Автоматизация звука Ш. "Шепелявое приключение"

  пт., 23.12.2022

Составители:

Ясинецкая Юлия Анатольевна, Ракова Надежда Евгеньевна

учителя-логопеды

МАДУ Голышмановский ЦРР  - детский сад № 4 «Ёлочка».

Цели:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях.

Коррекционные:

Развитие и укрепление речевой моторики.

Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад.

Закрепление правильного произношения фонемы «Ш» в изолированном виде, в словах. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы.

Обучение звуко-слоговому анализу: определение места звука Ш в слове.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: слоговые дорожки, карточки с буквами, пазлы на звук Ш, фонарики, шарики для елки, гимнастические палки, камешки Марблс, ватные палочки, 3 маленькие елочки, шишки с картинками на звук Ш, 1 большая елка, 3 стола детских, 7 стульев, мольберт, льдинки, схемы для определения места звука в слове, карточки для артикуляционной гимнастики, клубок ниток, снежинки.

Ход:

Логопед заводит детей в зал

Логопед: Здравствуйте, дети! Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся. 

Здороваются с гостями.

Логопед: Ребята, я хотела сегодня с вами…

Маша: Ля-ля-ля! (Входит и поет песенку. Одна рука за спиной) Ой, здравствуйте! Это детский садик «Ёлочка»?

Дети: Да.

Маша: Ага, вот вас-то я и искала! Меня Маса зовут. Меня к вам миска отправил. Сказал, что сюрприз для вас надо отнести.

Логопед: Здравствуй, Маша! Кто-кто тебя отправил?

Маша: Миска.

Логопед: Миска? Ничего себе, ребята! Не знала я, что миски говорить умеют! (Показывает настоящую миску)

Маша: Да нет же! Не миска, а миииска! Ну, тот, который в лесу зывет!

Логопед: Маша, ты что звук Ш говорить не умеешь?

Маша (вздыхая грустно): Ну да, не умею. Миска меня учил, учил. А я все никак не научаюсь.

Логопед: Маша, ты еще говорила, что мишка детям нашим сюрприз передал. А где же он?

Маша: Так вот он! (выставляет вперед пустую руку) Ой…казется я его потеряла…

Логопед: Как потеряла?

Маша: Я по дороге ресыла поиграть. На полянке, возле речки, возле сколы на крылечке.

Логопед: не знаю, как вам, дети, а мне очень хочется узнать, что за сюрприз нам мишка приготовил. А вам хочется?

Дети: Да!

Логопед: А тебя, Маша, дети могут научить выговаривать звук Ш. если ты, конечно, этого хочешь?

Маша: Очень, очень хочу! Давайте меня учить скорее! И сразу сюрприз искать пойдем.

Логопед: Тогда предлагаю устроить шепелявое приключение! Мы пойдем на поиски сюрприза и научим Машу шипеть.

Прежде, чем пойти в путь-дорогу надо к ней подготовиться. Ребята, вы уже знаете, что перед тем, как научиться говорить любой звук, надо подготовить язык, потренировать его. Что тренирует наш язык?

Дети: Артикуляционная гимнастика!

Логопед: проходим за столы. И ты, Маша, с нами. Напоминаю правила выполнения гимнастики: вдох носом – выдох ртом, зеркало держим на уровне рта.

1 упражнение: «Забор». Ход выполнения: губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать позу на счет до 5.

2 упражнение: «Слон». Ход выполнения: губы напряжены и вытянуты вперед в форме квадрата, зубы сомкнуты. Удерживать позу на счет до 5.

3 упражнение: чередование «Забор» - «Слон».

4 упражнение: «Маляр». Ход выполнения: рот открыт, язык поднят вверх. Водить языком вперед – назад, касаясь нёба. 6 повторов.

5 упражнение: «Парус». Ход выполнения: рот открыт, широкий язык поднят вверх,  боковые края языка прижимаются к боковым резцам. Удерживать позу на счет до 5.

Маша: Как зе это не просто сыпеть.

Логопед: Маша, какой дорогой ты к нам шла?

Маша: Сначала я была возле большого дома, где детей учат разным интересным вещам.

Логопед: Дети, что же это может быть?

Дети: Школа!

Маша: Ура! Это точно она! Все за мной!

(Идем в локацию «Школа»)

Логопед: Вот мы и пришли. Ребята, давайте объясним Маше, что должны делать губы, зубы и язык, чтобы мы могли сказать звук Ш.

Дети: Губы квадратные, зубы «заборчиком», язык широкий поднят вверх за верхние зубы, горло не работает, воздух теплый.

Маша: Так вот как язык себя вести должен!

Логопед: А теперь берем наш звуковой клубочек и наматываем на него звук Ш.

(Передаем клубок по кругу, каждый ребенок шипит)

Логопед: Давайте еще расскажем Маше характеристику звука Ш.

Дети: Звук Ш - согласный, всегда твердый, глухой.

Маша: Так вот ты какой, звук Ш!

Логопед: Есть тут мишкин сюрприз, Маша?

Маша: Нет, я уже посмотрела.

Логопед: Где ты еще была?

Маша: Возле речки. Точно! Я там сюрприз забыла! Идем скорее!

(Подходим к локации «Река». Маша быстро осматривается в поисках сюрприза и ничего не находит)

Маша: Нет ничего, идем дальше.

Логопед: А мы дальше не может. Кто это на реке лед сломал?

(Маша смущенно шаркает ногой)

Я: Эх, Маша. Маша. Ребята, посмотрите, Маша лед на отдельные льдинки разбила. Надо нам льдинки сложить в правильном порядке и снежинками – морозинками снова заморозить.

Дети делятся на 2 группы, собирают 2 пазла, проговаривают картинки, которые у них получились и закрывают каждую картинку снежинкой. Маша выполняет задание с одной из групп детей.

Логопед: Речка снова подо льдом, можно нам идти. Маша, что ты дальше делала?

Маша: по сугробам прыгала. Вот по тем.

(Подходим к локации «Звуковые сугробы»)

Маша: я прыгала по сугробам и называла слова.

Дети пропрыгивают две дорожки на переключение: лягушка – подушка, плюшка – кукушка. Маша тоже пропрыгивает одну дорожку и называет слова.

Маша: вот мы и пришли в мишкин лес. Сначала я возле маленьких елок играла. Мне надо было шишки на елки развесить. А я не умею.

Логопед: ребята наши тебя сейчас научат. Давайте вспомним, в каких позициях стоит звук в слове?

Дети: начало, середина и конец слова. Начало слова – звук открывает слово, он самый первый. Середина – звук не первый и не последний. Конец слова – звук заканчивает слово. После него других звуков нет.

(Локация «Лес». Стоят 3 маленькие елки. Дети развешивают шишки с соответствие с местом звука Ш в слове). Подходим к большой ёлке.

Маша: Миша сказал, что шарики для этой елки не простые. Внутри каждого спрятан секрет. Надо взять шарик и посветить на него фонариком.

Дети берут шарики, подносят к свету фонарика и называют картинку.

Маша: какой сугроб за елками большой. Я точно в нем играла. Может там сюрприз оставила?

Маша подходит к «сугробу» (шарики, закрытые тканью), поднимает ткань и находит там воздушные шарики.

Маша: вот он, мишшшшшшкин сюрприз!

Я: Маша! Ты же научилась говорить звук Ш, уже не ошибаешься.

Маша: Какие вы, ребята из детского сада «Ёлочка» молодцы! Вы научили меня выполнять гимнастику для языка, петь шипелку, говорить слова со звуком Ш, находить место звука в слове. Держите шарики.

Маша дарит детям шарики и прощается с ними.

Логопед: какое замечательное шепелявое приключение у нас получилось. Мне очень понравилось? А вам, ребята, понравилось? Что вам запомнилось больше всего?

Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети уходят в группу.

Список литературы

1.Т.Б.  Филичева,  Г.В.  Чиркина  «Программа  обучения  и  воспитания  детей  с  фонетико-фонематическим недоразвитием».

2. Артикуляционная гимнастика «Снежинки». https://vk.com/dari_crystal

3. Игра «Сложи пазл» на автоматизацию звука (Ш). Автор материала: Савицкая Анна Викторовна.

4. Игра с фонариком: верхняя часть: https://vk.com/logo_love_inst , нижняя часть: https://vk.com/wall479159969_2884

5. Игра «На какой ветке растет шишка», автор https://vk.com/logo_love_inst

6. Нейроигра «Ладошки – дорожки. Автоматизация звука Ш», https://multiurok.ru/files/neiroigra-ladoshki-dorozhki-avtomatizatsiia-zvuk-2.html

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010029, 0010030

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 823
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.