«В поисках пропавших материков» конспект по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной группы

  вс., 06.03.2022

Составила

Валитова  Накиба Калфатовна

воспитатель

МАДОУ Боровский детский сад "Журавушка"

Тюменский район

 

Цель: закрепление у детей общего представления о нашей планете, материках и их особенностях географического положения.

 Задачи:

Образовательные:

- закреплять и уточнять знания детей о материках, умение называть и показывать их на глобусе;

- закреплять понятия и активизировать словарь по теме «Материки и их обитатели»;

- продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

- развивать умение логически мыслить, обосновывать свой ответ, устанавливать простейшие взаимосвязи;

- развивать навыки коммуникативно-речевых способностей у детей, способствовать  расширению  кругозора  детей;

- развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.

Воспитательные:

 - воспитывать личностные качества: активность, доброжелательность, умение поддерживать игровую ситуацию;

 - воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.  

Материалы и оборудование: глобус, макет карты мира, мультимедийная система, кактус, пазл «Европы», материал для проведения опыта (лёд, ёмкость для воды).

Предварительная работа: просмотр  анимационного фильма  от  студии  Берг  Саунд  «География  для  самых  маленьких»; знакомство с моделью планеты Земля — глобусом, знакомство с географическим атласом для детей «Мир и человек»,  иллюстрации в географическом атласе для детей «Мир вокруг нас»; рассматривание иллюстраций с изображением холодных и тёплых зон планеты; чтение произведений: «Растительный мир в картинках»,  «Атлас животных»,  «Детское справочное бюро», «Детская энциклопедия», «Почемучка», «Кто такой? Что такое?», заучивание стихотворения «Материки»;  дидактические игры «Кто, где живёт», «Атлас мира»; интегрированные НОД «Глобус и карта», «Животные жарких стран»,  «Животные Севера».

Ход образовательной деятельности:

Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Ребята в группе занимаются свободной игровой деятельностью, воспитатель привлекает их внимание на карту.

Воспитатель:  Ребята, а вы ни чего не заметили? Посмотрите на нашу карту. (Дети замечают, что исчезли материки с карты). Как вы думаете, как нам вернуть материки?  (Рассуждение детей).

(Воспитатель подводит к тому, что можно отправиться в кругосветное, морское путешествие и там поискать пропавшие материки с карты).

Воспитатель: Что нам взять с собой для путешествия?

Дети: Компас, глобус или карту.

Воспитатель: А что же такое глобус? (Рассуждение детей: глобус – это модель нашей земли). Кто скажет, чем карта отличается от глобуса? (Воспитатель подводит детей к рассуждению, что  глобус круглый, а карта - плоская, из бумаги, легче глобуса, ее удобнее брать с собой в путешествие). Ребята, давайте вспомним, какими цветами отмечены на глобусе моря, океаны, озера, реки, леса, суша, льды (Ответы детей). Какие материки вы знаете? (Ответы детей).

Ребёнок (читает ранее заученное стихотворение)

На свете много островов.

Так много, что не счесть…

А вот больших материков

 Мы насчитаем шесть:

 Африка, Америка /Северная и Южная / Австралия, Евразия, Антарктида вьюжная.

Воспитатель: Ребята, что бы нам отправиться в кругосветное путешествие, нам необходимо построить маршрут (составляют на глобусе или карте план путешествия). Но как  нам быть без капитана? (Выбирают капитана считалкой, надевают ему фуражку, остальным матросские воротники. Воспитатель тоже надевает элемент одежды матроса).

Воспитатель: Ребята, готовы отправиться в путешествие?  (Дети: Да).

Тогда я приглашаю вас пройти в музыкальный зал, там ждет нас корабль.

(Дети спускаются в музыкальный зал, размещаются на импровизированном корабле) 

https://docs.google.com/presentation/d/1fScTp3vyX70gZwTdnhjdziHHJIpIdHGgGVqLnROQbjY/edit?usp=sharing

Удачи  нам, потому что нас ждут новые открытия и впечатления.

Речёвка: Поднимаем якоря

Отправляемся в моря!

Мы команда, хоть куда

Нас удача ждёт всегда!

Капитан: И так в путь! (звучит шум моря).

(Капитан смотрит в бинокль.)

- Свистать всех наверх.

Воспитатель: Ребята, кажется, мы оставили в группе компас. Куда же нам плыть?

(Сюрпризный момент: появляется пират). (слайд 2). Посмотрите, это же Пират. Может, у него спросим, как нам найти потерянные материки с нашей карты?

Дети: Здравствуй, Пират! Мы первый раз отправились в кругосветное путешествие, и кажется заблудились. А нам очень нужно найти исчезнувшие материки с нашей карты. 

Пират: Мой корабль потерпел крушения,  возьмите меня с собой и я помогу вам найти материки. (Ребята предлагают пирату подняться на корабль, и они плывут дальше).


На слайде появляется земля.(слайд 3).

Пират: Что бы на ней остановиться, вам  нужно отгадать загадку.

Доплывем до Занзибара

Поплутаем по Сахаре

Поглядим Киллимонжаро

Погуляем с Гипопо

По широкой Лимпопо (дети: Африка).

Пират: А почему вы решили, что речь идёт об Африке? (Дети: Эта загадка об Африке, потому что Сахара – это самая большая в мире пустыня и находится она в Африке).

Пират: Правильно, Сахара – королева пустынь. Как вы думаете что такое пустыня? (Дети: Пустыня – это кругом пески. Африка - самый жаркий материк).

Воспитатель: Кто покажет Африку на карте? Каким цветом Африка изображена на карте? Почему? (Ответы детей: потому что в Африке очень много пустынь, дуют горячие ветры, годами не бывает дождей).

Воспитатель: Как вы думаете, могут в таком месте жить растения? (Ответы детей).

Воспитатель: Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения, с маленькими листочками, если это растение выкопать и забраться с ним на крышу 15-этажного дома, то его корни достанут до земли. Как вы думаете, зачем растениям такие длинные корни? (Рассуждения детей:  растениям длинные корни нужны для того, чтобы достать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй).

Воспитатель: А какие животные живут в пустыне? (Ответы детей: верблюды, потому что они самые выносливые и помогают человеку преодолевать пустыни). Ребята, но ведь пустыня не везде, есть, где от солнца палящего можно укрыться.  Как называется это место в Африке? (Ответ детей: оазис). А каких животных можно увидеть там?  (Ответы детей: это: зебры, антилопы, слоны, носороги, гиппопотамы, жирафы).

Просмотр видеоролика «Африка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, (слайд 4) перед нами слайд с изображением животных.  Как вы считаете, изображение, какого животного будет лишним? (Ответы детей: лишним будет изображение коровы, потому что корова это домашнее животное, а все остальные животные-дикие животные Африки. Называют всех  животных).

Пират: Молодцы ребята! Справились с заданием. Вот мы и нашли с вами потерянный материк с вашей карты (пират дает ребятам конверт, в котором находится материк «Африка»).

Воспитатель: Отправляемся дальше! (слайд 5)

Капитан: В путь отдать концы! (звучит шум моря).

(смотрит в бинокль и видит землю на слайде).

Пират: Что бы попасть на берег, отгадайте, что это за материки перед вами, которые напоминают по форме два треугольника?

(Ответы детей: Северная и Южная Америка.  Северная, потому что она расположена на севере. А Южная Америка – на юге (слайд 6)). А кто открыл Америку? (Ответы детей: Америку открыл Христофор Колумб). Колумб хотел найти новый морской путь в Индию. Сбился с курса и вместо этого открыл Америку  (слад 7).

Воспитатель:  Мне известно, что на этом материке  растет большое разнообразие кактусов (слайд 8). И они могут переносить засуху. Я предлагаю вам провести эксперимент и узнать, как кактусы долгое время могут находиться без воды.

Проведение эксперимента: «Как кожица растений (эпидерма) помогает им сохранять воду?»

Воспитатель: Давайте разрежем поролоновую губку пополам. Одну половину положим на миску, а другую покроем тонким слоем желатина (предварительно приготовленного) и положим её намазанной стороной вниз на другую миску. Нальём немного воды на каждую половину губки. Когда они полностью промокнут, выльем лишнюю воду из тарелок. Один раз в  день будем проверять влажные ли нижние части губок. Как скоро они высохнут? Какая из них высохнет быстрее?

После наблюдений за губками необходимо будет сделать вывод: все растения «теряют» воду через листья и стебли. Листья многих пустынных растений покрыты тонким, мягким слоем. Вследствие опыта, определить, что этот слой с желе помогает растениям сохранять влагу.

Воспитатель: В южной Америке протекает сама длинная и полноводная река Амазонка, она ещё очень опасная в ней  много крокодилов и хищных рыб пираний. На материке обитает самая крупная змея Анаконда. (слайд 9 - 11).

Пират:  Ребята, вы много чего знаете об этих материках, а так же вы смелые отважные мореплаватели, пиратам вас не достать. Вот и нашли еще два материка Северную и Южную Америку. (Пират отдает ребятам конверт с материками). Нам пора продолжать наше путешествие.

Капитан: В путь отдать концы! (Звучит шум моря) (слайд 12).

Пират: Ребята, что это? (смотрит в бинокль). (слад 13). Наш корабль в опасности! Огромные ледяные глыбы. Откуда они? (Слайд). Ребята как называются эти огромные куски льда? (Дети: айсберги)  Откуда появляются айсберги? (Рассуждения детей: от берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные, тяжелые, ледяные глыбы и отправляются путешествовать по океану).

Капитан: Стоп машина, бросить якорь! Всем на берег!

Воспитатель: Ой, ребята, что-то никого не видно. А где же люди вы не знаете?

(Дети объясняют, что  Антарктида - это большой ледяной материк здесь люди там не живут.  Есть только исследовательские станции, где  ученые исследуют изменения в погоде, наблюдают за животными).

Воспитатель:  А есть ли в Антарктиде растения, и какие живут животные? (Ответы детей: растения не растут, потому что земля в Антарктиде покрыта мощным слоем льда, который никогда не таит, в Антарктиде живут пингвины – это морские птицы) (слайд 14). А вы знаете, почему пингвины относятся к птицам? (Ответы детей: потому что они покрыты перьями и откладывают яйца.  У  пингвинов есть враги, в воде их подстерегают опасные хищники: кит,  касатка и морской леопард -  тюлень).

 Ребятам предлагается посмотреть видеоролик «Антарктида факты для детей».

Проведение опыта-эксперимента (со льдом).

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели провести опыт со льдом? Подойдите к емкости с водой,  сейчас мы будем помещать в воду большой кусок льда. Представьте, что это откололся кусок льда от айсберга. Утонул он или остался на плаву? (Дети: Он плавает).

Воспитатель: Почему? (Дети делают вывод: лед легче воды). Где находится большая часть льда? (Рассуждения детей).

 Воспитатель: Ледяные глыбы не видны с корабля, тем самым несут серьезную опасность для судна.

(Включается светодиодная лампа). Ребята, это же северное сияние? В Антарктиде короткий полярный день, длинные полярные ночи. Когда наступает полярная ночь можно увидеть удивительное явление природы – северное сияние. Как вы можете описать это явление, какое оно? (Дети: сверкающее, блестящее, красивое, волшебное, завораживающее и т.д.).

Пират: Ребята, вижу, мы нашли еще один материк «Антарктида» (Пират отдает конверт с материком «Антарктида»). Хорошо на Антарктиде, но очень холодно, хочется туда, где потеплее.

(Звучит мелодия моря).

Капитан: В путь отдать концы!

Пират: мотрит в подзорную трубу и видит там животное кенгуру слайд 15).  Я вижу землю, и там гуляют кенгуру. Интересно куда мы  приплываем? (Дети: в Австралию).

Пират: А почему вы решили, что в Австралию? (Рассуждение детей: потому, что кенгуру живет только в Австралии, на животе у них есть глубокая складка кожи, которая называется сумкой).


Воспитатель: ребята, а что вы можете рассказать про материк Австралия? (Ответы детей: Австралия – самый маленький и самый удаленный материк, там нет вулканов, землетрясений, оледенений. В Австралии  живут разные виды кенгуру – от карликовых, размером с зайца, до гигантских, трёхметрового роста. Кенгуру – символ Австралии).


Воспитатель: В тропических лесах растут очень интересные  растения: пальмы, фикусы, эвкалипты, акации, бутылочные деревья (они накапливают в себе воду, как бутылка и внешне тоже похожи на бутылку).  Только в Австралии вы можете повстречать таких удивительных животных, как утконоса и ехидну, кенгуру и коалу. Богат мир птиц. Самая большая птица – страус эму. Очень много попугаев. 

Пират: У меня есть для вас музыкальные загадки «Животные Австралии», которые предлагаю вам разгадать  (автор: А.Яранова). 

Музыкальные загадки

Пират: Про  Австралию вы много знаете! И нам удалось найти еще один материк.  (Пират отдает конверт с материком Антарктида).

Воспитатели: Ребята, где мы только не побывали сегодня! Так много интересного увидели! Но как говорят в гостях хорошо, а дома лучше.  И сейчас мы с вами возвращаемся на континент, который больше всех материков и, конечно, краше, тот, где мы с вами живем, где расположена наша страна Россия. Как называется материк, где находиться наша страна? (Дети: Евразия) (Слайд). 

Капитан: В путь, отдать концы! (звучит шум моря). Всем на берег.

(слайд 16).

Воспитатель: Евразия – величайший материк, на котором мы живем, самый большой. Содержит две части света: Европу и Азию, которые омываются четырьмя океанами. Здесь расположены самые большие равнины и самые высокие в мире горы.
Пират: Сейчас я посмотрю, как вы знаете свой материк. У меня есть пазлы материка Евразия, сможете его собрать? (Дети: да).  (Собирают пазл). Молодцы ребята! И напоследок давайте  еще раз вспомним:

- Какой по размерам самый большой материк? (Евразия)

- Ребята, какая самая большая страна на материке Евразия? (Россия, наша Родина).

- А кто открыл Америку? (Христофор Колумб).

- Самый жаркий материк? (Африка).

- Животное – символ Австралии? (Кенгуру).

- Самый холодный материк? (Антарктида).

- Где живет самая большая змея Анаконда? (в Южной Америке).

- Какие животные живут в Антарктиде? (Пингвин, морские котики).

 И с этим заданием вы справились, вот вам  последний материк Евразия.

Пират прощается. Ребята, благодарят его за помощь, отдают ему корабль и он отправляется в мореплавание дальше.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие! На каком материке вам понравилось больше всего? Почему? Какими бы знаниями вы бы поделились со своими близкими и друзьями? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает пройти в группу и  приклеить каждый материк на свое место на  карте.

Список литературы:

  1. О. Петровская «О планете Земля. Миллион почему».  Азбукварик, 2011;
  2. Энциклопедия дошкольника. Ранок, 2017;
  3. Большая энциклопедия «почемучек». – М. Росмэн, 2012;
  4. Энциклопедия Россия – серия «Хочу знать» 2015;
  5. И. Травина «Моя первая книга о планете Земля».  РОСМЭН, 2011;
  6. Л. Лик «Детский атлас мира. Открой окошко». Эксмо 2011г.
  7. О. Петровская «О планете Земля. Миллион почему».  Азбукварик, 2011
  8. Интернет ресурсы

  «Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009078


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 1445
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.