Ямал - мой край родной

  ср., 21.09.2011

Автор:

Непейвода  Валентина Николаевна

воспитатель

МДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Радуга»

г. Тарко-Сале  Пуровского района

Конспект

интегрированного занятия

по познавательному развитию для детей подготовительной группы

Тема: «Ямал -  мой край родной»

Программное  содержание:

1. Образовательные задачи: дать знания  о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Закрепить умение  лепить животного.

 

2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.

 

3.Воспитательные задачи: воспитывать  любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.

 

Методы и приемы:

метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря: (ягель, жгучие  морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, ягушка, малица), художественное  слово,  пословицы, загадки, дидактические игры «Найди и опиши»,  «Что, где растёт», использование медиацентра, слайдов, фрагмента фильма; музыкальное оформление занятия; готовые рефераты ребенка с родителем, лепка животного, подвижная игра «Хэйро», «Важенка и оленята».

использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Предварительная работа:

экскурсия в районный краеведческий музей, экскурсия  в центр краеведения ДОУ, экскурсия на реку Пур, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение ненецких сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город»,  дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?»,  подвижные  игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».

Материалы:

           Карта Пуровского района, Тюменской области, глобус, макет чума и народные игрушки ненцев, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, макеты ремесел ненцев: рыболовство, оленеводство, звероводство, народно-прикладное искусство ненцев, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге), слайды: северной природы, нефтяных и газовых вышек, праздники ненцев, солёное тесто разного цвета, природный материал, макет.

 Занятие проводится в Центре краеведения и патриотического воспитания. В центре двигательной активности  размещены столы для выполнения заданий, 2 мольберта.   Вдоль стены столики с подносами, на которых находятся: разноцветное солёное тесто, природный материал (веточки, шишки, пенечки) 

Ход занятия.

Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия.  В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их. И так, путешествие начинается.

- Какой-то шар разноцветный стоит на столе? Что это за шар?

(На столе стоит географический глобус)

Дети: - Глобус.

Воспитатель: - А что такое глобус?

Дети: - Глобус -  это макет нашей  Земли.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе?

Дети: - Это разные государства на планете Земля.

Воспитатель: - А  какие государства вы можете назвать?

 

(Даю время для размышления)

 

Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.

Воспитатель: - А как  же называется наша страна?

Дети: -Наша страна Россия,  Российская Федерация.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?

Дети: - Город Москва.

Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.

(Дети определяют место нашего проживания)

Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где  родился человек и живёт?

Дети:- Родной край

Воспитатель:- Это большая или малая Родина?

Дети: - Это малая Родина.

Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?

Дети: - Наша малая Родина называется - ЯМАЛ.

Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?

Дети: - Ямало-Ненецкий автономный округ.

Воспитатель:- А почему наш округ называется Ямало-Ненецким округом, или как все коротко называют Ямал?

Дети: - Потому что он расположен на полуострове Ямал.

Воспитатель: - А где на карте расположен полуостров Ямал? На севере, юге или на средней полосе России?

Дети: - Полуостров Ямал находится на севере нашей страны.

Воспитатель: - Как называется  столица Ямала?

Дети: - Город Салехард.

Воспитатель: - Много разных районов находится в Ямало-Ненецком автономном округе.

(Подвожу к карте Ямало-Ненецкого автономного округа)

Как же называется наш район?

Дети: - Пуровский район.

Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, Пуровский район на карте Ямала.

(Дети показывают Пуровский район)

Воспитатель: - Как же вы его  определили?

Дети:- Потому что он похож на фигуру медведя, и еще в Пуровском районе находится город Тарко-Сале.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему наш район получил название Пуровский район?

Дети: - Потому, что находится на реке Пур.

Воспитатель: - А что означает название нашего города Тарко-Сале?

Дети: - Тарко-Сале означает «город на мысе»

Воспитатель: - А что означает слово «мыс»?

Дети: - Мыс – это место слияния двух рек.

Воспитатель: - Правильно, ребята, это место слияния двух рек, в данном случае слияние каких рек? Подскажите мне, пожалуйста.

Дети: - Слияние рек Пяку-Пур и Айваседо-Пур.

 

Воспитатель: - Арина с мамой приготовили рассказ про реку Пур, я предлагаю вам послушать его.

 

(Выступление Валентины Сергеевны и Арины. Текст выступления прикладывается, идет показ слайдов «Природа Севера»).

 

Воспитатель: - Спасибо, Арина и Валентина Сергеевна. Прекрасный рассказ, а слайды помогли нам полюбоваться красотой и богатством реки Пур.  

(обращаюсь к детям)

- Ребята, чем еще богат Ямало-Ненецкий округ и наш район в том числе? Дети: - Здесь добывают нефть, газ.

Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство  Ямала. Пользуются газом и нефтью не только ямальцы, и  не только люди России. Газ и нефть  отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

 

(Просмотр фрагмента фильма «Пуровский район»,  рассуждения детей, комментарии воспитателя)

Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?

 

Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошка.

Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.

(после просмотра фрагмента фильма)

 Ребята, мы на слайдах видели, что некоторые  коренные жители занимаются рыболовством.  Чем  еще  занимается коренное население?

Дети: - Охотой, оленеводством,  сбором дикоросов.

Воспитатель: - Что такое дикоросы?

Дети: - Это грибы и ягоды.

Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.

Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?

Дети: - Дико растут.

Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду,  и никто их не высаживает, они растут  в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?

Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

Воспитатель: - А какие деревья  и кусты растут на севере?

Дети : - Лиственница, сосна, кедр, ель ,шиповник, можжевельник.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется

«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два.

( Дети самостоятельно  разбиваются на 2 команды.)

Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо  выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева.

 

1- ая команда -отбирает ягоды растущие на севере

2-ая команда – отбирает деверья и кустарники  севера

После выполнения задания  дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды)

Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. А теперь предлагаю пройти к центру краеведения.

Что это за сооружение стоит?

Дети: - Чум.

Воспитатель: - А что такое чум?

Дети: - Это жилище ненцев.

Воспитатель: - Я не видела в Тарко-Сале чума. В нашем городе построены кирпичные, брусовые дома.

Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тундре.

Воспитатель: - А кто в них проживает?

Дети: - Коренные жители: ненцы, селькупы.

Воспитатель: - А почему они живут в чумах?

Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.

Воспитатель: - А для чего это необходимо делать?

Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.

Воспитатель:- А из чего сделан чум?

Дети:- Из оленьих шкур.

Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?

Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?

Воспитатель: - Во что одеты?

(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей)

Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу.

Воспитатель: - А ноги во что обуты?

Дети: - Кисы и бурки.

Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?

Дети: - Одежда вышита орнаментом.

Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?

Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.

Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.

 

(Дети садятся, комментируют показанные слайды «Пуровский район».)

 

Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры  играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает слово «хэйро»?

Дети: - Слово «хэйро» означает «солнце».

(Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «Хэйро».)

 

Воспитатель: -  Ребята, помните, мы приняли решение подарить центру краеведения макет тундры? Макет мы изготовили, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на севере. Подумайте, кого бы вам хотелось слепить?

(Даю возможность определиться с решением)

- А теперь выберите нужный вам материал: солёное тесто нужного цвета, веточки, шишки, пенёчки и т.д.

(Дети лепят животных

Кто справился с работой, предлагаю еще слепить кого- то, педагог помогает тем,  кто затрудняется.)

- Протрите руки влажной салфеткой. Полюбуемся своим произведением и отнесем на столик к другим макетам.

(Ставим макет в ряд с другими макетами.)

- Наше путешествие окончено.

- Скажите,  пожалуйста, где происходило наше путешествие?

Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ямалу.

Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие  знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!

- Что Вам больше всего понравилось?

(Слушаю мнения детей)

- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?

(Дети высказывают свои предложения)

Воспитатель: - В следующий раз непременно будем изучать интересующие вас вопросы. А вам предлагаю в группе рассматривать альбомы, книги, журналы о нашем Севере, думаю, что вы в них найдете что–то новое и интересное для себя.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 11459
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.