Использование интеграции в разных видах деятельности по сказке П.П. Ершова "Конёк-горбунок" (Театр и сказка)

  пн., 13.06.2011

Автор – составитель:

Маслова Ольга Александровна ,

воспитатель МАДОУ

"Детский сад №40 - ЦРР"

г. Тобольска Тюменской области.

Педагогический стаж - 29 лет.

      В течение ряда лет я занимаюсь вопросами краеведения, приобщения детей к ценностям родного края и накопила опыт работы по данной теме. Использую региональный компонент в воспитательно - образовательной работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время появилось много литературы по приобщению детей к русской культуре, традициям. Это отражено в программах "Развитие представлений об истории и культуре" Л. Н. Галигузовой, программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О. Л. Князевой и др... Все эти программы знакомят с историей и русской культурой в целом, но в них нет рекомендаций по культурно - историческому наследию Тюменского региона.

     Я считаю, что только духовно богатый человек может любить свой город, гордиться им, вносить вклад в его сохранение и развитие. Воспитание такого человека нужно начинать с раннего возраста. В своей работе по данной теме я использую советы и рекомендации программы "Ведай свой край" с национально - региональным компонентом автора Тепловой З.И. (кандидата педагогических наук), которые помогают приобщать детей к культурному наследию родного города, края.

      Вашему вниманию я предлагаю ряд разработанных мною мероприятий: развлечений, викторин, КВН, которые помогут вам приобщать детей к истокам Сибирской культуры, научат любить свой родной край, город и людей, живущих в нём.

Рекомендации для воспитателей и учителей

Использование интеграции в разных видах деятельности по сказке

П.П. Ершова "Конёк-горбунок"

(Театр и сказка)

Познавательно-коммуникативная деятельность:

- Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Ершова

(детские годы в Тобольске)

- Знакомство со сказкой П.П. Ершова «Конёк горбунок»

А) Просмотр мультфильма

Б) Чтение отрывков из сказки с рассматриванием иллюстраций

- КВН «Сказка Ершова над миром летит»

Художественное творчество:

- Рисование «Жар-Птица»

- Аппликация: «Волшебное перо»

- Рисование «Град Тоболеск»

- Рисование: «Город мастеров»(украшение посуды)

Физическая культура:

- Спортивное развлечение

А) «Поймай рыбу»

Б) «Перевези товар на санях»

В) Перенеси пшено в корыто»

Музыкально-художественная деятельность:

- Разучивание песенок из сказки (фольклор)

- Хороводы «Во кузнице», «Где ты был Иванушка?», «Во поле береза стояла»

Итоговое мероприятие:

Театрализованное представление по сказкеП.П. Ершова «Конёк-горбунок» - «В гостях у бабушек Арины и Агрипины»

Литературное развлечение

"Сказка Ершова над миром летит"

Задачи:

- С помощью театрализованных действий по сказке П.П. Ершова создать радостную атмосферу, желание играть и участвовать в сказочных эпизодах;

- Используя фрагменты сказки «Конёк-горбунок» знакомить детей с ремёслами, промыслами края.

- Воспитывать у детей уважение, чувство восхищения к земляку – писателю П.П. Ершову;

- Упражнять в выразительном прочтении отрывков из сказки «Конёк – горбунок», используя сказочный фольклор (шутки, прибаутки, поговорки).

Ведущий: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».

- Сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения нашей любимой сказки «Конек-горбунок». Вот уже много лет скачет Конек-горбунок по белу свету.

Из далече, из Сибири - горбунок летит на крыльях

Каждый этой сказке рад, встречи с ней ждет - стар и млад.

- ребята, а кто написал эту замечательную сказку? Давайте перенесемся с вами в то время, когда родился этот человек.

//Сценка//

Гаснет свет, зажигается свеча. За прялкой сидит женщина в русском народном костюме. Напевает песню.

Вед: Здравствуйте!

Женщина: И вам здоровьичка. Садитесь, отдохните, видать из заморских стран будите, одёжа на вас на наша.

Вед: А село ваше как называется?

Женщина: Да, Безруково.

Вед: Говорят, у вашего чиновника Ершова, мальчик родился, Петей назвали?

Женщина: Мальчонка то – родился слабенький, того и гляди, Богу душу отдаст.

Вед: (зрителям) Вот беда, так мы можем без сказки остаться. Если не выживет – и «Конька – горбунка» не напишет.

Женщина: А продать его надо!

Вед: Как это - продать?

Жен: Это обычай такой. Делается так. Подходит нищий. Ему протягивают ребенка, говорят: «Купи», «А сколько возьмете?», «Грош». Нищий берет ребенка, немного подержит, а когда станет уходить и забудет взять, а болезнь с собой унесет.

Вед: Видно сбылось все это  - на самом деле. Стал жить на земле Петр Ершов. Слышите? Уже звенит колокольчик, приглашает нас в волшебный мир чудес и приключений.

Вот она, книга Ершова – «Конек горбунок»!

Книга шелестит страницами, и ее волшебные странички нам рассказывают:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле,

Жил старик в одном селе.

Вед: Давайте вспомним, какие приключения случились с Иванушкой?

Первое приключение – поймал кобылицу.

1-й брат не поймал, 2-й брат не поймал, а Иван поймал!

Наверное он был ловким, да смелым?

Предлагаю вам испытать себя.

//Игра «Поймай лошадку»//

Вед: Кого подарила Ивану кобылица? (2-х коней и Конька-горбунка)

 Сколько вершков был рост конька? (3 вершка)

 Братья Данила и Гаврило решили увести коней на седьмицу. Как вы думаете, какой это день                недели? (воскресенье). Давайте и мы с вами отправимся в седьмицу на базар.

//Появляется Матрена – Ивановна, на шее ее баранки, в руках корзина. Идет напевая//

Та - ра - ра – ли,та – ра – ра!

Вышли кони со двора;

Вот крестьяне их поймали

Да покрепче привязали.

Вед: Откуда Матрена вы такая веселая?

Матр.Ив: На базаре была. Там сейчас ярмарка. Чего там только нет! Купцы наехали из Сибири, из Китая, а южные гости на чудных лошадях приехали – высокие, мохнатые, да с двумя горбами. Другие – то лошадки – маленькие, а уши то – аршинные. Может вы знаете, что это за животные такие диковинные? (Верблюд, ослик).

Вед: А можно и нам всем побывать на ярмарке, да посмотреть, чем торговали в Тоболеске ремесленники и купцы – люди торговые?

Матр.Ив: Конечно! Но на базаре народ веселый. Много разных зазывалок знает, и шуток, и прибауток.

Вед: А мы то же знаем! Ребята, какие поговорки, прибаутки вы знаете?

«Та - ра - ра - ли, та - ра – ра!

Вышли кони со двора»

«Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу.»

 

«Как у наших у ворот

Муха песенку поет»

 

«Это присказка ведется,

Сказка послее начнется»

Матр.Ив: Ну тогда нам всем будет весело на ярмарке! Идёмте, я вам дорогу покажу (дети под музыку идут на ярмарку).

1-й продавец:

Ай, вы люди дорогие!

Продаю горшки большие.

Всё в хозяйстве пригодится,

Для чего-нибудь сгодится.

Вед: А можно ли твой товар без денег купить, да всем его расхвалить?

Продавец: Можно! Покупайте, но сначала загадки отгадайте!

- От чего с Иваном, в сказке Ершова «Конек-горбунок» все беды приключились? (от пера жар-птицы).

- А как в сказке об этом говорится?

Огонек горит светлее,

Светит поле словно днем

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится…

Продавец: Ну, а сейчас выбирайте мой товар. Горшки у меня не простые. Как вы думаете, из чего они сделаны? (из глины).

- Я – мастер-гончар, и очень мне нравится свою посуду узорами украшать. А вы хотите попробовать украсить мою посуду?

Д\ игра: «Укрась горшок»

//Продавец дает 2 горшка в подарок//

2-й продавец:

Есть у меня деревянная посуда - 

Тарелки, плошки, расписные ложки.

А вот корытце

То же может пригодиться!

А вот зерно, пшено мешками

Выбирайте что надо сами!

Вед: Ребята, что взял с собой Иван, чтобы поймать жар-птицу? (пшено, корыта).

Давайте и мы попробует накормить жар-птицу.

Продавец: А я вам помогу (проводит игру «Перенеси пшено»)      

(дети делятся на 2 команды, из 2-х мешков перенося ложками зерно в корытце)

3-й продавец:

А вот речная рыба

Очень приличного вида!

Свежая, икристая

Вкусная, мясистая!

Подходи, налетай

Быстро рыбу раскупай!

(ребята рассматривают рыбу, называют ее) (рыба из папье-маше)

Продавец:

Рыбы разной здесь полно

Ерши, осетры, судаки –

Их поймали рыбаки!

Матр.Ив: А я вот то же на рыбалку ходила с нашими рыбаками. Возле нашего города Тобольска река чудная течет.

Вед: А мы с ребятами знаем эту речку! (Иртыш)

Матр.Ив: Когда наш сказочник Петр Ершов был маленький, как вы, он путешествовал по этой реке.

Продавец: А я знаю этого мальчика – Петю Ершова! Он часто приходил на ярмарку и рассматривал мою рыбу. Я смотрю вы люди добрые, веселые. А хотите вы стать рыбаками? У меня и живая рыба имеется, но ее нужно поймать (Игра «Поймай рыбу»).

Вед: Ребята, а какая их этих рыб достала перстень из моря-окияна? (Ёрш)

Матр.Ив: Рыба то у тебя хорошая, да всё мелкая. А вот в сказке была большая рыбища! Ребята, вы помните как она называется? (Дети читают отрывок из сказки)

Вот, въезжают на поляну

Прямо к морю – окияну.

Поперёк его лежит

Чудо - юдо рыба – кит.

(Звенит колокольчик, скачет Конек-горбунок с Иваном).

Иван:

Здравствуй честной народ!

Вот проехал по базару,

прикупил себе товару.

Матр.Ив: Ребята, давайте спросим, что купил Иван на ярмарке?

//Хоровод «Где ты был Иванушка»//

- Где ты был Иванушка?

- На ярмарке!

- Что купил Иванушка?

- Два горшка!

В горшочках я буду уху варить

Ухой я буду гостей кормить!

 

- Где ты был Иванушка?

- На ярмарке!

- Что купил Иванушка?

- Мешок зерна!

Зерном я буду конька кормить

А он меня будет по свету возить!

 

С Коньком-горбунком по свету мы пойдём

О земле Сибирской рассказ поведём!

 

Конёк:

Я – Конечек-горбуночек,

И Иванушке дружочек

Я Иванушку люблю,

Верой, правдою служу.

Проехали мы по базару,

Купили для вас ребята сладкого товару.

Пряники печатные,

Вкусные, ароматные.

Подходите, угощайтесь,

Не робейте, не стесняйтесь!

А сейчас нам в путь пора,

До свидания детвора!


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 10736
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.