"Изготовление "крылатого танка" из пластилина" НОД в старшей группе

  чт., 30.06.2022

Составитель:

Казанцева Раиса Викторовна

воспитатель

МАДОУ детский сад №160 города Тюмени

Методическое обоснование темы:

Одной из актуальных и значимых всегда была и остается  проблема патриотического воспитания. И чем раньше она начинает решаться, тем эффективнее результаты.  Воспитывая патриотизм с раннего возраста, мы открываем для детей  глубокий родник, который питает чувства ребенка, учит сопереживать беды и проблемы своей страны, понимать значимость Родины для мира во всем мире. Особенно это актуально сейчас, когда возникают разногласия и войны между отдельными странами.

Поэтому задача педагогов дошкольных учреждений – учить детей любить свою Родину, гордиться её героическим прошлым, защитниками и военной силой армии. Патриотическое воспитание  дошкольников достигнет большего эффекта, если оно  будет осуществляться комплексно, включая разные виды деятельности и интеграцию всех образовательных областей, в том числе и художественно-эстетическую с включением в нее структуры занятий по тематике Родины и подвигов ее народа.

С этой целью в преддверии праздника Дня Победы разработан конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Крылатый танк». Материал занятия основан на региональном компоненте и знакомит детей с тем, как родной город Тюмень помогал фронту в годы войны. Занятие имеет как патриотическую, так и художественно-эстетическую направленность. Оно предполагает продуктивную деятельность, в процессе которой дети овладевают навыками лепки из глины модели летающего танка,  изготовленного в годы войны на Тюменском авиазаводе. А также пополнит знания детей о вкладе Тюмени в приближение Победы,  будет способствовать формированию гордости за героическое прошлое земляков, чувства сопричастности к истории своего родного города.

     Конспект предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Его можно проводить с детьми старших и подготовительных групп как в непосредственно образовательной деятельности, так и свободной.

Цель занятия:  знакомство с историей военной техники  посредством изготовления из пластилина летающего танка

Программное содержание

Познавательное развитие:

- пополнить знания детей о военной технике, об истории родного города в годы войны, рассказать о крылатом танке, выпущенном на Тюменском авиазаводе;

- развивать  интерес к историческому прошлому малой родины, умение понимать и решать поставленную задачу, определять способы ее достижения;

- воспитывать чувство патриотизма, интерес к изучению истории родного города, гордость за земляков.

Художественно-эстетическое развитие:

  - учить детей лепить танк и планер из отдельных частей, передавать в лепке их форму и пропорции, упражнять в приеме скатывания, раскатывания и приплющивания;

- продолжать учить детей пользоваться стекой, соблюдать при этом технику безопасности;

- развивать чувство композиции, соотношение частей по величине, умение плотно соединять части в одно целое методом примазывания;

- воспитывать эстетическое восприятие и художественный вкус, аккуратность и точность при выполнении работы, интерес к художественному творчеству.

Речевое развитие:

- учить говорить распространенными предложениями, употреблять в речи прилагательные;

- развивать свободную связную речь, выразительность и четкость произношения;

- обогащать активный словарь;

- воспитывать интерес к народному фольклору, художественному слову.

Социально-коммуникативное развитие:

- учить нормам и правилам общения во время совместной деятельности;

- развивать умение работать самостоятельно, в коллективе и в группах;

- воспитывать позитивное отношение и интерес к совместному виду творчества, взаимопомощь и выручку.

Физическое развитие:

- совершенствовать координацию движений, синхронизацию обеих рук, умение согласовывать в работе глаза и руки;

- развивать сенсорику и мелкую моторику;

- воспитывать интерес к физкультминуткам, игровым упражнениям.

Словарная работа: крылатый танк, авиаконструктор, танкостроитель, летчик-испытатель, планер, биплан

Предварительная работа с детьми:

  1. Чтение художественной литературы о военной технике: С. Баруздин «Рассказы о войне», «Детская энциклопедия военной техники», С. Михайлов «Военные машины», Никольский «Что умеют танкисты» и «Армейская азбука» и др.
  2. Познавательные беседы: «Военная техника – защитница и помощница солдат», «Наша армия сильна», «Техника военных лет», «Тюменцы – фронту».
  3. Сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Летчик», «Танкист», «Моряк», «Строитель», «Грозные машины», «Военная техника».
  4. Подвижные игры: «Вертолеты», «Самолеты», «Танкисты»; хороводная игра «В армии служат разные войска».
  5. Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка военной техники.

Оборудование и материалы:

-  раздаточный материал: зеленый пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, заготовки крыльев биплана из картона;

- демонстрационный материал: иллюстрации с планерами и танками, с крылатым танком, образец летающего танка, презентация  «Алгоритмы лепки планера и танка».

Музыкальное сопровождение: подвижная музыкальная игра-физкультминутка «Летчики, на аэродром!»

Методы и приемы работы:  словесный, наглядный, практический, демонстрационный, игровой, презентация, мотивационный прием, сюрпризный момент

Формы работы:  коллективная, групповая, индивидуальная

Вид занятия: познавательно-творческий, интеграционный

Ход занятия:

Дети с воспитателем рассматривают выставку военной техники в группе (игрушечные танки, самолеты, бронемашины и пр. Раздается стук в дверь, входит солдат в военной форме с вещмешком в руках)

Солдат: Здравствуйте, ребята! Я слышал, что у вас открылась выставка военной техники. Мне очень интересно посмотреть, какие боевые машины вы собрали. Расскажите мне о них.

Дети: У нас есть разная военная техника: самолеты, танки, бронемашины, пушки. Давайте мы расскажем о них (читают стихи):

Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдет.
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!

Металлическая птица
Рвется прямо в облака.
Теперь воздушная граница
И надежна,  и крепка!

Под огнём, под пулями точно, напрямик.
Всю войну прошёл он,

Наш прочный броневик.

Солдат: Молодцы! Это хорошо, что вы знаете названия боевой техники. Но на вашей выставке нет самого редкого военного экземпляра. А я вам его принес. Попробуйте угадать, какая это техника. (Загадывает загадку)

Я и танк, и самолет.

Совершить могу полет.

А потом могу пройти

И очистить все пути.

Дети: Танк и самолет.

Солдат: Вы почти угадали. Это танк. (достает из вещмешка и показывает детям крылатый танк). Только у этого танка есть крылья, как у самолета. Какое название  вы дали бы этому танку? (Дети пытаются ответить)

Солдат: Эта машина называется «Крылатый танк». Еще его называют летающий танк. Он был создан у нас в Тюмени в годы войны. На Центральной площади тогда был расположен авиационный завод по изготовлению планеров (безмоторных летательных аппаратов), который перевезли к нам из Москвы.  Авиаконструктор Олег Антонов создал летательный аппарат А - 40, прикрепив к корпусу танка Т- 60 крылья и хвост планера. И получился вот такой крылатый танк.

Воспитатель: Как интересно! А давайте, ребята,  мы тоже побудем конструкторами и сделаем летающий танк. Вы нам поможете?

Солдат: Конечно, помогу. И мы пополним вашу выставку новой боевой машиной.

Воспитатель: Отлично. Представьте, что мы в конструкторском бюро. У нас на столах есть все необходимое для работы. Но так как лепить мы будем и танк, и планер, то разделимся на команды. За каждым столиком будут авиаконструкторы и танкостроители. Девочки будут лепить планер, а мальчики – танк. Помогать нам будет алгоритм, который вы видите на слайде.

- Назовите, из каких частей состоит танк.

Дети: У танка есть корпус, башня, пушка и гусеницы.

Воспитатель: А планер?

Дети: У планера есть корпус, крылья, хвост, кабина.

Воспитатель: Мы будем лепить только крылья и хвост, потому что вместо корпуса будет танк.

- Давайте вспомним последовательность лепки танка.

-Сначала лепим корпус танка – это какая геометрическая фигура?

Дети: Это будет прямоугольник.

Воспитатель:  Верно. Из другой части раскатываем шар и слегка приплющиваем его. Получается поворотная башня танка. Раскатываем колбаску  и примазываем пушку к башне. Из маленьких шариков делаем колеса для гусениц. Все части танка аккуратно соединяем между собой. Пока подготовьте материал к работе, разомните глину.

Воспитатель:  (обращается к другой группе»  Как будем лепить планер?

Дети: Сначала будем делать крылья.

Воспитатель: Обратите внимание, что они двойные, как у биплана. Что такое биплан?

Дети: Это тоже планер.

Воспитатель: Да, только он с двумя крыльями, которые располагаются одно над другим. Значит, нам надо слепить два одинаковых крыла и ровно скрепить их на расстоянии. Делать их будем с помощью новой технологии – пластилинографии. Как будем это делать?

Дети: Возьмем две одинаковые полоски картона, затем будем отщипывать кусочки пластилина и пальцами размазывать их по поверхности крыльев.

Воспитатель: Верно. Будем делать крылья методом размазывания пластилина по поверхности. Лена, покажи, как ты это будешь делать. (показ ребенка)

А потом соедините крылья с помощью двух колбасок. Далее вылепите хвост по образцу и присоедините сзади  к крыльям методом прищипывания.

- Молодцы. Теперь можно всем приступать к работе. Давайте подготовим пальчики, разомнем их.

Физминутка

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)

Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места.)

 

Воспитатель: Авиаконструкторы и танкостроители могут приступать к созданию своих моделей. Будьте внимательны и аккуратны, соблюдайте технику безопасности при работе со стекой.  Сверяйте свои действия с алгоритмами. Если закончите работу раньше других, можете проявить творчество и фантазию: сделать дополнительные детали, украсить танк или биплан по желанию. 

 (Во время продуктивной деятельности звучит тихая спокойная музыка. Воспитатель и Солдат оказывают индивидуальную помощь детям, подбадривают и похваливают ребят, указывают на их успехи)

Воспитатель: Танки и бипланы готовы. Давайте теперь объединимся и поработаем вместе: присоединим методом примазывания крылья к танку. У нас получился крылатый танк.

Солдат: Молодцы, ребята! Вы настоящие конструкторы! Но нам нужно доказать, что танк действительно летающий. Наши мальчики сейчас будут летчиками-испытателями и проведут испытания  крылатых танков. А девочки будут оценивать полет.

(Включается музыкальная игра «Летчики! На аэродром!» Мальчики выполняют соответственные движения с поделками по кругу. Девочки хлопают  в такт музыки).

Солдат: Молодцы, летчики! Испытания пройдены, танки действительно летали. Значит, мы справились с поставленной задачей. А вот созданный Антоновым крылатый танк во время испытаний  не смог долететь до назначенного места, потому что не хватило мощности у биплана дотянуть его. Зато мы долетели до цели и прошли испытания. Молодцы!

-  А я сейчас выберу самый лучший танк для вашей выставки (Выбирает лучшую поделку и помещает ее на выставку)

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, наше занятие закончилось. Давайте подведем итоги.

- Какую военную технику вы сегодня изготовили?

- Что вам показалось самым сложным?

- О чем вы расскажете дома родителям?

- А теперь обменяйтесь своими поделками с соседями по столику и оцените их работы. Если вам понравилось – прикрепите красную звездочку на крыло. Если есть замечания – оранжевую звездочку. (Звездочки лежат на столах)

Список используемой литературы:

1.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду:  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 год

2. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.

3. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Попова Г. П. Система патриотического воспитания в ДОУ Тюмень : Учитель, 2007. – 203с.

 Ресурсы интернета:

-  https://gorod-t.info/projects/001/ https://

- infourok.ru/tyumenskie-promishlennie-predpriyatiya-v-godi-voyni-gg-3898954.html

- https://nashgorod.ru/news/society/05-05-2015/chto-proizvodili-v-tyumeni-vo-vremya-velikoy-otechestvennoy-voyny

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А №  0009490 скачать  >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 1533
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.