«Волшебное электричество» НОД в старшей группе |
вс., 13.02.2022 |
Составитель:
Кинзебулатова Гузель Шаукатовна,
воспитатель
МАДОУ детский сад № 160 города Тюмени
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Образовательные задачи:
- обобщать знания детей об электричестве,
- расширять представления о том, как появляется электричество и как оно помогает человеку,
- познакомить детей с причиной проявления статического электричества,
- закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи:
– развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы, - продолжать учить отгадывать загадки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
- вызывать радость открытий, полученных из опытов,
- воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы к занятию:
часы, батарейки, пластмассовые палочки по количеству детей, кусочки бумаги в виде бабочек, воздушные шарики, выставка детских рисунков «Электрические приборы», рисунок Знайки, карточки солнышка и тучки, презентация «Электричество»,
видео вопрос от педагога, музыкальное сопровождение на динамическую минутку.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с присутствующими. Я рада, что нам предстоит вместе узнать что-то новое и интересное, познакомиться с новыми словами и явлениями. А гостям хочу напомнить, что мы подготовительная группа – многое знаем и умеем, ведь нам скоро в школу. (Звучит звонок)
2. Постановка проблемной ситуации.
- Ребята, звонок прозвенел, а узнать какое сейчас время я не могу. Почему?
(наши часы, которые нам всегда показывали точное время, не работают).
- Как же мы теперь время будем узнавать? Что же это такое? Как же нам решить эту проблему?
Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, батарейка «села» и т. д.
-Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали.
- Как вы думаете, почему так случилось?
- Верно, когда мы вставили батарейку, через механизмы часов прошел электрический ток, и они заработали.
— Что же за сила такая скрывается в батарейках? Как вы думаете?
— Это электричество, давайте хором вместе проговорим Электричество, прохлопаем по слогам: э-лек-три—чес-тво.
Сила могучая есть на планете,
С ней все высоты доступны на свете.
Нам помогает и ночью, и днём:
Об электричестве речь мы ведём.
— А что такое электричество? Очень хочется узнать!
Как вы, ребята думаете, откуда мы можем узнать что-то новое?
(У родителей, из книг, телепередач, из интернета)
- Я тоже обратилась к интернету и нам согласился помочь известный среди малышей ученый Знайка. Посмотрите какой познавательный материал он нам прислал.
3. Беседа об электричестве (показ слайдов).
Слайд 1.
— Мой рассказ об электричестве. В каждом доме, в стенах или снаружи лежат провода. Эти провода с одной стороны соединены с электростанцией. С другой стороны провода соединены с различными розетками, выключателями и дальше с электроприборами и лампочками.
Слайд 2.
- Давайте познакомимся с новым словом «Электростанция». Это слово сложное и образовано из двух слов «электро» и «станция» Электростанция – это место, где мощные машины вырабатывают электрический ток, т.е большое количество маленьких электрончиков, которые бегут в наши дома. От того, из какой энергии вырабатывается электричество, происходит название электростанций.
Слайд 3.
- Если электростанция преобразует солнечную энергию, как она называется?
Давайте вместе скажем новое выражение «солнечная электростанция»
Слайд 4.
- Если для получения энергии используют ветер, то, подскажите, как будет называться эта электростанция? (ветровая электростанция). Давайте вместе скажем новое выражение «ветровая электростанция»
Слайд 5.
- Когда энергию получают из тепла, то как будет называться электростанция?
(тепловая электростанция). Вместе повторяем «тепловая электростанция»
Слайд 6.
- В настоящее время основным видом получения электроэнергии является гидроэлектростанция, которая использует энергию падающей воды. Необходимый для этого напор воды создается плотинами, построенными на реках и каналах.
Слайд 7.
- Атомная электростанция (АЭС) использует ядерную энергию, которая преобразуется в электрическую с помощью атомов.
Слайд 8.
— Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.
— Ребята, как вы думаете, в нашем зале есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.
4. Экспериментирование.
- Да, ребята, на электростанциях как мы помним, вырабатывается электричество большой мощности, которое помогает человеку. А есть электричество не опасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если с ним подружиться, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы проведем необычные опыты и научимся понимать, что же такое электричество.
Надо закрыть глаза, сосчитать от 10 до 1.
Вот мы с вами в малой волшебно-научной лаборатории, где есть конечно же свои правила:
- работа в нашей лаборатории любит тишину!
- работа любит старание и внимание!
-если мы согласны с ответом товарищей, то не выкрикиваем, а показываем знаком
Опыты.
1) - Посмотрите, ребята, на наших столах пластиковые трубочки. Возьмите их и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?
(Ничего не произошло)
- Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и поднимите её. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?
(Палочки стали электрическими и бабочки притянулись и прилипли к ним).
- Как палочки стали электрическими? (Их натерли кусочком шарфа).
2) – Хочу пригласить к себе волшебно-научных ассистентов.
- Тебе, (имя ребенка) надо прикрепить этот воздушный шарик на стену
- Почему-то этот шарик падает. Давайте наш шарик превратим в волшебный. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и наш шарик стал волшебным и висит. Это произошло из- за того, что в наши волосы могут наэлектризовать шарик. Он стал наэлектризован, поэтому притянулся к стенке.
3) -А ещё можно увидеть электричество в волосах.
- (имя девочки), я тебе подарю новую расческу, расчеши свои волосы! Посмотрите, что тогда происходит с волосами? (Они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).
Вывод: в волосах тоже можно поймать электричество.
4) - Ребята, я хочу вам показать еще один фокус, внимание танцующий попкорн!
Насыпаю попкорн на стол. Теперь тру воздушным шариком об шерстяной платок и подношу к попкорну на столе. Смотрите, он начинает танцевать! Кружится и перемещается как в вальсе! Почему это произошло?
Вывод: Когда натирали шарик, он стал электрическим, поэтому хлопья задвигались и притянулись к шарику.
- Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Предлагаю вам дома показать своим родителям самые понравившиеся опыты.
- Ребята, вы молодцы! Сегодня мы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебно научной лабораторией и возвращаться в детский сад.
Сейчас закройте глаза.
1, 2, 3, 4, 5 – вот мы в садике опять.
итак, наши часы показывают, что пришло время отдохнуть
Время-времечко бежит,
Деткам подрастать велит.
Шепчут часики вот так:
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!
Потанцуй со мною в такт!
5. Динамическая физкультминутка «Часики».
6. Итог. Обратная связь.
- Как вы думаете, а электричество - это друг человеку? (Да, он полезен для человека)
- Чем полезно электричество? (На нем работают приборы домашней электротехники) Да, с домашними электороприборами мы познакомились чуть раньше, и они представлены на нашей выставке рисунков.
- Предлагаю вам отгадать загадки.
1. В кухне шкаф высокий, белый
Охладит продукты смело,
Сделает в два счёта льдины-
Это, дети (холодильник)
2. Эта прачка-автомат
Нам стирает всё подряд.
(cтиральная машина)
3. То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе,
Продырявит море. (утюг)
4. Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(пылесос)
- А теперь об осторожности. Давайте вспомним несложные правила безопасного пользования электричеством. Я буду задавать вопросы, если ваш ответ «ДА!» - хлопайте в ладошки и хором говорите «Да!», если ответ «Нет!» - грозим пальчиком и говорим «Нет!».
- Можно пользоваться неисправными приборами? (нет)
- Уходя из дома, нужно выключать свет? (да)
- Можно засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические. (нет)
- Детям можно пользоваться электроприборами только в присутствии взрослых!
— Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? (Об электричестве)
— Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. Если вам на нашем занятии было интересно, то, покажите веселое солнышко. А если нет — то хмурую тучку. Я вас сфотографирую и пошлю фотографию нашему помощнику Знайке по электронной почте
(Дети оценивают с помощью сигнальных карточек солнышка или тучки. Педагог благодарит детей за солнышки и выясняет, если есть, почему дети взяли тучку)
Литература:
- Нефедова К.П. «Бытовые электроприборы какие они?» изд. «Гном» 2019г.
- Рахманова Н. П., Дыбина О. В., Щетинина Валентина Владимировна Издательство: Сфера, 2019 г.
- Наглядно–дидактическое пособие Расскажите детям о бытовых приборах 3-7 лет Мозаика – Синтез 2011г.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008964
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf