Сценарий театрализованного представления по мансийской сказке «Бесстрашная Татья» |
вс., 26.11.2017 |
Составители:
Мещененкова Ирина Николаевна,
учитель-логопед
Тришкина Марина Анатольевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС №31 "Медвежонок" г. Нижневартовска
Методическая разработка
по подготовке и проведению театрализованного представления
с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
«Бесстрашная Татья»
В условиях Крайнего Севера с его суровой природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных народов роль народной педагогики в воспитании и развитии подрастающего поколения очень велика. Учитывая, что мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе, культурное наследие является неотъемлемой частью регионального компонента в образовательной программе нашего дошкольного учреждения. Народная педагогика являет собою совокупность позитивных знаний о природе родного края, повадках животных и рыб, опыте трудовой деятельности в отраслях традиционного хозяйства, ориентации в повседневных бытовых ситуациях, нравственно-эстетических нормах поведения передаваемых от старших поколений младшим в процессе обучения и разных видах детской деятельности.
В ДОУ воспитание жизненно-гуманной социально-активной личности, способной понимать и уважать культуру других народов, любить природу и бережно относиться к ней, на основе познания ее ценностей происходит через следующие культурные практики:
- создание педагогом познавательных и проблемных ситуаций;
- организация и проведения театрализованных постановок;
- посещение детьми краеведческого музея «Лесная сказка»;
- организация и проведения конкурса «Мисс А-Кань»;
- организация и проведения народных спортивных развлечений «Вищ-Отыра»;
- организация и проведения праздника «Дружат дети всей земли».
Таким образом, вашему вниманию представлен сценарий театрализованного представления мансийской сказки «Бесстрашная Татья» в обработке учителя-логопеда, музыкального руководителя, которая в 2017 году отмечена дипломом 1 степени во всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Современное дошкольное образование» организованным педагогическим клубом «Наука и творчество», г. Москва.
Задачи образовательные: формировать у детей представления о коренных народах ХМАО, их образе жизни, предметах быта. Формировать умения принимать на себя роль и раскрывать ее, отражая характер героя разными способами. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, закреплять навыки ведения диалога.
Задачи коррекционно-развивающие: развивать пространственное восприятие, умение ориентироваться на сцене;развивать мелкую и общую моторику, умение согласовывать движения и речь; развивать интонационную выразительность речи, умение передавать эмоциональное состояние героя, артикуляцию голоса. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Развивать художественный интерес к театрализованным играм.
Задачи воспитательные:воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренным народам севера; воспитывать желание участвовать в общем действии, навыки сотрудничества; воспитывать интерес к художественной литературе, музыке.
Оборудование:макет чума, елки, скамеечки, изделия народов Севера, рыболовные сети, имитация рыбы, одежда народов Севера по количеству участников, кольца для танца снежинок, музыкальный центр, компьютер.
Словарная работа: ханты, манси, чум, Нойда, каньги, койгоцы, Лопарка, важенка, погост.
Предварительная работа:
с воспитателями -беседы и рассматривание иллюстраций о коренных народах севера, их образе жизни, традициях, предметах быта. Экскурсия в музей народов севера «Лесная сказка». Проигрывание народных подвижных игр, игр-хороводов.
с учителем-логопедом – коррекция звукопроизношения, развитиеинтонационной выразительности речи, работа над дикцией, над дыханием. Развитие пространственного восприятия. Разучивание и проговаривание слов роли.
с музыкальным руководителем – разучивание народных музыкальных игр и хороводов, отработка ритмических движений (хороводный шаг, топающий шаг, выставление поочередно ног на пятку, подскоки), обучение игре на народных музыкальных инструментах.
с родителями:рассматривание иллюстраций о жизни коренных народах севера, чтение художественных произведений, разучивание и проговаривание слов роли, подготовка костюмов и атрибутов в соответствии с характером героя.
Роли |
Содержание |
Действия на сцене |
Ведущая: |
Я вам предлагаю посмотреть сказку народов ханты и манси. Это скорее не сказка, а сказка – быль, так как в ней все персонажи взяты из жизни: рыбаки, мастерица, оленеводы, мачеха.В сказке вам встретятся новые, незнакомые слова, я вам их сейчас объясню: Нойда – это злая мачеха; Каньги – это невысокая обувь с загнутыми носками; Койгоцы – тапочки; Лопарка – мастерица, которая шьёт меховые изделия.
Сказка начинается…. Жила была девочка Татья, жизнь её была нелёгкая, она как Золушка, выполняла всю работу по дому. А злая мачеха – Нойда, всегда была ею недовольна. Девочка Татья все дела с утра переделает, а Нойда всё спит.
|
На сцене – чум, около чума сидит Нойда Занавес открывается, под музыку выходит падчерица – Татья,носит воду, снимает бельё, подметает пол |
Нойда: |
Ну, что сшила, что я тебе велела? Мне койгоцы, сестре своей – каньги.
|
|
Татья: |
Нет, матушка, я иголку потеряла. |
|
Нойда: |
Ах, ты, дрянная девчонка, иди и без иголки не приходи.
|
Нойда уходит, девочка отправляется в путь и встречает рыбаков. |
1 Рыбак: |
Если рыба ходит в море, Надо вслед за рыбой плыть. В голубом морском просторе Рыбу неводом ловить. |
Рыбаки перебирают сети, рассматривают улов |
2 Рыбак: |
И держать в порядке снасти, И не тратить лишних слов. Чтобы чайка – птица счастья, Прокричала: «Есть улов». |
|
1 Рыбак: |
Привет, девочка! Почему ты такая печальная? И куда путь держишь? |
|
Татья: |
Привет, добрый рыбак! Как мне не печалиться? Потеряла я иголку, а злая Нойда отправила меня её искать. |
|
2 Рыбак: |
Если девочка поможет Рыбу из сети достать, Мы укажем ей дорогу. Где иголку отыскать. |
Девочка помогает рыбакам достать рыбу из сети |
1 Рыбак: |
Иди по лесным тропам и выйдешь к оленьему погосту, там тебе и укажут, как иголку найти. |
Девочка идет по лесу дальше и встречает оленевода |
Оленевод: |
Мы на Севере живем. Песни звонкие поём. На оленях быстро ходим И лесного зверя ловим. Привет, девочка, почему ты такая печальная? И куда путь держишь? |
|
Татья: |
Привет, добрый оленевод! Как мне не печалиться? Потеряла я иголку, а злая Нойда отправила меня её искать. |
|
Оленевод: |
Если девочка поможет Всем нам важенку поймать. Мы укажем ей дорогу, Где иголку отыскать. |
Девочка помогает оленеводам поймать олениху |
Оленевод: |
Иди по горным тропам и выйдешь к погосту мастеров.Ты их сразу узнаешь: глаза у них голубые, словно небо, волосы светлые, а улыбки добрые.
|
Девочка идет дальше, а навстречу ей Лопарка, женщина – мастерица |
Татья: |
Привет!Это погост мастеров? |
|
Лопарка: |
Привет, девочка! Что тебя привело к нам? |
|
Татья: |
Потеряла я иголку, а злая Нойда отправила меня её искать. |
|
Лопарка: |
Если девочка решиться своё умение показать,укажу я ей дорогу, где иголку отыскать. Поработай – ка со мной, поколи пальчики, напряги глазки. |
Девочка садится шить вместе с Лопаркой |
Лопарка: |
Мягкий снег, как сиянье струится, В мастерской чистота и уют, За широким столом мастерицы Меховые изделия шьют. |
|
Ведущий:
|
И движеньем неторопливы Мех сшивают стежок за стежком. И орнамент, чтоб стал он красивым Обозначат цветным лоскутком. Мастериц расцветают улыбки, И иголки в умелых руках В мех олений ныряют, как рыбки, Мелкий бисер горит в завитках. |
|
Танец снежинок с кольцами
|
||
Лопарка: |
Вижу я, что ты мастерица. И за твой труд я тебе новую иголку подарю. |
Дарит Татье красивую иголку. Татья отправляется в обратный путь. Возле чума её встречает Нойда. |
Нойда: |
Ну, что, нашла, что я тебе приказывала? |
|
Татья: |
Да! Вот иголка! |
|
Нойда: |
Вот и хорошо! А сейчас садись и шей то, что я сказала: мне – койгоцы, а сестре своей – каньги!
|
Татья садится и шьёт, Нойда уходит в чум. |
Ведущий: |
Герои выходят на сцену, ведущий представляет артистов.
|
|
Литература:
- Огонь-камень. Сказки народов Тюменского Севера. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. – 144 с. с ил.
- Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.
- Гончарова, Е.В. Экология для малышей: учеб-метод. пособие для пед. работников дошк. образоват. учреждений / Е.В. Гончарова. –Ханты-Мансийск: ГП Полиграфист, 2005.
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004535 - № 0004536
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf