"Ягоды и грибы-полезные и вкусные дары" ИОД в старшей группе.

  сб., 28.10.2017

Автор:

Горяева Ольга Сергеевна,

воспитатель

МАДОУ ЦРР детский сад№123 г.Тюмени

"Ягоды и грибы-полезные и вкусные дары"

Конспект интегрированной образовательной  деятельности в старшей группе.

Из цикла " Кладовая земли Тюменской"

3.      Направление

Социально – личностное

4.      Образовательная область

Познавательное развитие

Художественно - эстетическое

5.      Возраст воспитанников

5-6 лет

6.      Продолжительность мероприятия

25 минут 

7.      Форма проведения мероприятия

Игра - путешествие

8.      Методы и приемы

Беседа, разгадывание загадок, просмотр презентации,

9.      Цели, задачи образовательной деятельности

Цель: Формирование начал экологической культуры

Задачи:

1. Формирование представлений  детей о  грибах и ягодах. 

2. Развитие эстетического восприятия окружающего мира.

3. Воспитание бережного отношения к природе.

10.  Необходимое оборудование и материалы для занятия

Мультимедиа (интерактивная доска),  корзинка, варенье (малиновое, земляничное, черничное) в блюдцах; одноразовые ложки  по количеству детей. Ягоды брусники и клюквы. Брусничный и клюквенный морс в одноразовых стаканчиках по количеству детей.  

Краски, гуашь,  стаканчики с водой, палитра, трафареты, кисти, цветная бумага, клей, салфетки.

 Предварительная работа:

  1. Чтение и обсуждение рассказов про грибы и ягоды Тюменского края.
  2. Отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, составление и решение кроссвордов.

3.      Мини-музей в группе с фотографиями и иллюстрациями грибов и ягод.


Этапы

Содержание

Примечание  или ожидаемый результат

Вводная часть.

 Ребята, вы любите сказки? Какие? У меня для вас есть интересная сказка. Хотите ее послушать? Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами». Как вы думаете, почему перестали воевать грибы с ягодами?

Эмоциональный настрой на образовательную деятельность.

Основная часть.

1.Путешествие в лес за грибами

 А вы знаете пословицы и поговорки про грибы? Отправляться в лес надо очень рано. Говорят: «Кто рано встает, тот гриб берет, а сонливым да ленивым идет после за крапивой». «Крепко поспал – гриба не видал».
Как же хорошо в осеннем лесу!

Хотите, я вам загадаю загадку?

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло. 

 Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у грибов? Ножка, шляпка, корни - грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные.
Что нужно взять с собой, отправляясь в лес за грибами? А как одеться?
Воспитатель: Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев. 
(Дети ходят по группе, изображая сбор грибов)
 Вот возле березы стоит грибок. 
Ребенок:

Я родился в день дождливый, 
Под березой молодой 
Круглый, гладенький, красивый, 
С ножкой длинной и прямой. 
- Что за гриб?

 Как вы догадались?

 А вот недалеко еще один.  
  Наверное, тоже подберезовик? Посмотрите. 
Ребенок:
Стоял на крепкой ножке, 
Теперь лежит в лукошке. 

- Что за гриб?
 Ребята, чем похожи белый гриб и подберезовик. Чем отличаются.  Почему белый гриб  называли белым, ведь шляпка – то коричневая?
Идем дальше.  Смотрите,  какие интересные грибы выглядывают из травы, как яркие желтые пуговицы.
Что это за грибы? - Как вы думаете, почему их так назвали? 
 Посмотрите, сколько грибов в нашем лукошке? Назовите их. Давайте еще походим по лесу, может быть, найдем еще грибы. 

 Вот стоит красавец! Вы знаете этот гриб? Можно его собрать? Для людей он ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечатся. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому-то другому. Идем дальше.
Ребенок:
Вдоль лесных дорожек, 
Много белых ножек. 
В шляпках разноцветных, 
Издали приметных. 
Собирай не мешкай! Это …

 Шляпки сыроежек бывают всех цветов радуги. Они как цветы, рассыпаны по всему лесу. Название грибов обманчивое. Ни в коем случае их нельзя есть сырыми! 
Такое название сыроежки получили потому, что при засоле они становятся пригодными к употреблению в пищу быстрее других грибов -  уже через сутки; то есть их можно есть практически сырыми. Они требуют минимальной кулинарной обработки.   А что готовят  из грибов ваши мамы?

 

 Устали мы, гуляя по лесу. Хотите отдохнуть?

 Пальчиковая гимнастика про грибы (см. приложение)

Ну что, отдохнули? Вы готовы  продолжить путь?

Дети говорят пословицы

 

 

на мультимедийной доске картинка осеннего леса.

 

 

 

Гриб

 

рассматривание картинки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сапоги, платочки, корзинки

Аудиозапись «Шуршащие листья»  на мультимедийной доске картинка подберезовика. 

 

Подберезовик

Ответы детей 

 

 на мультимедийной доске картинка белого гриба

 

 

 

Белый гриб 

Ответы детей

Если отломить кусочек ножки, то можно увидеть, что мякоть у этого гриба белая.

 на мультимедийной доске картинка лисичек Это лисички

 

 

 

 на мультимедийной доске картинка мухомора 

 на мультимедийной доске картинка сыроежек 

 сыроежки

корзинка с грибами

2 . Путешествие за ягодами

 Что еще дарит нам лес?  Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды.
Ребята, послушайте, о какой ягоде идет речь:

Ребенок::

Я капелька лета на тоненькой ножке. 
Плетут для меня кузовки и лукошки. 
Кто любит меня, тот и рад поклониться. 
А имя дала мне родная землица


 Весной на кустах земляники появляются белые цветочки. Через некоторое время вместо них уже можно увидеть молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянках, тени не любит. Ягоды на солнце краснеют, поспевают.
А можно есть зеленые ягоды? (Нет). Почему?


Послушайте, а про какую ягоду эта загадка:

РебеноК:
Бусы красные висят, 
Из кустов на нас глядят. 
Очень любят бусы эти 
Дети, пчёлы и медведи.

Хоровод «По малину с сад пойдем…»
- Ребята, а сейчас мы с вами поговорим о тех ягодах, которые считаются сибирскими ягодами, послушайте:

Ребенок:
Сидит рядом с нами, 
Смотрит черными глазами. 
Черна, сладка, мала 

И ребятам мила. 
Как вы думаете, почему эту ягоду так назвали? Черника от слова «Чернить»

 

Физкультминутка. «А в лесу растёт черника». 
А в лесу растёт черника, 
Земляника, голубика. 
Чтобы ягоду сорвать, 
Надо глубже приседать. (Приседания.) 
Нагулялся я в лесу. 
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) 

 

Ребенок:

Листики - с глянцем,

Ягодки - с румянцем,

А сами кусточки -

Не выше кочки.

 Ягоды брусники – небольшие и ярко-красные  с кисло-сладким вкусом. Созревает брусника  в августе-сентябре. Бруснику собирают на высохших болотных кочках.

Ребенок:

 Я красна и кисла, На болоте росла.

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

 

Клюква растет и созревает всю осень.  Клюква растет на болоте. Эту ягоду употребляют в пищу как в свежем, так и в замороженном, моченном или сушеном виде, из нее готовят соки, морсы, желе, варенья, кисели, коктейли и клюквенный квас, или добавляют в салаты, пироги и другие блюда.

картинки ягод

земляника 

 на мультимедийной доске картинка земляники. 

 

 

 

 

 

Можно отравиться 

 

 

 

 

Малина

на мультимедийной доске картинка малины

 

 

 Черника
 на мультимедийной доске картинка с черникой 
ягода окрашивает зубы и рот в чёрный цвет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брусника

 

 

 

 

Клюква 

3. Дегустация ягод, напитков

Северная ягода -  настоящее богатство нашего края.  Давайте попробуем ягодки, ведь мы с вами знаем, что эта ягода богата витаминами.  Какой у нее вкус? Что нужно сделать, чтобы стало вкуснее?

 Ребята ягоды надо собирать очень аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год их не будет.    Ягоды никогда не собирайте все до одной – оставьте часть зверям и птицам, которые тоже ищут корм в природе. 

Ребята, а что можно приготовить из  ягод?
Как называется варенье из земляники?
- А из черники, малины, брусники, клюквы?

 

Д/игра «Узнай на вкус» 


Ягоды и грибы – это те дары, за которые не нужно платить денег. Необходимо только проявить усердие и старание, и продукты с витаминами у вас на столе.

 

дети пробуют

кислая

 

 

 

Варенье, компот, джем, морс, а можно и так кушать, можно морозить и т.д.

 

Земляничное 

(Ответы детей) 

Детям предлагается по вкусу определить и назвать варенье

Заключительная часть

5.Релаксация

 - Ну что устали? Нам  пора отправляться  в детский сад. 

Ребята, а с какими богатствами нашего сибирского леса мы с вами познакомились?

Какой напиток, варенье понравилось на вкус больше всего?

Какие грибы попались на пути?

 

(Ответы детей).

 

 

фотоприложение.docx (1.59 МБ)

Пальчиковые игры на тему «Грибы»

Пальчиковые игры на тему: «ГРИБЫ»

***

Дети в лес грибной пошли

(дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили,

Засолили, засушили,

Заморозили немножко

И поджарили с картошкой.

(загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)

***

На полянке возле кочки

Мы увидели грибочки:

Две горькушки,

Две серушки,

Две волнушки,

Две свинушки.

А два беленьких грибочка

Мы увидели на кочке.

(дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы)

***

Мы съедобные грибы

Долго собирали,

А потом своим друзьям

Вот что рассказали:

(дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)

В бору вырос боровик,

А под дубом дубовик,

На пеньке сидят опята –

Очень дружные ребята.

Вырос подосиновик

Под молодой осиною,

Крупный подберезовик –

Под белою березою.

Если с нами в лес пойдете,

(«идут» пальчиками по столу)

Много вы грибов найдете.

(поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)

***

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

***

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг»

(Показывают удивление, развод руки в стороны.)

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь —

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке,

Возвращаюсь я домой,

Все грибы нecy с собой.

(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой

руки.)

Мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу!

(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

***

Раз, два, три, четыре, пять,

(В соответствии с текстом поочередно разжимать сжатые в кулак пальцы)

Пошли пальцы в лес гулять.

(Сжать пальцы в кулак и разжать их)

С собой корзиночку берут

И грибы в нее кладут.

(Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку)

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал,

Этот ел,

Ну, а этот все глядел.

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом поочередно разгибаем пальцы) .

Динамическая пауза:
Мы с лесной поляны вышли, 
Поднимаем ноги выше – 
Через кустики и кочки, 
Через ветки и пенечки. 
Очень долго мы шагали, 
Наши ноженьки устали. 
Сейчас мы сядем, отдохнем, 
А потом опять пойдем. 

Список, используемой литературы:

С.В. Коноваленко «Артикулляционные, пальчиковая гимнастики»

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

Г.Н. Сергиенко «Учимся, говорим, играем»

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России»

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004480     

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 6383
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.