конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Африканское сафари" |
вс., 10.04.2011 |
Автор: Логопед высшей квалификационной категории Дементьева Лариса Юрьевна МАДОУ ЦРР детский сад № 125 г.Тюмени |
Предшествующая работа:
1.Рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные».
2.Чтение произведений художественной литературы:
- В.Маяковский. « Что ни страница, то слон, то львица.»
- Д.Р Киплинг « Книга джунглей»
- С.Маршак « Где обедал воробей»
3.Составление рассказов о животных по схеме.
4 Придумывание загадок – описаний о животных.
5. Дидактические игры:
- «У кого кто?»,
- «Кто, что любит?»,
- «Чей хвост, чья морда?»,
- «4 лишний»,
- «Узнай по описанию» и т.д.
Ход занятия
Цель:
1.Развивать словесно – логического мышления, воображения, связной речи.
2.Упражнять детей в составлении предложений с противительным союзом А.
3.Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений с придаточным причины (потому что).
4.Воспитывать взаимовыручки и взаимопомощи.
Словарь.
Активный словарь:
слон, верблюд, лев, носорог, крокодил, обезьяна, бегемот, черепаха, зебра, Африка, фотография, зубастый, ушастый, хвостатый, лохматый, длиннохвостый, длинношеий.
Пассивный словарь:
континент, фотоохота, фотоаппарат. хищник, травоядное, парнокопытное, книгоиздательство.
Материалы и пособия:
кукла Пират, кукла Попугай, магнитная доска с магнитами, карта Африки, карточки с изображением животных, карточки с изображением силуэтов животных, таблицы букв (по числу детей), фонограмма звуков моря, криков чает, силуэты животных для раскрашивания.
Сценарный план занятия
Дети проходят в логопедический кабинет и располагаются на ковре полукругом.
Педагог вносит куклу Пирата с фотоаппаратом и картой Африканского континента.
Пират: Здравствуйте, ребята! У меня вчера был день рождения и мне подарили фотоаппарат. Я давно мечтал о таком подарке. Я много плавал по морям и океанам, много видел интересного и хочу написать книгу об африканских животных. С помощью фотоаппарата можно сделать иллюстрации, а вот рассказывать, сочинять я не умею. Может вы сможете мне помочь? Хотите поехать со мной в Африку?
Дети: Да!
Пират: Я как раз набираю команду и возьму с собой самых внимательных и сообразительных. К проверке готовы?
Дети: Да!
Педагог от имени Пирата показывает детям карту Африки и объясняет правила игры на внимание «Топни – хлопни»
Пират: Мне бы хотелось узнать знаете ли вы животных Африки. Сейчас мы проверим. Я буду показывать вам картинки, если животное живет в Африке – вы хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.
Детям показываются картинки с изображением различных животных
Слон, лиса, носорог, заяц, волк, обезьяна, лось, енот, жираф, барсук, зебра, лев, белка, верблюд, ёж, крокодил, хорёк, черепаха, тигр.
Карточки с изображением африканских животных выставляются на карте Африки закрепленной на магнитной доске.
Пират: И так, посмотрим на нашу карту. На ней сразу видно, какие животные водятся на этом континенте. Саша, сможешь ли ты их назвать?
Саша перечисляет названия животных, в случае затруднения попросить помочь других детей.
Пират: Я очень рад, что вы справились с этим заданием! А теперь проверим вашу память! Я буду называть пары слов, а вам их надо будет запомнить. Будьте внимательны
Слон- тарелка
Крокодил – пила
Верблюд – гора
Бегемот – булочка
Лев – корона
Зебра – мяч
Носорог – нож
Обезьяна – кукла.
Пират: А теперь подскажите мне животное. Первым будет Саша. Тарелка - …
Саша: Слон!
Пират: Маша. Пила – ….
Маша: Крокодил!
Пират: Аня. Гора - …
Аня: Верблюд!
Пират: Коля. Булочка – …
Коля: Бегемот!
Пират: Алеша. Корона - …
Алеша: Лев!
Пират: Женя. Мяч – …
Женя: Зебра!
Пират: Таня. Нож - …
Таня: Носорог!
Пират: Марина. Кукла – …
Марина: Обезьяна!
Дети называют животных, которые запомнили, в случае затруднения – помогают друг другу.
Пират: Вы отлично справились с заданием. Теперь проверим зоркость ваших глаз. Представьте себе, что в Африке наступила ночь. В темноте видны только силуэты животных. Сможете ли вы их узнать?
Проводится игра «Узнай животное по силуэту». Каждому ребенку индивидуально показывают карточки с силуэтным изображением животных слона, жирафа, бегемота, обезьяны, зебры, черепахи, носорога, крокодила, верблюда, а те их называют.
Пират: Я очень раз, что вы выдержали и это испытание Беру всех. Не будем терять время. В путь!
Педагог предлагает детям закрыть глаза и мысленно перенестись в Африку, в это время звучит фонограмма шума моря, криков чаек.
Пират: Высаживаемся на берег. Предлагаю провести разминку.
Дети встают в круг, проводится физкультминутка
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз и – наклонились
На пол руки положили.
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
Встанем, выдохнем, вдохнём
И места свои займём.
Дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом. По окончании занимают места за столами.
Пират: Что-то не вижу я никаких животных. Может они спрятались? А вы сможете их найти?
Детям раздаются таблицы с набором букв, карандаши и предлагается подчеркнуть найденные названия животных. Дети работают самостоятельно. После окончания работы зачитывают то слово, которое они нашли в таблице.
Пират: Вы мне очень помогли! Вы нашли названия животных, а мне удалось их сфотографировать. Спасибо вам!
Педагог обращает внимание детей на куклу попугая
Попугай: Здравствуйте, что это вы тут делаете?
Дети: Мы приехали к вам, чтобы посмотреть на африканских животных и сфотографировать их потому, что хотим выпустить книгу о жизни животных Африки.
Попугай: О, я могу вам рассказать о наших животных много интересного!
Педагог: Дети, внимательно послушаем попугая и постараемся определить, что из сказанного им будет истинное, ложное или неизвестное.
Педагог от имени Попугая проводит игру «Истинное, ложное, неизвестное». Дети определяют вид высказывания и мотивируют свой ответ.
Попугай: У жирафа самая длинная шея.
Ребенок: Истинна, потому, что - это правда я читал об этом в энциклопедии.
Попугай: Слон – самое большое животное.
Ребенок: Высказывание истинно, потому, что нет животных больше слона.
Попугай: Львы питаются травой.
Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что львы хищные животные и питаются мясом.
Попугай: Длина удава 3 метра.
Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что удавы могут быть разной длины.
Попугай: У крокодила острые зубы.
Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что крокодилы – хищники и для их питания нужны острые зубы.
Попугай: Обезьяны сами учат своих детей писать и читать.
Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что животные не умеют читать и писать.
Попугай: Крокодилята появляются из яиц.
Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что крокодилы откладывают яйца.
Попугай: У тигрицы 5 тигрят.
Ребенок: Это высказывание неизвестно, потому, что тигрят может быть меньше.
Попугай: Черепахи спят и видят сны.
Ребенок: Это высказывание неизвестно, потому, что это невозможно проверить
Попугай: Верблюд может длительное время переносить жажду.
Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что горбы помогают ему обходиться без воды.
В случае затруднения дети, путем рассуждения находят правильный ответ.
Попугай: Я вижу, вы хорошо знакомы с животным миром Африки. Очень приятно было побеседовать с вами, ну мне, к сожалению, пора. До свидания!
Попугай «улетает»
Педагог: Вы порадовали меня тем, как справились со всеми заданиями, но нам пора возвращаться.
Пират: Чтобы время в пути пролетело незаметно вы проверите правильность моих наблюдений.
Игра «Определи лишнее слово».
Пират: Крокодил- зелёный, зубастый, ласковый, хищник.
Ребенок: Крокодил не может быть ласковым, потому, что он – хищник.
Пират: Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный.
Ребенок: Бегемот толстый, тяжёлый, травоядный, а не длинноносый.
Пират: Носорог – опасный, маленький, толстый.
Ребенок: Носорог – опасный, толстый, а не маленький
Пират: Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый.
Ребенок: Жираф не длиннохвостый, потому, что у него короткий хвост
Пират: Обезьяна – шустрая, лохматая, копытная, крикливая.
Ребенок: У обезьяны нет копыт.
Пират: Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный.
Ребенок: Слон – большой, ушастый, сильный, а не рогатый.
Пират: Спасибо вам за то, что в моей книге о животных теперь не будет ошибок! Мы с вами видели много животных. Попробуем найти отличия двух из их с помощью моих самых лучших фотографий.
На магнитную доску прикрепляют изображение зебры и жирафа.
Предположительные ответы детей:
- Зебра полосатая, а жираф пятнистый.
- У зебры короткая шея, а у жирафа длинная.
- Жираф питается листвой с высоких деревьев, а зебра травой.
- У жирафа есть маленькие рожки, а у зебры их нет.
Пират: Вы порадовали меня своей наблюдательностью. Каждый путешественник должен не только быть наблюдательным, но и обязательно уметь рассказывать и немного сочинять. Давайте попробуем пофантазировать. Я начну предложение, а вы закончите.
Игра «Что было дальше?»
Пират: Крокодил разинул пасть и…
Ребенок: И все увидели его острые зубы.
Пират: Жираф увидел бабочку и …
Ребенок: Она ему очень понравилась, он побежал за ней.
Пират: Обезьяна взяла банан и …
Ребенок: Очистив его, дала своему детенышу.
Пират: Охотники поймали львёнка и …
Ребенок: Накормили его и отнесли к маме.
Пират: Все предложения, которые вы придумали, мы обязательно пометим в нашей книге. Вот мы и дома. Спасибо вам за компанию, вы отличная команда. Я бы хотел подарить вам на память о нашем путешествии фотографии, только, к сожалению, получились они у меня чёрно-белые. А мне так хотелось поместить в книгу цветные иллюстрации! Что делать?
Дети предлагают раскрасить снимки.
Пират: Вы меня так выручите! До свидания, мы ещё встретимся когда будем составлять нашу книгу.
Пират «уходит»
Педагог: Мы сегодня с вами совершили увлекательное путешествие. А что вам больше всего запомнилось из того, что делали?
Дети делятся своими впечатлениями, а педагог обращает их внимание, что они составляли предложения со словами «потому, что» и «а».
Педагог прощается с детьми.
Последующая работа
Составление книги «Африканские животные»
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf