«Секретные чернила» Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе

  пн., 07.03.2022

Составитель:

Рябова Людмила Анатольевна

воспитатель

МАДОУ д/с № 9 города Ишима

Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

1Совершенствовать умения получать сведения о свойстве лимона           экспериментальным путем, способность самостоятельно делать выводы;

2 Развивать мыслительные операции, умение сравнивать, анализировать.,

3 Воспитывать умение работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

Ход экспериментирования.

Воспитатель.: Ребята, нам  пришло письмо. Открывайте быстрее конверт, что там? Может опять приглашение на день рождения? Дети обнаруживают чистый лист бумаги.

Воспитатель.: Какое странное письмо. Кто же над нами так пошутил? Дети рассматривают письмо.

Воспитатель. Может быть, оно написано какими-то светлыми чернилами? Дети выдвигают свои версии. Может быть, поднести письмо ближе к окну?  а может быть через увеличительное стекло можно будет прочитать?

 Может быть, посветить фонариком  будет лучше видно?

Обнаруживается, при освещении фонарем  видны буквы, но их сложно прочитать, текст нечеткий.

Воспитатель:. Что же делать? Как узнать, что там написано? Я знаю! Однажды в книге я читала об одном способе проявления невидимых чернил. В стакан с водой надо капнуть несколько капель йода и этим раствором смочить письмо (демонстрирует его: бумага темнеет, на ней проявляются белые буквы).

Воспитатель:. Ну и чудеса! Теперь можно прочитать:

«Здравствуйте, ребята! Это невидимое письмо написала вам Ученая сова. Если разгадаете, из чего сделаны мои секретные чернила, вы станете настоящими исследователями и в награду получите от меня подарок».

Воспитатель:. Хотите получить подарки от Ученой Совы? Вам придется хорошенько потрудиться. Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила? Дети высказываю предположения. Что еще можно использовать вместо чернил? Молодцы, вы выдвинули много научных версий.

Кто хочет со мной отправиться  в нашу лабораторию и проверить наши предположения с помощью экспериментов. Может нам и удастся получить секретные невидимые чернила.

Воспитатель: Настоящие исследователи проводят разные эксперименты обязательно в специальной одежде. Какой? Почему? Можно ли попробовать на вкус или нюхать вещества в лаборатории? Надевайте спецодежду. (Дети надевают накидки).

Воспитатель: у каждого стола есть свое обозначение, с каким веществом вы будете экспериментировать (соль, сахар, сода, раствор лимона)

(дети выбирают себе стол)

Дети смешивают вещества и получают раствор (используют карточки)

Воспитатель: Возьмите полученные вещества и попробуйте ими написать на бумаге, какие – нибудь знаки или буквы. Вместо ручек вы будете использовать ватные палочки.

Воспитатель. Я думаю нашим исследователям можно сделать перерыв в исследованиях, немного отдохнуть и поиграть. За это время ваши секретные письма немного подсохнут, и вы сможете продолжить.

Воспитатель:  Мы пока с вами поиграем в знакомую игру «Принеси письмо»

Воспитатель :Я думаю, что листочки уже высохли. А сейчас я предлагаю вам приготовить специальный раствор, который  нам поможет разгадать секрет невидимых чернил. 

(показываю схему приготовления раствора , с помощью пипетки и воды готовят дети раствор)

 Воспитатель: А теперь нанесите с помощью кисточек из непроливаек йодный раствор на свой рисунок и посмотрите, что с ним произойдет.

(дети рассказывают , что у них произошло)

Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать на основе наших опытов? (Дети приходят к выводу, что лучшие невидимые чернила получаются из лимона.)

Вывод. Под воздействием настойки йода бумага становится фиолетовой. Кислый сок помешал йоду изменить цвет бумаги, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков.

Воспитатель. Ребята, вы сегодня были настоящими исследователями.

(дети передают волшебную палочку) И рассказывают

Если бы я был волшебником ….

Похвалили….

Исправил….

Сделал по-другому…..

 Воспитатель: Ученая Сова выполняет свое обещание и дарит вам подарки, еще раз заглянем в конверт и там подсказка (дети находят одинаковую картинку на шкафу, получают подарки)

 

интернет-источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-sekretnye-zapiski-starshaja-grupa.html

http://4liski.detkin-club.ru/custom_2/110160 http://4liski.detkin-club.ru/custom_2/110160

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/05/03/konspekt-nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-detey-starshego

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-teme-nevidimye-chernila-4616326.html

Список литературы:

 

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

4. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

5. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.

6. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

7. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

8. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

10. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

12. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.

13. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

14. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

 

Публикация автора на других ресурсах:

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-v-podgotovitelnoi-grupe-tema-sekretnye-chernila.html

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 1600
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.