Сценарий театрализованного представления по мансийской сказке «Бесстрашная Татья»

  вс., 26.11.2017

 Составители:

Мещененкова Ирина Николаевна,

учитель-логопед

Тришкина Марина Анатольевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ ДС №31 "Медвежонок" г. Нижневартовска

Методическая разработка

по подготовке и проведению театрализованного представления

с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

«Бесстрашная Татья»

В условиях Крайнего Севера с его суровой природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных народов роль народной педагогики в воспитании и развитии подрастающего поколения очень велика. Учитывая, что мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе, культурное наследие является неотъемлемой частью регионального компонента в образовательной программе нашего дошкольного учреждения. Народная педагогика являет собою совокупность позитивных знаний о природе родного края, повадках животных и рыб, опыте трудовой деятельности в отраслях традиционного хозяйства, ориентации в повседневных бытовых ситуациях, нравственно-эстетических нормах поведения передаваемых от старших поколений младшим в процессе обучения и разных видах детской деятельности.

В ДОУ воспитание жизненно-гуманной социально-активной личности, способной понимать и уважать культуру других народов, любить природу и бережно относиться к ней, на основе познания ее ценностей происходит через следующие культурные практики:

- создание педагогом познавательных и проблемных ситуаций;

- организация и проведения театрализованных постановок;

- посещение детьми краеведческого музея «Лесная сказка»;

- организация и проведения конкурса «Мисс А-Кань»;

- организация и проведения народных спортивных развлечений «Вищ-Отыра»;

- организация и проведения праздника «Дружат дети всей земли».

Таким образом, вашему вниманию представлен сценарий театрализованного представления мансийской сказки «Бесстрашная Татья» в обработке учителя-логопеда, музыкального руководителя, которая в 2017 году отмечена дипломом 1 степени во всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Современное дошкольное образование» организованным педагогическим клубом «Наука и творчество», г. Москва.

Задачи образовательные: формировать у детей представления о коренных народах ХМАО, их образе жизни, предметах быта. Формировать умения принимать на себя роль и раскрывать ее, отражая характер героя разными способами. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, закреплять навыки ведения диалога.

Задачи коррекционно-развивающие: развивать пространственное восприятие, умение ориентироваться на сцене;развивать мелкую и общую моторику, умение согласовывать движения и речь; развивать интонационную выразительность речи, умение передавать эмоциональное состояние героя, артикуляцию голоса. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Развивать художественный интерес к театрализованным играм.

Задачи воспитательные:воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренным народам севера;  воспитывать желание участвовать в общем действии, навыки сотрудничества; воспитывать интерес к художественной литературе, музыке.

Оборудование:макет чума, елки, скамеечки, изделия народов Севера, рыболовные сети, имитация рыбы, одежда народов Севера по количеству участников, кольца для танца снежинок, музыкальный центр, компьютер.

Словарная работа: ханты, манси, чум, Нойда, каньги, койгоцы, Лопарка, важенка, погост.

Предварительная работа:

с воспитателями -беседы и рассматривание иллюстраций о коренных народах севера, их образе жизни, традициях, предметах быта. Экскурсия в музей народов севера «Лесная сказка». Проигрывание народных подвижных игр, игр-хороводов.

с учителем-логопедом – коррекция звукопроизношения, развитиеинтонационной выразительности речи, работа над дикцией, над дыханием. Развитие пространственного восприятия. Разучивание и проговаривание слов роли.

с музыкальным руководителем – разучивание народных музыкальных игр и хороводов, отработка ритмических движений (хороводный шаг, топающий шаг, выставление поочередно ног на пятку, подскоки), обучение игре на народных музыкальных инструментах.

с родителями:рассматривание иллюстраций о жизни коренных народах севера, чтение художественных произведений,  разучивание и проговаривание слов роли, подготовка костюмов и атрибутов в соответствии с характером героя.

 

Роли

Содержание

Действия на сцене

Ведущая:

Я вам предлагаю посмотреть сказку народов ханты и манси. Это скорее не сказка, а сказка – быль, так как в ней все персонажи взяты из жизни: рыбаки, мастерица, оленеводы, мачеха.В сказке вам встретятся новые, незнакомые слова, я вам их сейчас объясню:

Нойда – это злая мачеха;

Каньги – это невысокая обувь с загнутыми носками;

Койгоцы – тапочки;

Лопарка – мастерица, которая шьёт меховые изделия.

 

Сказка начинается….

Жила была девочка Татья, жизнь её была нелёгкая, она как Золушка, выполняла всю работу по дому. А злая мачеха – Нойда, всегда была ею недовольна. Девочка Татья все дела с утра переделает, а Нойда всё спит.

 

На сцене – чум, около чума сидит Нойда Занавес открывается, под музыку выходит падчерица – Татья,носит воду, снимает бельё, подметает пол

Нойда:

Ну, что сшила, что я тебе велела? Мне койгоцы, сестре своей – каньги.

 

 

Татья:

Нет, матушка, я иголку потеряла.

 

Нойда:

Ах, ты, дрянная девчонка, иди и без иголки не приходи.

 

Нойда уходит, девочка отправляется в путь и встречает рыбаков.

1 Рыбак:

Если рыба ходит в море,

Надо вслед за рыбой плыть.

В голубом морском просторе

Рыбу неводом ловить.

Рыбаки перебирают сети, рассматривают улов

2 Рыбак:

И держать в порядке снасти,

И не тратить лишних слов.

Чтобы чайка – птица счастья,

Прокричала: «Есть улов».

1 Рыбак:

Привет, девочка! Почему ты такая печальная? И куда путь держишь?

 

Татья:

Привет, добрый рыбак! Как мне не печалиться? Потеряла я иголку, а злая Нойда отправила меня её искать.

 

2 Рыбак:

Если девочка поможет

Рыбу из сети достать,

Мы укажем ей дорогу.

Где иголку отыскать.

Девочка помогает рыбакам достать рыбу из сети

1 Рыбак:

Иди по лесным тропам и выйдешь к оленьему погосту, там тебе и укажут, как иголку найти.

Девочка идет по лесу дальше и встречает оленевода

Оленевод:

Мы на Севере живем.

Песни звонкие поём.

На оленях быстро ходим

И лесного зверя ловим.

Привет, девочка, почему ты такая печальная? И куда путь держишь?

 

Татья:

Привет, добрый оленевод! Как мне не печалиться? Потеряла я иголку, а злая Нойда отправила меня её искать.

 

Оленевод:

Если девочка поможет

Всем нам важенку поймать.

Мы укажем ей дорогу,

Где иголку отыскать.

Девочка помогает оленеводам поймать олениху

Оленевод:

Иди по горным тропам и выйдешь к погосту мастеров.Ты их сразу узнаешь: глаза у них голубые, словно небо, волосы светлые, а улыбки добрые.

 

Девочка идет дальше, а навстречу ей Лопарка, женщина – мастерица

Татья:

Привет!Это погост мастеров?

 

Лопарка:

Привет, девочка! Что тебя привело к нам?

 

Татья:

Потеряла я иголку, а злая Нойда отправила меня её искать.

 

Лопарка:

Если девочка решиться своё умение показать,укажу я ей дорогу, где иголку отыскать. Поработай – ка со мной, поколи пальчики, напряги глазки.

Девочка садится шить вместе с Лопаркой

Лопарка:

Мягкий снег, как сиянье струится,

В мастерской чистота и уют,

За широким столом мастерицы

Меховые изделия шьют.

Ведущий:

 

И движеньем неторопливы

Мех сшивают стежок за стежком.

И орнамент, чтоб стал он красивым

Обозначат цветным лоскутком.

Мастериц расцветают улыбки,

И иголки в умелых руках

В мех олений ныряют, как рыбки,

Мелкий бисер горит в завитках.

Танец снежинок с кольцами

 

Лопарка:

Вижу я, что ты мастерица.

И за твой труд я тебе новую иголку подарю.

Дарит Татье красивую иголку. Татья отправляется в обратный путь. Возле чума её встречает  Нойда.

Нойда:

Ну, что, нашла, что я тебе приказывала?

 

Татья:

Да! Вот иголка!

 

Нойда:

Вот и хорошо! А сейчас садись и шей то, что я сказала: мне – койгоцы, а сестре своей – каньги!

 

Татья садится и шьёт, Нойда уходит в чум.

Ведущий:

Герои выходят на сцену, ведущий представляет артистов.

 

 

 

 Литература:

  1. Огонь-камень. Сказки народов Тюменского Севера. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. – 144 с. с ил.
  2. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.
  3. Гончарова, Е.В. Экология для малышей: учеб-метод. пособие для пед. работников дошк. образоват. учреждений / Е.В. Гончарова. –Ханты-Мансийск: ГП Полиграфист, 2005.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004535 - № 0004536

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 3751
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.