«Волшебное электричество» НОД в старшей группе

  вс., 13.02.2022

Составитель:

Кинзебулатова Гузель Шаукатовна,

воспитатель

МАДОУ детский сад № 160 города Тюмени

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи:

- обобщать знания детей об электричестве,

- расширять представления о том, как появляется электричество и как оно помогает человеку,

- познакомить детей с причиной проявления статического электричества,

- закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

– развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы,     -  продолжать учить отгадывать загадки.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира,

- вызывать радость открытий, полученных из опытов,

- воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы к занятию:

 часы, батарейки, пластмассовые палочки по количеству детей, кусочки бумаги в виде бабочек, воздушные шарики, выставка детских рисунков «Электрические приборы», рисунок Знайки, карточки солнышка и тучки, презентация «Электричество»,

видео вопрос от педагога, музыкальное сопровождение на динамическую минутку.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с присутствующими. Я рада, что нам предстоит вместе узнать что-то новое и интересное, познакомиться с новыми словами и явлениями. А гостям хочу напомнить, что мы подготовительная группа – многое знаем и умеем, ведь нам скоро в школу. (Звучит звонок)

2. Постановка проблемной ситуации.

 - Ребята, звонок прозвенел, а узнать какое сейчас время я не могу. Почему?

(наши часы, которые нам всегда показывали точное время, не работают).   

- Как же мы теперь время будем узнавать? Что же это такое? Как же нам решить эту проблему?

 Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, батарейка «села» и т. д.

-Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали.

- Как вы думаете, почему так случилось?

- Верно, когда мы вставили батарейку, через механизмы часов прошел электрический ток, и они заработали.

— Что же за сила такая скрывается в батарейках? Как вы думаете?

— Это электричество, давайте хором вместе проговорим Электричество, прохлопаем по слогам: э-лек-три—чес-тво.

Сила могучая есть на планете,

С ней все высоты доступны на свете.

Нам помогает и ночью, и днём:

Об электричестве речь мы ведём.

— А что такое электричество? Очень хочется узнать!

Как вы, ребята думаете, откуда мы можем узнать что-то новое?

(У родителей, из книг, телепередач, из интернета)

 - Я тоже обратилась к интернету и нам согласился помочь известный среди малышей ученый Знайка. Посмотрите какой познавательный материал он нам прислал.

3. Беседа об электричестве (показ слайдов).

Слайд 1.

— Мой рассказ об электричестве. В каждом доме, в стенах или снаружи лежат провода. Эти провода с одной стороны соединены с электростанцией. С другой стороны провода соединены с различными розетками, выключателями и дальше с электроприборами и лампочками.

Слайд 2.

 - Давайте познакомимся с новым словом «Электростанция». Это слово сложное и образовано из двух слов «электро» и «станция» Электростанция – это место, где мощные машины вырабатывают электрический ток, т.е большое количество маленьких электрончиков, которые бегут в наши дома. От того, из какой энергии вырабатывается электричество, происходит название электростанций.

Слайд 3.

 - Если электростанция преобразует солнечную энергию, как она называется?

 Давайте вместе скажем новое выражение «солнечная электростанция»

Слайд 4.

 - Если для получения энергии используют ветер, то, подскажите, как будет называться эта электростанция? (ветровая электростанция). Давайте вместе скажем новое выражение «ветровая электростанция»

Слайд 5.

- Когда энергию получают из тепла, то как будет называться электростанция? 

(тепловая электростанция). Вместе повторяем «тепловая электростанция»

Слайд 6.

 - В настоящее время основным видом получения электроэнергии является гидроэлектростанция, которая использует энергию падающей воды. Необходимый для этого напор воды создается плотинами, построенными на реках и каналах.

Слайд 7.

 - Атомная электростанция (АЭС) использует ядерную энергию, которая преобразуется в электрическую с помощью атомов.

Слайд 8.

— Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.

— Ребята, как вы думаете, в нашем зале есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.

4. Экспериментирование.

- Да, ребята, на электростанциях как мы помним, вырабатывается электричество большой мощности, которое помогает человеку. А есть электричество не опасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если с ним подружиться, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы проведем необычные опыты и научимся понимать, что же такое электричество.

Надо закрыть глаза, сосчитать от 10 до 1.

Вот мы с вами в малой волшебно-научной лаборатории, где есть конечно же свои правила:

- работа в нашей лаборатории любит тишину!

- работа любит старание и внимание!

-если мы согласны с ответом товарищей, то не выкрикиваем, а показываем знаком

Опыты.

1)  - Посмотрите, ребята, на наших столах пластиковые трубочки. Возьмите их и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?

(Ничего не произошло)

  - Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и поднимите её. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?

(Палочки стали электрическими и бабочки притянулись и прилипли к ним).

-  Как палочки стали электрическими? (Их натерли кусочком шарфа).

2) – Хочу пригласить к себе волшебно-научных ассистентов.

 - Тебе, (имя ребенка) надо прикрепить этот воздушный шарик на стену

- Почему-то этот шарик падает. Давайте наш шарик превратим в волшебный. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и наш шарик стал волшебным и висит. Это произошло из- за того, что в наши волосы могут наэлектризовать шарик. Он стал наэлектризован, поэтому притянулся к стенке.

3) -А ещё можно увидеть электричество в волосах.

- (имя девочки), я тебе подарю новую расческу, расчеши свои волосы! Посмотрите, что тогда происходит с волосами? (Они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).

Вывод: в волосах тоже можно поймать электричество.

 

4)  - Ребята, я хочу вам показать еще один фокус, внимание танцующий попкорн!

Насыпаю попкорн на стол. Теперь тру воздушным шариком об шерстяной платок и подношу к попкорну на столе. Смотрите, он начинает танцевать! Кружится и перемещается как в вальсе! Почему это произошло?

Вывод: Когда натирали шарик, он стал электрическим, поэтому хлопья задвигались и притянулись к шарику.

 - Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Предлагаю вам дома показать своим родителям самые понравившиеся опыты.

- Ребята, вы молодцы! Сегодня мы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебно научной лабораторией и возвращаться в детский сад.

Сейчас закройте глаза.

1, 2, 3, 4, 5 – вот мы в садике опять.

 итак, наши часы показывают, что пришло время отдохнуть

Время-времечко бежит,

Деткам подрастать велит.

Шепчут часики вот так:

ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!

 Потанцуй со мною в такт!

5. Динамическая физкультминутка «Часики».

6. Итог. Обратная связь.

- Как вы думаете, а электричество - это друг человеку? (Да, он полезен для человека)

- Чем полезно электричество? (На нем работают приборы домашней электротехники) Да, с домашними электороприборами мы познакомились чуть раньше, и они представлены на нашей выставке рисунков.

- Предлагаю вам отгадать загадки.

1. В кухне шкаф высокий, белый

Охладит продукты смело,

Сделает в два счёта льдины-

Это, дети (холодильник) 

2. Эта прачка-автомат

Нам стирает всё подряд.

(cтиральная машина)

 

 

3.  То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь — горе,

Продырявит море. (утюг)

4.  Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(пылесос)

 - А теперь об осторожности. Давайте вспомним несложные правила безопасного пользования электричеством. Я буду задавать вопросы, если ваш ответ «ДА!» - хлопайте в ладошки и хором говорите «Да!», если ответ «Нет!» - грозим пальчиком и говорим «Нет!».

  • Можно пользоваться неисправными приборами? (нет)
  • Уходя из дома, нужно выключать свет? (да)
  • Можно засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические. (нет)

- Детям можно пользоваться электроприборами только в присутствии взрослых!

— Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? (Об электричестве)

— Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. Если вам на нашем занятии было интересно, то, покажите веселое солнышко. А если нет — то хмурую тучку. Я вас сфотографирую и пошлю фотографию нашему помощнику Знайке по электронной почте

(Дети оценивают с помощью сигнальных карточек солнышка или тучки. Педагог благодарит детей за солнышки и выясняет, если есть, почему дети взяли тучку)

Литература:

  1. Нефедова К.П. «Бытовые электроприборы какие они?» изд. «Гном» 2019г.
  2. Рахманова Н. П., Дыбина О. В., Щетинина Валентина Владимировна Издательство: Сфера, 2019 г.
  3. Наглядно–дидактическое пособие Расскажите детям о бытовых приборах 3-7 лет Мозаика – Синтез 2011г.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008964

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 2455
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.