«Тюмень - мой родной город» ИОД с детьми средней группы

  сб., 23.04.2022

Составитель:

Файзуллина Наталья Петровна

старший воспитатель

МАДОУ детский сад №100 города Тюмени

Программные задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

• Воспитывать любовь к родному городу;

• Расширять знания детей о реке Туре, её значении в жизни города;

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Развитие общения:

• Развитие любознательности;

• Формирование умения выражать свою точку зрения.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Грамматический строй речи:

• Побуждение к активному употреблению в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

Формирование словаря:

• Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении: город, улица, Тюмень – деревянная; река Тура – труженица, карась, окунь, ерш, щука.

Связная речь:

• Совершенствование диалогической речи: умения участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы;

• Развивать умение выразительно рассказывать стихотворения.

Приобщение к художественной литературе:

• Прививать чуткость к поэтическому слову.

Формирование основ безопасности:

• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

• закреплять знания детей о правилах  поведения в общественном транспорте (автобус);

• закреплять умение правильно пользоваться ножницами.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Сенсорное развитие:

• Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, зрение, слух);

Формирование элементарных математических представлений:

• Развивать представления детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

Ознакомление с окружающим миром:

• Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире;

• Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни рыб.

Предварительная работа:

Беседа о Тюмени, оформление альбома «Моя Тюмень», экскурсия в парк «Александровский»; рассматривание иллюстраций о Тюмени; чтение и заучивание стихотворений о Тюмени, реке Туре; чтение рассказов тюменских писателей; прослушивание музыкальных произведений о Тюмени.

Материалы и оборудование:

Билеты, «автобус», сумка и фуражка кондуктора, альбом «Моя Тюмень», картины с изображением старого города Тюмени,  макеты деревянных домов, ящик с песком, набор деревянных кубиков, слайды города, диск с песней «Моя Тюмень» на сл. А. Смирнова, магнитофон, макет судна, продукты питания-муляжи, хоз. товары, пробирки с чистой водой, краситель, рыбки искусственные,  прямоугольники 10х4 см разных цветов с нарисованными трафаретами рыб, ножницы на каждого ребенка, клей, салфетки, лист ватмана, тонированный под цвет реки.

Ход деятельности:

Дети входят в зал под песню «Моя Тюмень» на сл. А. Смирнова.

Динамическое упражнение «Необъятная страна».
Если долго-долго-долго (поглаживание ладоней одной руки о другую)
В самолёте нам лететь, (руки в стороны, легкий бег по кругу)
Если долго-долго-долго (поглаживание ладоней одной руки о другую)
На Россию нам смотреть. (козырек ладони правой руки надо лбом)
То увидим мы тогда, (растопырить пальцы ладоней)
И леса, и города, (руки вверху над головой)

Океанские просторы, (руками образовать круг перед собой)
Ленты рек, озёра, горы… (волнообразные движения руками)
Мы увидим даль без края, (козырек ладони правой руки надо лбом)

Тундру, где звенит весна. (удары кончиками пальце по ладони)
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая, (развести руки в стороны)
Необъятная страна.

Воспитатель: Ребята, у каждого жителя земли есть своя Родина. Что такое Родина? (ответы детей) Да, это место, где человек родился и живет.

Воспитатель: Вы, ребята, в каком городе родились? Можно сказать, что Тюмень – это ваша Родина? Правильно, ребята, мы с вами живем в славном городе Тюмени.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в путешествие по родному городу. А на чем мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины,
И питается бензином. (Автобус).

Воспитатель: Молодцы, все верно. Скажите, автобус, это какой вид транспорта? (городской, пассажирский, наземный, общественный). А как называются люди, которые едут в автобусе? (Пассажиры). А что же еще нам нужно, чтобы поехать на автобусе? (Билет).

Но прежде чем отправиться в путь вспомним правила поведения, безопасности в общественном транспорте (в общественном транспорте можно ездить только со взрослыми, разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам, слушаться  взрослых, не отставать, в беде не бросать, девочек не обижать и пропускать вперед).

Воспитатель: Верно. Сейчас наш кондуктор Саша всем пассажирам раздаст билеты. Берем билет (рассматриваем его – с одной стороны автобус с другой геометрическая фигура) и находим место в автобусе с нужной нам фигурой. (Дети рассаживаются на стульчиках-сиденьях).

Воспитатель: Уважаемые пассажиры, мы отправляемся в путешествие по городу Тюмени. А чтобы вам было интересней ехать, давайте поиграем – что видим мы в окно - Игра на внимание  «Живое – неживое» (Если называю растение, деревья – дети хлопают в ладоши, здание или автомобиль – дети топают ногами. Слова: береза, клен, тополь, дуб, ромашка, роза, василек, лилии, одуванчик; театр, цирк, кукольный театр, торговый центр «Гудвин», больница, грузовая машина, автобус и т.д.).

Воспитатель: Первая остановка «Историческая». Пожалуйста, выходим из автобуса и проходим в музей истории (картины, иллюстрации о старом городе, макеты деревянных домов и новостроек).

Воспитатель: По просторам широкой нашей земли много раскинуто разных городов и городишек и между ними стоит и наша Тюмень. Место для строения города было выбрано на высоком берегу реки Туры, с одной стороны ограничено глубокими оврагами с высоким бревенчатым забором с заострёнными к верху и плотно прилегающими друг к другу бревнами, а с другой стороны защищено рекой. Началось строительство жилых домов, амбаров, церквей - все постройки были деревянные и Тюмень стали называть - Тюмень деревянная. А как вы думаете, почему? (так как все постройки были сделаны из дерева).

Игра «Ящик времени» (ящик с песком). Детям предлагается построить на высоком берегу реки домики из кубиков. Молодцы. Это в дальнейшем в жизни Тюмени сыграло роковую роль. В городе случился пожар!

- Как вы думаете, что стало с деревянными домами? (ответы детей).

При пожаре почти весь город выгорел – дома расположены рядом друг с другом, дерево воспламеняется и горит очень быстро.

Воспитатель: Деревянные дома сгорели, как вы думаете, что стали делать люди, ведь им негде стало жить!?  (Люди стали строить новые дома). Новые постройки стали уже возводить из камня (кирпича).

Воспитатель: А вы хотите прогуляться по новым улицам Тюмени?

Физкультминутка.

Мы пойдем сначала вправо -
Раз, два, три.
(Ходьба с поворотом вправо.)
А теперь пойдем налево -
Раз, два, три.
(Ходьба с поворотом влево.)
А теперь мы все присядем -
Раз, два, три.
(Упор присев.)
Дружно и тихонько встанем -
Раз, два, три.
(Встать, руки вверх.)
Воспитатель: Остановка «Речная». Ребята, мы с вами пришли на набережную к реке. Кто знает, как называется наша река? (Тура). Молодцы, верно. Давайте послушаем стихотворение о реке Туре. (ребенок рассказывает стихотворение).

«Хороша у нас Тура»

Хороша у нас Тура

Мы купались там вчера

И сегодня мы опять

На Туру пойдем гулять 

Поиграем на песке

И поплаваем в воде

Хороша у нас Тура

У причала шум с утра

Здесь на баржи речники

Грузят бочки и тюки

Теплоходы у реки

Разгружают моряки.

Воспитатель: (показывая слайды) По берегам реки растет лес, стоят города и села.

Воспитатель: (Рассматривание картинок). В наше время можно назвать Туру – труженица. А называют её так, потому что по ней сплавляют лес: связывают плотами, разные грузы сплавляются на баржах - песок, уголь, нефть. На север отправляют продукты питания, различную технику и другие грузы.

Игра «Груз на север» (макет судна, продукты питания-муляжи, хозтовары. Задание: что можно перевозить на судне на север. Загрузим судно необходимыми товарами).

Воспитатель: Какую пользу приносит река людям? (Люди купаются и ловят рыбу по берегам реки. Используют воду – на заводах, в домах – приготовление пищи, стирают белье, моются и т. д.)

Воспитатель: А всегда ли от реки польза? Какой вред и опасность может быть от реки людям? (Раньше, когда она разливалась (весной), то затапливала близлежащие постройки - дома, сараи и др. строения, огороды, поля. - наводнение).

Воспитатель: А в наше время берега Туры укреплены. Берега высокие и крепкие и воды реки не могут их размыть (берега надёжно удерживают напор реки). Красивая набережная построена на берегу реки (Слайд).

Воспитатель: А какой вред наносит человек реке Туре? (Загрязняет её: производственные и бытовые отходы: из - за этого гибнет рыба, водяные растения - лилии, кувшинки). Ребята, а давайте посмотрим в какой воде рыбкам живется лучше?

Эксперимент: (Пробирки с чистой водой, краситель, рыбки искусственные.) Проблема – где рыбкам живется лучше? В одной пробирке рыбки в чистой воде, в другую пробирку с рыбками наливаем краситель – вода темнеет, рыбок не видно. В мутной, темной, грязной воде рыбкам ничего не видно, тяжело дышать, погибают растения и рыбкам нечего кушать. Вывод: рыбкам лучше живется в чистой воде.

Воспитатель: Друзья мои, за беседой так быстро пролетело время мы и не заметили, что уже прибыли к пункту своего назначения вот и наша следующая остановка «Мастерская творчества». Ребята, а давайте мы с вами поможем нашей реке и «запустим» в нее много разных рыбок? Давайте вспомним, каких рыб вы знаете? (Карась, окунь, ерш, щука). Верно. Мы с вами сделаем разноцветных рыбок, чтобы их в нашей реке стало еще больше и они нас радовали.

Коллективная аппликация – «Рыбка». На столах: прямоугольники 10х4 см разных цветов с нарисованными трафаретами рыб, ножницы на каждого ребенка, клей, салфетки. Ватман, тонированный под цвет реки.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, наше путешествие по родному городу подошло к концу. Мы с вами много где побывали.

Что же мы узнали о родном городе Тюмени?

Как называется река нашего города?

Как помогли нашей реке?

Что бы вы хотели ещё узнать о нашем городе Тюмени?

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас сесть в автобус и отправиться в детский сад. А пока мы добираемся до садика давайте споем веселую песню. (Песня «Мы едем, едем, едем»).

Список используемой литературы:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования (6-ое издание). ФГОС – под редакцией Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М., - МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2. Интернет-ресурсы:

- https://nashural.ru/mesta/tyumenskaya-oblast/tyumen/progulki-po-tyumeni/

- http://atlanta-bt.ru/clients/tyumen/

 

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009248  Скачать  >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 707
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.