«Дом для муравья» НОД с детьми старшей группы

  вс., 23.06.2019

Составитель:

Публичук Людмила Владимировна,

старший воспитатель

СП МАОУ Казанская СОШ

Казанский д.с. «Солнышко»

 

Задачи:

- расширять и закреплять знания детей о муравьях, их образе жизни;

- развивать умение детей делать собственные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать наблюдательность, логическое мышление, любознательность, двигательную активность, мелкую моторику;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к насекомым.

Предварительная работа:  просмотр мультфильма  «Как муравьишка домой спешил»,  рассматривание иллюстраций, фотографий о жизни насекомых.

 Оборудование и материалы:

  • презентация
  • аудиозапись  ветра
  • 2 числовых пазла
  • картинки с муравьями
  • листы с изображением лесной полянки по количеству детей
  • пачка чая (для изготовления муравейника)
  • клей ПВА
  • кисточки.

Ход деятельности:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Солнце поднимается,

День начинается.

Новый, погожий,

Светлый, хороший.

Воспитатель: Есть в ладошках теплота?

Дети: (хлопая в ладоши) Да!

Воспитатель: Значит, будем веселиться?

Дети: (хлопая в ладоши) Да!

Воспитатель: Значит, будем мы играть?

Дети: (хлопая в ладоши) Да!

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и постарайтесь её отгадать.

Есть у ребят 
Зелёный друг,
Весёлый друг.
Хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.

 Дети: Лес.

Воспитатель: Правильно. А хотите побывать в лесу? Хорошо, а отнесёт нас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.

(Звучит музыка)

Воспитатель:

Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати–
В лесу прохладном опусти.

Слайд 1.

Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу. А я постараюсь, глядя на вас, угадать, что делает в лесу каждый из вас.

Игра «В лесу»

Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят белку, нюхают цветы, собирают ягоды.

Слайд 2.

Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Что, нечего не видно?

Тогда послушайте и отгадайте о ком идёт речь:

Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. 

Дети: Кузнечик

Воспитатель:

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. 

Дети: Бабочка

Воспитатель:

Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. 

Дети: Пчела

Воспитатель:

Он пищит, когда летит!

А укус его зудит.

 С хоботком, хотя не слон.

Кто, скажи, дружочек, он?

 Дети: Комар

Воспитатель: Ребята, а комар, бабочка, пчела, кузнечик- это кто?

Дети:  Насекомые.

Воспитатель: Объясните почему.

Ответы детей.

Воспитатель: А какие насекомые ещё живут в лесу, как вы думаете?

Дети перечисляют.

Воспитатель: Молодцы, вы назвали много насекомых. А на нашей полянке есть ещё  лесной житель, а какой,  вы узнаете,  сложив числовой пазл.

 (Дети собирают разрезную картинку с изображением муравья.)

Воспитатель: Верно, это муравей.

Муравей- это животное или насекомое? Почему муравей – насекомое?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте рассмотрим муравья. Слайд 4.

Назовите, что есть у муравья?

Дети: Голова, грудь, брюшко, лапки.

Воспитатель: А где  живут муравьи? Кто видел муравейник? Из чего он построен?

Ответы детей

 Слайд 5.

Воспитатель: Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Его муравьи строят  из веточек, соломинок, песка, хвои. Дом очень прочный, спасает от ветра и холода.

Ребята, хотите поиграть в игру «Муравейник»?

Дети: Да, хотим.

Игра «Муравейник»

(Дети делятся на муравьев и муравейник. Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «Утро» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «Вечереет» дети - муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети- муравейник опустят руки вниз. Игра проводится 2- 3 раза, дети муравьи и дети - муравейник меняются.)

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем рассматривать муравейник.  В нём есть спальни,  есть хлебные склады где хранятся зёрна, в мясной лавке –гусеницы и другая добыча. В большой комнате муравьиная матка-  самка, каждый день она откладывает большое количество яиц. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждый муравей, прежде чем стать взрослым был  яйцом, потом  личинкой,  затем куколкой и только потом взрослым муравьём.

Слайд 6.

Игра «Разложи  картинки по порядку»

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  все картинки на столе перемешались, разложите их правильно, от рождения до взрослого муравья.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем питаются муравьи?

Ответы детей.

 Воспитатель: Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых: жуков, гусениц, бабочек. Можно сказать, что муравьи – защитники леса. А ещё они питаются  семена трав, грибами, зернами. Слайд 7.

Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или клиновый сок.

Воспитатель: А ещё муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. А ещё муравьёв называют самыми сильными существами  на нашей планете. Как вы думаете, почему? Слайд 8.

Ответы детей.

Воспитатель: Да, действительно, муравей самый сильный на земле. Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Давайте представим, что Антон – муравей. Ребята, Антон,  сможет унести на себе 10 детей, всех вас?

Ответы детей.

 Воспитатель: А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Сегодня вы много узнали о муравье. Давайте, вспомним.

Составление синквейна (на столе лежат картинки с изображением муравья, дети берут и помещают соответствующую картинку на магнитную доску)

МУРАВЕЙ

Какой муравей? Два важных слова.

СИЛЬНЫЙ    МАЛЕНЬКИЙ

Что умеет делать?

НОСИТ    СТРОИТ    ТРУДИТСЯ

Составьте предложение из 4 слов о муравье.

МУРАВЕЙ-ЭТО САНИТАР ЛЕСА

Как можно назвать муравья одним словом?

ТРУДЯГА (САНИТАР, НАСЕКОМОЕ)

Воспитатель: Молодцы. Слайд 9. Посмотрите, в лесу на полянке муравьи, оглядываются, что-то ищут. Как вы думаете, что?

Ответы детей.

Воспитатель: Наверно, свой дом, муравейник. Мы можем чем-то им помочь? А если сделать муравейник?

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: На листе  рисуем контур муравейника, можете нарисовать сами, а можете взять шаблон и простой карандаш. Обводим по контуру шаблон. Намазываем часть муравейника клеем и насыпаем  чайную заварку. Наклеивать   чайную заварку легче по частям. Осторожно убираем не приклеившуюся чайную заварку. Муравейник готов.

Работа детей.

Воспитатель: Какие все молодцы. Все справились. Теперь  муравьям  есть свои дома- муравейники. Предлагаю ваши работы поместить  на выставку. Спасибо всем.

Источники:

1.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/ авт.-сост.В.Ю.Белькович, Н.В.Гребёнкина, И.А.Кильдышева.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014.-464с.)

2.Интернет-ресурсы:

http://zagadochki.ru/zagadka-imya-vzyal-u-kuzneca.html

http://detsad77.odinedu.ru/assets/img/detsad77/Познават.-исслед. проект Муравьи. старшая5группа.pdf

https://www.maam.ru/detskijsad/tema-muravi-poznavatelnoe-zanjatie-v-starshei-grupe.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/12/03/muravi-sanitary-lesa

https://infourok.ru/konspekt-ood-na-temu-muravi-sanitari-lesa-2707073.html

http://doshkolnik.ru/ecologia/12403.html

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspiekt_nod_murav_i_sanitary_liesa

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-po-poznavatelnomu-razvitiyu-ne-obizhaite-muravja-on-malenkogo-rosta-v-podgotovitelnoi-grupe-detei-s-zpr.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/10/ood-po-poznavatelno-rechevomu-razvitiyu-na-temu

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/stsenarii-tematicheskih-progulok/news10488.html

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005877

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 1675
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.