НОД в старшей группе «Свойства воздуха» |
вт., 28.06.2022 |
Составитель:
Чепурина Ирина Васильевна,
учитель-логопед
МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №7»
Цель: формирование представлений детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.
Задачи: развивать познавательную активность
развивать плавный длительный выдох
развивать тактильные ощущения
развивать слуховое внимание
развивать связную речь
развивать навыки взаимодействия детей друг с другом
Оборудование: воздушные шарики, атласные ленточки, цветные и белые листы бумаги, резиновые игрушки
Ход
1.Коммуникативная игра «Солнечные лучики»
Логопед: Ребята, давайте с вами поздороваемся. Назовите своего соседа справа ласково и протяните руки вперед.
Наши руки – это солнечные лучики, чувствуете, как стало тепло?
Логопед: Ребята, скажите, кто такие ученые?
Дети: люди, которые много изучают, делают опыты, открытия.
Логопед: Хотите быть сегодня маленькими учеными?
Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию.
Опыт с воздушными шариками
Логопед: Посмотрите, сколько много воздушных шариков в лаборатории, давайте их соберем.
-Интересно, а какое настроение у ваших шариков?
- Какой формы шарики?
-А что же случилось с моим шариком, почему он такой маленький?
Дети: сдулся, плохо надули.
Логопед: Что же сделать, чтобы шарик вновь стал круглым?
Дети: надуть посильнее.
Логопед: Хорошо, попробую!
-И, правда, получилось! Вот какой красивый шарик и настроение у него стало веселым.
-Ребята, а что у шариков внутри, посмотрим? Видите, что-нибудь?
Дети: ничего не вижу.
Логопед: Развяжем шарики, что случилось?
Дети: они сдулись.
Логопед: Почему сдулись шарики?
Дети: Из шариков вышел воздух.
Логопед: Вы заметили, какого цвета воздух?
-Почему мы не видим воздух?
Дети: у воздуха нет цвета, он бесцветный.
Логопед: Еще про воздух говорят, что он невидимка.
-Почему так говорят?
Дети: потому что мы его не видим, он невидимый.
Логопед: Ребята, а где нас окружает воздух?
Дети: на улице, в группе, дома.
Опыт с атласными ленточками
Логопед: Внутри нас есть воздух? Хотите проверить? Возьмите атласную ленточку. Подуйте на нее.
-Что происходит с ленточкой?
Дети: колышется, шевелится, двигается.
Логопед: Что помогает ленточке двигаться?
Дети: ветер, воздух.
Логопед: А почему твоя ленточка зашевелилась? От чего стала двигаться твоя ленточка? Что стало происходить с твоей ленточкой, когда ты на нее подул?
-Как же воздух внутри нас оказался?
Дети: мы вдохнули носом.
Логопед: Давайте надуем животики, как шарики. Положите руки на живот. Вдох – шарик надули,
Выдох – шарик сдулся.
-Ребята, а почувствовать воздух можно?
(садятся на ковер)
Опыт с веером
Логопед: Как вы думаете, для чего нам нужна цветная бумага?
-Я предлагаю сделать веера.
-Помашите веером тихо. Что чувствуете?
Дети: ветерок.
Логопед: А сейчас помашите посильнее. Что чувствуете?
Дети: ветер.
Логопед: Что же такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Логопед: А сейчас закроем глаза и посидим в тишине, послушаем звуки.
-Ребята, что вы услышали?
-Да, ребята, вы услышали разные звуки. А воздух можно услышать?
-Хотите услышать нашего невидимку?
-Подойдите к столу. Возьмите игрушку, из чего они сделаны?
Дети: из резины.
Логопед: Значит игрушки какие?
Дети: резиновые.
Логопед: Попробуйте надавить на игрушку. Что-то слышите?
Дети: шум, писк.
Логопед: Почему раздается шум? Почему игрушки запищали?
Дети: Воздух выходит через дырочки и раздается шум.
Логопед: Ребята, хотите заставить звучать эти листочки?
-Из чего эти листочки?
Дети: из бумаги.
Логопед: Значит они какие?
Дети: Бумажные.
Логопед: Приложите край листочка бумаги к губам и подуйте. Что происходит с листочком?
Дети: листочек дрожит.
Логопед: Слышится звук.
-Ребята, а нам с вами нужен воздух? Зачем?
Дети: Дышать.
Логопед: Без воздуха можно долго продержаться?
Игра «Ныряльщики»
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Ныряльщики»
Вдох, присели и не дышим, нырнули.
Кому воздуха не хватает, встает и выныривает.
-Легко было без воздуха?
Дети: трудно, тяжело.
Логопед: Без воздуха можем долго находиться?
Дети: нет
Логопед: Да, ребята, воздух нам очень нужен. Без него нет жизни на земле.
-Сегодня в нашей лаборатории вы провели много опытов с воздухом, много о нем узнали.
С кем бы вы хотели поделиться своими открытиями? Как вы это сделаете?
-Я предлагаю написать письмо вашим мамам и папам обо всех открытиях, согласны?
-С чего начинается письмо?
«Здравствуйте, мамы и папы! Сегодня мы были учеными. Мы узнали, что воздух бесцветный, его называют невидимка. Воздух окружает нас и даже находится внутри нас. Воздух можно почувствовать, он движет предметы. А еще воздух можно услышать. Без воздуха нет жизни на земле»
-Ребята, куда поместим письмо?
Дети: в раздевалку.
-Хорошо, когда мамы и папы придут, они смогут прочитать наше письмо.
Литература:
1.Зубкова Н.М.Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. СПб.: Речь, 2006
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб.:ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2018
3.Султанова М. Простые опыты с воздухом для дошкольников. Издательство: Хатбер-Пресс
Публикации автора на других сайтах:
https://www.infouroki.net/nod-v-starshey-gruppe-svoystva-vozduha.html
https://botana.biz/prepod/logopediya/oiykbqoz.html
https://vsesdali.com/naurok/logopediya/text-44729479.html
https://infourok.ru/nod-v-starshey-gruppe-svoystva-vozduha-1016022.html
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009471 Скачать >>>
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf