дальнейшему общению с музыкой. Она похитила у меня ноты и скрипичный ключ, поэтому я прошу вас, ребята, о помощи. Согласны ли вы и ваши родители помочь нам отыскать колдунью и спасти музыку? Только будьте внимательны и осторожны, у колдуньи есть помощники, которые будут мешать вам. А вот и они.

Звучит отрывок из произведения Э.Грига -  «Шествие гномов».

Ребята, вы узнали, кто это? Задание - определить название произведения.

Но я буду помогать вам с помощью музыкальных подсказок. Отправляйтесь в путь и слушайте их внимательно. Удачи!

Ведущий

Придется нам идти далеко, в заколдованный лес к колдунье. Но на чем же мы отправимся в путь? Слышите, какая  музыка звучит, какой у нее характер, что удобно под такую музыку делать?

Дети слушают марш С. Прокофьева, определяют элементы музыкальной речи (темп, динамику, ритм, лад, регистр, форму), характер музыки  и определяют жанр произведения - марш. (Нотное приложение 1) .

Давайте построимся  в дружный отряд и пойдем бодрым шагом. Слушайте куда будет вести вас музыка.

Марш исполняется в разных регистрах и с изменениями в  динамике. Дети шагают в соответствии с характером музыки - на носочках, вытягивая руки вверх - при звучании музыки в высоком регистре; на корточках - при звучании мелодии марша в низком регистре; тихо, не топая -  на пиано; четко и бодро - на форте.

Ведущий

Далеко нам еще идти ребята, поэтому надо придумать как быстрее продвигаться. А вот и музыкальная подсказка.

Преподаватель играет пьесу «Две лошадки» Ф. Лещинской (Нотное приложение 2), а затем показывает рисунки различных животных и предлагает детям определить какое из изображенных на рисунках животное соответствует характеру прозвучавшего произведения.

Верно, мы поедем на лошадке. Дети изображают лошадку, бегут на носочках под музыку.

А дальше предлагаю ехать с песней на поезде. Дети шагают в соответствии с метрической пульсацией и поют песню Г. Эрнесанса «Едет паровоз» (Нотное приложение 3).  

Но куда ехать дальше я  не знаю. А слышите здесь кто то рядом есть?

Звучит произведение С. Прокофьева «Шествие кузнечиков», учащиеся определяют на слух его название.

Это же кузнечики, они подсказывают нам, что есть еще одна дорожка, но только она особенная – музыкальная. Если мы пройдем по ней, соблюдая ритм мелодии, то сумеем добраться до сказочного леса.  Выполняется ритмическое задание-игра «Музыкальная дорожка»: дети делятся на группы по 2-3 человека и, прошагивая  ритм мелодии (на усмотрение преподавателя), переходят с одной стороны зала на другую.

Ведущий

Как здесь тихо и одиноко, но слышите появились какие то звуки, вы их узнаете? Звучит отрывок из произведения Н. Римского - Корсакова «Полет шмеля».  Дети определяют название звучащего произведения.

Правильно ребята, это жужжит шмель. Он не просто так прилетел к нам, он рассказал, что в этом месте растет очень много грибов, ягод и цветов, поэтому  жить здесь обитателям леса было хорошо и весело. Но,  как только поселилась в лесу злая колдунья, звери стороной стали обходить эти места.  Взрослые теперь запрещают детям ходить в лес, медведица – медвежатам, лиса-лисятам, а волк - волчатам. Но дети не всегда слушаются своих родителей, и поэтому многих зверят колдунья поймала и заколдовала. Помогите ребята расколдовать животных, и тогда мы все вместе сможем победить колдунью. Проводится игра - музыкальные загадки-портреты, задача детей определить на слух  животных  и изобразить их  движения. Для игры предлагаются пьесы  В. Николаевой: «Зайчик», «Птички», «Медведь», «Лиса» (Нотное приложение 4).

Ведущий

В благодарность за то, что вы расколдовали их, животные с радостью помогут вам, как только вы обратитесь к ним за помощью.  

Но общаться мы будем по секретному телефону, который есть в нашем лесу. Только надо проверить не сломан ли он. Проводится игра «Глухой телефон». Из детей и родителей выбираются 4 человека, 3 из них выходят из зала. Оставшийся слушает заданный ритм, прохлопывает его и запоминает. Затем он должен «передать» ритм  вошедшему, а тот в свою очередь -следующему вошедшему и так, пока не зайдет в зал последний участник игры. В итоге сравнивается заданный изначально ритмический рисунок с тем, который прохлопает последний вошедший, выясняется целый ли телефон.

Ведущий

Ну вот мы и на месте. Видите дом колдуньи? Давайте войдем и попросим ее вернуть нам ноты и ключ.

Выходит злая колдунья.

Злая колдунья

А достойны ли вы  заниматься музыкой, настоящие ли вы музыканты? Что вы знаете о музыке и что умеете? А проверю-ка я вас, какие вы талантливые и умные. Умеете ли вы играть  на инструментах?

Детям и родителям раздаются музыкальные инструменты для игры  «Музыкальный оркестр». Из учащихся выбирается дирижер оркестра, а остальные участники делятся на группы, каждой из которых дается свое задание (отмечать метрическую пульсацию, сильную долю, ритм). Под музыку «Не зевай» И. Сусидко все участники оркестра играют на музыкальных инструментах (Нотное приложение 5).

Злая колдунья

Теперь я вижу, что вы умеете играть на инструментах и знаете, что такое пульс и ритм. С этим заданием вы справились. Однако, задам я вам еще одно задание – это  сложная игра, в которой нужно мяч  подбрасывать, ловить  и ударять. А главное, все это делать под музыку и не пропускать своей очереди. Если справитесь, так и быть отдам вам ноты и музыкальный ключ.

Проводится игра в мяч «Не зевай» И. Сусидко (Нотное приложение 5) - упражнение на внимание и ощущение сильных долей такта. Дети стоят в кругу, лицом к центру. У одного из детей в руках небольшой мяч. Задача – выполнять движения вместе с музыкой и «не зевать».

Такт 1. На сильную долю такта ударить мячом об пол, на слабую поймать его.

Такт 2. Передать мяч соседу справа.

Такты 3-8. Повторение движений 1-2 тактов.

Такты 9-10. Тот ребенок, до которого дошла очередь, 4 раза невысоко подбрасывает мяч перед собой.

Такты 11-12. Катит мяч стоящему в кругу напротив него.

Такты 13-16. Повторение движений 9-12 тактов. На последнюю долю 16 –го такта ребенок передает мяч своему соседу справа. Игра продолжается.

Ведущий

Эх ребята,  обманула нас все же колдунья, скрылась не вернув нот и ключика. Надо сделать колдунью доброй! А ведь колдунья – женщина и она наверняка очень любит цветы. А давайте подарим ей огромный разноцветный букет! Родителям и детям раздается разноцветная бумага, и они совместно под музыку П. Чайковского «Вальс цветов» делают цветы оригами, а ведущий показывает  как изготавливается цветок (Приложение 7). Из сделанных цветов складывается букет для колдуньи.

Злая колдунья

Неужели это мне? Ох,  какая ж я была несправедливая. Вы не только творческие, вы очень добрые, я хочу дружить с вами и тоже заниматься музыкой.

Колдунья выносит ключ с нотами и отдает ведущему.

Звучит «Танец феи Драже». Колдунья и Фея музыки мирятся и становятся друзьями.

В заключение дети, Фея и Колдунья  исполняют для родителей песню-танец «Снова в круг» (Песня-танец «Снова в круг» обр. народной песни ГДР В. Попова. Приложение 6):

Дети становятся парами по кругу лицом друг к другу. Мальчики стоят спиной к центру (внутренний круг), девочки – лицом к центру (внешний круг).

1-4 такты. Танцующие, взявшись за руки, двигаются галопом (6 шагов) против часовой стрелки. В 4 такте на словах «ней, на ней» три раза хлопают в ладоши.

5-8 такты. Галопом двигаются по часовой стрелке и в 8 такте, на слова «все сильней», стучат ногами (правой-левой-правой).

9-10 такты. Мальчики поворачиваются на месте кругом вправо, девочки хлопают в ладоши.

11-12 такты. Пары, взявшись за руки, кружаться на месте подскоками.

13-14 такты. Девочки и мальчики поворачиваются на месте кругом влево. Мальчики хлопают в ладоши.

15-16 такты. Повторяют движения 11-12 тактов.

Фея музыки

Дорогие наши ребята! Вы доказали, что достойны заниматься музыкой и творчеством, являетесь настоящими музыкантами и уже готовы перейти в первый класс. А вас дорогие родители мы благодарим за таких талантливых детей и с радостью ждем всех в следующем учебном году в нашей школе.

Инвентарь:

Мяч, инструменты (маракасы, ложки, бубны, барабаны, флейты и другие детские музыкальные инструменты), иллюстрации животных, цветная бумага для изготовления цветов, ножницы, скрипичный ключ и ноты из цветной бумаги)

Музыкальный материал:

Аудиоматериал:

Григ Э. «Шествие гномов».

Чайковский П.  Балет «Щелкунчик»: «Танец феи Драже».

Прокофьев С. «Шествие кузнечиков». 

Римский-Корсаков Н. «Полет шмеля».

Чайковский П. «Вальс цветов».

Ноты:

Прокофьев С. «Марш».

Лещинская Ф. «Две лошадки».

Эрнесакс Г. «Паровоз».

Николаев В. «Зайчик».

Николаев В. «Медведь».

Николаев В. «Птички».

Сусидко И. «Не зевай».

«Снова в круг». Обработка Попова В.

Посмотреть/скачать урок с полным нотным приложением:

Едапина М.В. Сценарий урока Музыкальные приключения.doc (2.89 МБ)

Едапина М.В. Сценарий урока.Приложение..doc (1.87 МБ)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 10723
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.