конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Африканское сафари"

  вс., 10.04.2011

Автор:

Логопед высшей

квалификационной категории

Дементьева Лариса Юрьевна

МАДОУ  ЦРР  детский сад № 125 г.Тюмени

Предшествующая работа:

1.Рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные».

2.Чтение произведений художественной литературы:

  • В.Маяковский.  « Что ни страница, то слон, то львица.»
  • Д.Р Киплинг « Книга джунглей»
  • С.Маршак « Где обедал воробей»

3.Составление рассказов о животных по схеме.

4 Придумывание загадок – описаний о животных.

5. Дидактические игры:

  • «У кого кто?»,
  • «Кто, что любит?»,
  • «Чей хвост, чья морда?»,
  • «4 лишний»,
  • «Узнай по описанию» и т.д.

Ход занятия

Цель:

1.Развивать словесно – логического мышления, воображения, связной речи.

2.Упражнять детей в составлении предложений с противительным союзом А.

3.Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений с придаточным причины (потому что).

4.Воспитывать взаимовыручки и взаимопомощи.

Словарь.

Активный словарь:

слон, верблюд, лев, носорог, крокодил, обезьяна, бегемот, черепаха, зебра, Африка, фотография, зубастый, ушастый, хвостатый, лохматый, длиннохвостый, длинношеий.

Пассивный словарь:

континент, фотоохота, фотоаппарат. хищник, травоядное, парнокопытное, книгоиздательство.

 Материалы и пособия:

кукла Пират, кукла Попугай, магнитная доска с магнитами, карта Африки, карточки с изображением животных, карточки с изображением силуэтов животных, таблицы букв (по числу детей), фонограмма звуков моря, криков чает, силуэты животных для раскрашивания.

Сценарный план занятия

Дети проходят в логопедический кабинет и располагаются на ковре полукругом.

Педагог вносит куклу Пирата с фотоаппаратом и картой Африканского континента.

Пират: Здравствуйте, ребята! У меня вчера был день рождения и мне подарили фотоаппарат. Я давно мечтал о таком подарке. Я много плавал по морям и океанам, много видел интересного и хочу написать книгу об африканских животных. С помощью фотоаппарата можно сделать иллюстрации, а вот рассказывать, сочинять я не умею. Может вы сможете мне помочь? Хотите поехать со мной в Африку?

Дети: Да!

Пират: Я как раз набираю команду и возьму с собой самых внимательных и сообразительных. К проверке готовы?

Дети: Да!

Педагог от имени Пирата показывает детям карту Африки и объясняет правила игры на внимание «Топни – хлопни»

Пират: Мне бы хотелось узнать знаете ли вы животных Африки. Сейчас мы проверим. Я буду показывать вам картинки, если животное живет в Африке – вы  хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.

Детям показываются картинки с изображением различных животных

Слон, лиса, носорог, заяц, волк, обезьяна, лось, енот, жираф, барсук, зебра, лев, белка, верблюд, ёж, крокодил, хорёк, черепаха, тигр.

Карточки с изображением африканских животных выставляются на карте Африки закрепленной на магнитной доске.

Пират: И так, посмотрим на нашу карту. На ней сразу видно, какие животные водятся на этом континенте. Саша, сможешь ли ты их назвать?

Саша перечисляет названия животных, в случае затруднения попросить помочь других детей.

Пират: Я очень рад, что вы справились с этим заданием! А теперь проверим вашу память! Я буду называть пары слов, а вам их надо будет запомнить. Будьте внимательны

Слон- тарелка         

Крокодил – пила

Верблюд – гора       

Бегемот – булочка

Лев – корона           

Зебра – мяч

Носорог – нож          

Обезьяна – кукла.

Пират: А теперь подскажите мне животное. Первым будет Саша. Тарелка - …        

Саша: Слон!

Пират: Маша. Пила – ….

Маша: Крокодил!

Пират: Аня. Гора - …

Аня: Верблюд!

Пират: Коля. Булочка – …

Коля: Бегемот!

Пират: Алеша. Корона - …

Алеша: Лев!

Пират: Женя. Мяч – …

Женя: Зебра!

Пират: Таня. Нож - …

Таня: Носорог!                               

Пират: Марина. Кукла – …

Марина: Обезьяна!

Дети называют животных, которые запомнили, в случае затруднения – помогают друг другу.

Пират: Вы отлично справились с заданием. Теперь проверим зоркость ваших глаз. Представьте себе, что в Африке наступила ночь. В темноте видны только силуэты животных. Сможете ли вы их узнать?

Проводится игра «Узнай животное по силуэту». Каждому ребенку  индивидуально показывают карточки с силуэтным изображением животных слона, жирафа, бегемота, обезьяны, зебры, черепахи, носорога, крокодила, верблюда, а те их называют.

 Пират: Я очень раз, что вы выдержали и это испытание Беру всех. Не будем терять время. В путь!

Педагог предлагает детям закрыть глаза и мысленно перенестись в Африку, в это время звучит фонограмма шума моря, криков чаек.

Пират: Высаживаемся на берег. Предлагаю провести разминку.

Дети встают в круг, проводится физкультминутка

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и – наклонились

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько.

Встанем, выдохнем, вдохнём

И места свои займём.

Дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом. По окончании занимают места за столами.

Пират: Что-то не вижу я никаких животных. Может они спрятались? А вы сможете их найти?

Детям раздаются таблицы с набором букв, карандаши и предлагается подчеркнуть найденные названия животных. Дети работают самостоятельно. После окончания работы зачитывают то слово, которое они нашли в таблице.

Пират: Вы мне очень помогли! Вы нашли названия животных, а мне удалось их сфотографировать. Спасибо вам!

Педагог обращает внимание детей на куклу попугая

Попугай: Здравствуйте, что это вы тут делаете?

Дети: Мы приехали к вам, чтобы посмотреть на африканских животных и сфотографировать их потому, что хотим выпустить книгу о жизни животных Африки.

Попугай: О, я могу вам рассказать о наших животных много интересного!

Педагог: Дети, внимательно послушаем попугая и постараемся определить, что из сказанного им будет истинное, ложное или неизвестное.

Педагог от имени Попугая проводит игру «Истинное, ложное, неизвестное». Дети определяют вид высказывания и мотивируют свой ответ.

Попугай: У жирафа самая длинная шея.

Ребенок: Истинна, потому, что - это правда я читал об этом в энциклопедии.

Попугай: Слон – самое большое животное.

Ребенок: Высказывание истинно,  потому, что нет животных больше слона.

Попугай: Львы питаются травой.

Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что львы хищные животные и питаются мясом.

Попугай: Длина удава 3 метра.

Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что удавы могут быть разной длины.

Попугай: У крокодила острые зубы.

Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что крокодилы – хищники и для их питания нужны острые зубы.

Попугай: Обезьяны сами учат своих детей писать и читать.

Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что животные не умеют читать и писать.

Попугай: Крокодилята появляются из яиц.

Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что крокодилы откладывают яйца.

Попугай: У тигрицы 5 тигрят.

Ребенок: Это высказывание неизвестно, потому, что тигрят может быть меньше.

Попугай: Черепахи спят и видят сны.

Ребенок: Это высказывание неизвестно, потому, что это невозможно проверить

Попугай: Верблюд может длительное время переносить жажду.

Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что горбы помогают ему обходиться без воды.

В случае затруднения дети, путем рассуждения находят правильный ответ.

Попугай: Я вижу, вы хорошо знакомы с животным миром Африки. Очень приятно было побеседовать с вами, ну мне, к сожалению, пора. До свидания!

Попугай «улетает»

Педагог: Вы порадовали меня тем, как справились со всеми заданиями, но нам пора возвращаться.

Пират: Чтобы время в пути пролетело незаметно вы проверите правильность моих наблюдений.

Игра «Определи лишнее слово».

Пират: Крокодил- зелёный, зубастый, ласковый, хищник.

Ребенок: Крокодил не может быть ласковым, потому, что он – хищник.

Пират: Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный.

Ребенок: Бегемот толстый, тяжёлый, травоядный, а не длинноносый.

Пират: Носорог – опасный, маленький, толстый.

Ребенок: Носорог – опасный, толстый, а не маленький

Пират: Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый.

Ребенок: Жираф не длиннохвостый, потому, что у него короткий хвост

Пират: Обезьяна – шустрая, лохматая, копытная, крикливая.

Ребенок: У обезьяны нет копыт.

Пират: Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный.

Ребенок: Слон – большой, ушастый, сильный, а не рогатый.

Пират: Спасибо вам за то, что в моей книге о животных теперь не будет ошибок! Мы с вами видели много животных. Попробуем найти отличия двух из их с помощью моих  самых лучших фотографий.

На магнитную доску прикрепляют изображение зебры и жирафа.

Предположительные ответы детей:

  • Зебра полосатая, а жираф пятнистый.
  • У зебры короткая шея, а у жирафа длинная.
  • Жираф питается листвой с высоких деревьев, а зебра травой.
  • У жирафа есть маленькие рожки, а у зебры их нет.

Пират: Вы порадовали меня своей наблюдательностью. Каждый путешественник должен не только быть наблюдательным, но и обязательно уметь рассказывать и немного сочинять. Давайте попробуем пофантазировать. Я начну предложение, а вы закончите.

Игра «Что было дальше?»

Пират: Крокодил разинул пасть и…

Ребенок: И все увидели его острые зубы.

Пират: Жираф увидел бабочку и …

Ребенок: Она ему очень понравилась, он побежал за ней.

Пират: Обезьяна взяла банан и …

Ребенок: Очистив его, дала своему детенышу.

Пират: Охотники поймали львёнка и …

Ребенок: Накормили его и отнесли к маме.

Пират: Все предложения, которые вы придумали, мы обязательно пометим в нашей книге. Вот мы и дома. Спасибо вам за компанию, вы отличная команда. Я бы хотел подарить вам на память о нашем путешествии  фотографии, только, к сожалению, получились они у меня чёрно-белые. А мне так хотелось поместить в книгу цветные иллюстрации! Что делать?

Дети предлагают раскрасить снимки.

Пират: Вы меня так выручите! До свидания, мы ещё встретимся когда будем составлять нашу книгу.

Пират «уходит»

Педагог: Мы сегодня с вами совершили увлекательное путешествие. А что вам больше всего запомнилось из того, что делали?

Дети делятся своими впечатлениями, а педагог обращает их внимание, что они составляли предложения со словами «потому, что» и «а».

Педагог прощается с детьми.

Последующая работа

Составление книги «Африканские животные»

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 12308
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.