«Дом для муравья» НОД с детьми старшей группы |
вс., 23.06.2019 |
Составитель:
Публичук Людмила Владимировна,
старший воспитатель
СП МАОУ Казанская СОШ
Казанский д.с. «Солнышко»
Задачи:
- расширять и закреплять знания детей о муравьях, их образе жизни;
- развивать умение детей делать собственные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать наблюдательность, логическое мышление, любознательность, двигательную активность, мелкую моторику;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к насекомым.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил», рассматривание иллюстраций, фотографий о жизни насекомых.
Оборудование и материалы:
- презентация
- аудиозапись ветра
- 2 числовых пазла
- картинки с муравьями
- листы с изображением лесной полянки по количеству детей
- пачка чая (для изготовления муравейника)
- клей ПВА
- кисточки.
Ход деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Солнце поднимается,
День начинается.
Новый, погожий,
Светлый, хороший.
Воспитатель: Есть в ладошках теплота?
Дети: (хлопая в ладоши) Да!
Воспитатель: Значит, будем веселиться?
Дети: (хлопая в ладоши) Да!
Воспитатель: Значит, будем мы играть?
Дети: (хлопая в ладоши) Да!
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и постарайтесь её отгадать.
Есть у ребят
Зелёный друг,
Весёлый друг.
Хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети: Лес.
Воспитатель: Правильно. А хотите побывать в лесу? Хорошо, а отнесёт нас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
(Звучит музыка)
Воспитатель:
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати–
В лесу прохладном опусти.
Слайд 1.
Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу. А я постараюсь, глядя на вас, угадать, что делает в лесу каждый из вас.
Игра «В лесу»
Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят белку, нюхают цветы, собирают ягоды.
Слайд 2.
Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Что, нечего не видно?
Тогда послушайте и отгадайте о ком идёт речь:
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки.
Дети: Кузнечик
Воспитатель:
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Дети: Бабочка
Воспитатель:
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд.
Дети: Пчела
Воспитатель:
Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он?
Дети: Комар
Воспитатель: Ребята, а комар, бабочка, пчела, кузнечик- это кто?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Объясните почему.
Ответы детей.
Воспитатель: А какие насекомые ещё живут в лесу, как вы думаете?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Молодцы, вы назвали много насекомых. А на нашей полянке есть ещё лесной житель, а какой, вы узнаете, сложив числовой пазл.
(Дети собирают разрезную картинку с изображением муравья.)
Воспитатель: Верно, это муравей.
Муравей- это животное или насекомое? Почему муравей – насекомое?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте рассмотрим муравья. Слайд 4.
Назовите, что есть у муравья?
Дети: Голова, грудь, брюшко, лапки.
Воспитатель: А где живут муравьи? Кто видел муравейник? Из чего он построен?
Ответы детей
Слайд 5.
Воспитатель: Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Его муравьи строят из веточек, соломинок, песка, хвои. Дом очень прочный, спасает от ветра и холода.
Ребята, хотите поиграть в игру «Муравейник»?
Дети: Да, хотим.
Игра «Муравейник»
(Дети делятся на муравьев и муравейник. Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «Утро» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «Вечереет» дети - муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети- муравейник опустят руки вниз. Игра проводится 2- 3 раза, дети муравьи и дети - муравейник меняются.)
Воспитатель: Ребята, мы продолжаем рассматривать муравейник. В нём есть спальни, есть хлебные склады где хранятся зёрна, в мясной лавке –гусеницы и другая добыча. В большой комнате муравьиная матка- самка, каждый день она откладывает большое количество яиц. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждый муравей, прежде чем стать взрослым был яйцом, потом личинкой, затем куколкой и только потом взрослым муравьём.
Слайд 6.
Игра «Разложи картинки по порядку»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все картинки на столе перемешались, разложите их правильно, от рождения до взрослого муравья.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем питаются муравьи?
Ответы детей.
Воспитатель: Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых: жуков, гусениц, бабочек. Можно сказать, что муравьи – защитники леса. А ещё они питаются семена трав, грибами, зернами. Слайд 7.
Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или клиновый сок.
Воспитатель: А ещё муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. А ещё муравьёв называют самыми сильными существами на нашей планете. Как вы думаете, почему? Слайд 8.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, действительно, муравей самый сильный на земле. Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.
Давайте представим, что Антон – муравей. Ребята, Антон, сможет унести на себе 10 детей, всех вас?
Ответы детей.
Воспитатель: А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
Сегодня вы много узнали о муравье. Давайте, вспомним.
Составление синквейна (на столе лежат картинки с изображением муравья, дети берут и помещают соответствующую картинку на магнитную доску)
МУРАВЕЙ
Какой муравей? Два важных слова.
СИЛЬНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ
Что умеет делать?
НОСИТ СТРОИТ ТРУДИТСЯ
Составьте предложение из 4 слов о муравье.
МУРАВЕЙ-ЭТО САНИТАР ЛЕСА
Как можно назвать муравья одним словом?
ТРУДЯГА (САНИТАР, НАСЕКОМОЕ)
Воспитатель: Молодцы. Слайд 9. Посмотрите, в лесу на полянке муравьи, оглядываются, что-то ищут. Как вы думаете, что?
Ответы детей.
Воспитатель: Наверно, свой дом, муравейник. Мы можем чем-то им помочь? А если сделать муравейник?
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: На листе рисуем контур муравейника, можете нарисовать сами, а можете взять шаблон и простой карандаш. Обводим по контуру шаблон. Намазываем часть муравейника клеем и насыпаем чайную заварку. Наклеивать чайную заварку легче по частям. Осторожно убираем не приклеившуюся чайную заварку. Муравейник готов.
Работа детей.
Воспитатель: Какие все молодцы. Все справились. Теперь муравьям есть свои дома- муравейники. Предлагаю ваши работы поместить на выставку. Спасибо всем.
Источники:
1.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/ авт.-сост.В.Ю.Белькович, Н.В.Гребёнкина, И.А.Кильдышева.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014.-464с.)
2.Интернет-ресурсы:
http://zagadochki.ru/zagadka-imya-vzyal-u-kuzneca.html
http://detsad77.odinedu.ru/assets/img/detsad77/Познават.-исслед. проект Муравьи. старшая5группа.pdf
https://www.maam.ru/detskijsad/tema-muravi-poznavatelnoe-zanjatie-v-starshei-grupe.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/12/03/muravi-sanitary-lesa
https://infourok.ru/konspekt-ood-na-temu-muravi-sanitari-lesa-2707073.html
http://doshkolnik.ru/ecologia/12403.html
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspiekt_nod_murav_i_sanitary_liesa
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-po-poznavatelnomu-razvitiyu-ne-obizhaite-muravja-on-malenkogo-rosta-v-podgotovitelnoi-grupe-detei-s-zpr.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/10/ood-po-poznavatelno-rechevomu-razvitiyu-na-temu
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/stsenarii-tematicheskih-progulok/news10488.html
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005877
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf