Интегрированная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Дружат на планете маленькие дети» |
вс., 25.01.2015 |
Авторы:
- Мухлынина Татьяна Евгеньевна – педагог высшей категории
- Катаргулова Разима Раисовна –воспитатель
МАДОУ ЦРР – детский сад № 177 города Тюмени
Программные задачи:
- Формировать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии.
- Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны.
- Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
- Продолжать знакомство с глобусом – моделью планеты Земля.
- Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей, чувство любви к своей Родине.
Предварительная работа:
Познавательная деятельность:
- беседа – путешествие по карте России;
- рассматривание альбомов “Культура народов России”.
Речевая деятельность:
- разучивание пословиц и поговорок разных народов России;
- чтение сказок разных народов России.
Изобразительная деятельность:
- рисование элементов традиционного костюма, орнаментов разных народов России;
- аппликация “Волшебные узоры”.
Музыкальная деятельность:
- слушание народной музыки, песен народов России, других стран;
- разучивание народных танцев, хороводов.
Игровая деятельность:
- дидактические игры: “Одень куклу в национальный костюм”, “Собери пейзаж”, “Четвертый лишний”.
Образовательная деятельность
Воспитатель и ребенок начинают образовательную деятельность:
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Воспитатель обращает внимание детей на глобус:
«Ребята, кто из вас знает, что это такое?»
Правильно, это глобус – модель нашей Земли, на которой живем мы с вами и еще много других людей.
Воспитатель: Ребята, послушайте замечательное стихотворение о глобусе (читает ребенок).
Словно крыша над землей
Голубые небеса.
А под крышей голубой
Реки, горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы.
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одной голубой
Общей крышей мы живем!
В.Орлов
Воспитатель: Каким цветом на глобусе обозначены моря и океаны? (голубым). Леса? (зеленым). Суша? (желтым). Горы? (коричневым). Вся суша образует 5 континентов.
«Назовите, какие это континенты?» (Евразия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида).
- Скажите, на всех континентах живут люди? Почему?
- Верно, на Антарктиде нет постоянного населения, так как там очень холодно. Там располагаются научные станции разных стран, ученые приезжают туда на время, чтобы провести научные исследования.
- На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей. Они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи.
Давайте, поиграем с вами в игру с мячом
«Кто в какой стране живет».
Цель: закрепить названия стран, население этих стран. Формировать понятие, что на свете существует много разных стран.
Ход игры:
Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:
Кто живет в России? – Россияне.
Кто живет в Америке? - Американцы.
Кто живет в Испании?- Испанцы.
Кто живет в Японии?- Японцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет в Украине? – Украинцы.
Кто живет в Грузии? – Грузины.
Кто живет в Армении? – Армяне.
Кто живет в Узбекистане? – Узбеки.
Кто живет в Англии? – Англичане.
Кто живет в Литве? – Литовцы.
Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.
Кто живет в Германии? – Немцы.
Кто живет в Болгарии? – Болгары.
Кто живет в Польше? – Поляки.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут. Люди разных стран разговаривают на разных языках.
Например:
В Испании |
на испанском |
В Италии |
на итальянском |
Во Франции |
на французском |
В Польше |
на польском |
В Англии |
на английском |
В Японии |
на японском |
В Китае |
на китайском |
-А на каком языке разговаривают в России? (На русском). Правильно, русский язык – это государственный язык России.
-Многие из вас летом вместе с родителями отдыхали в разных странах. Мы вместе с вами делали газеты о летнем отдыхе. Расскажите нам о своих впечатлениях:
***Как называется страна?
**С кем отдыхал? На чем туда добирались?
***Где жили?
*** На каком языке разговаривали люди в этих странах?
*** Что понравилось? (Гостеприимство, люди общительные, приветливые, добрые).
Воспитатель:
Скажите, ребята, а в какой стране мы с вами живем? (России).
«Российская семья»
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит.
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой – готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим – милей – весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна!
В.Степанов.
Воспитатель: В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, села, удивительный многонациональный народ.
«Лучшее богатство»
По- разному люди в стране нашей жили,
Но верой и правдой Отчизне служили.
Дороже любого другого богатства
Ценились всегда у нас скромность и братство.
Есть слово такое хорошее – «наш».
И пусть ты татарин, якут иль чуваш,
Родился ли русским, мордвой, осетином,
Будь Родине добрым и любящим сыном.
О.Александрова.
Воспитатель: Как называются люди, которые живут на территории России? (Примерные ответы детей: россияне.)
Люди, которые живут на территории России, называются россиянами независимо от их национальности.
Воспитатель: Ребята, люди каких национальностей живут в России? (Примерные ответы детей: русские, татары, башкиры, удмурты, чуваши.)
К доске выходит ребенок, в руках у него картинки с изображением людей разных национальностей в национальных костюмах, показываетдетям картинки и немного комментирует их.
Независимо, какой национальности дети, какого цвета у них кожа, на каком языке они говорят, все они похожи друг на друга. И главное сходство между ними – то, что они любят играть, веселиться, любят своих родителей и умеют дружить.На территории России в городах и селах, кишлаках и аулах живет много людей разных национальностей – русские, башкиры, удмурты, татары, чуваши, чукчи, карелы, буряты, евреи и многие др.
Воспитатель: Люди, проживающие на одной территории, должны друг друга уважать и быть, как братья. В нашей группе тоже есть дети разных национальностей, и все мы живем одной дружной большой семьей. Не зря говорят: «Если друг рядом всегда – не страшна никакая беда». Многие из вас так подружились, что ходят, друг к другу в гости домой, вместе справляют дни рождения, созваниваются вечерами после детского сада и в выходные дни. Но, не только у нас в группе есть дети разных национальностей, есть и сотрудники детского сада разных национальностей. Нам удалость сегодня пригласить в гости людей красивой, древней национальности – это татары.
У нас в группе работает помощником воспитателя ФлюраХайрулловна, в 12 группе «Бусинки» воспитателем работает Разима Раисовна и к нам в группу ходит Сабина, сегодня они наши гости.
Заходят гости: ФлюраХайрулловна, Разима Раисовна и Сабина в национальных костюмах, дети с ними здороваются.
Воспитатель: Дети, посмотрите, перед нами три поколения людей татарской национальности: женщина, молодая девушка и девочка. Давайте попросим ФлюруХайрулловну рассказать о красивых национальных костюмах (описательный рассказ о национальных костюмах).
Воспитатель: А Сабина желает с вами поиграть в игру -задание .
- Игра: «Составь картинку» (изображения детей разных национальностей).
Воспитатель: Ребята, у каждого народа, проживающего на территории России, есть не только национальная одежда, но и любимые игры.
Какие любимые игры русских людей вы знаете? ( Примерные ответы детей:“Лапоть”, “Горелки”, “Дрема”, “Лапта”, “У медведя в бору”, “Плетень”.)
А я сейчас предлагаю вам сыграть с Разимой Раисовной в татарскую народную игру «Продаем горшки», сейчас название прозвучит по-татарски, и вас научат в нее играть.(Дети с Разимой Раисовной проговаривают название игры по-татарски).
Разима Раисовна: Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом, потом подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
-Эй, дружок продай горшок!
-Покупай.
-Сколько дать тебе рублей?
-Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласится продать горшок его хозяин, но не более 3-х рублей), касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.
Воспитатель: Молодцы, поиграли, а сейчас давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о дружбе, мире.
Пословицы дети читают самостоятельно:
*Дерево живет корнями, а человек друзьями.
*Для друга ничего не жаль.
*Для дружбы нет расстояний.
*Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
*Друг лучше старый, а платье новое.
Воспитатель: Разима Раисовна тоже желает нам сказать несколько пословиц о дружбе на своем родном татарском языке, и переведет их на русский язык.
Воспитатель:Все люди, которые живут на территории России, имеют равные права, свои традиции, свою культуру, которую нужно ценить и уважать. Россия – очень сильная, культурная страна, ее знают во всем мире.
Воспитатель:ФлюраХайрулловна пришла к нам в гости не с пустыми руками, она принесла свое национальное угощение («Баурсаки» и «Цякельтэк»), которое сейчас покажет и немного о нем расскажет, а затем вы их попробуйте.
Воспитатель: Я хочу вам всем пожелать тепла, дружбы и уважения друг к другу.
Список литературы:
Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие,Виноградова Н.А., Позднякова Н.В.– М.: Айрис – Пресс, 2009. - 128 с.
Мы живем в России.Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников/ Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2003
Читаем детям/Сахипова З.Г., Асдулин А.Ш., Сулейманова С.Г.; Под ред. З.Г. Сахиповой, - Л.: Просвещение, 1987.
Шевчук Л.В..Дети и народное творчество.-м., 1985. Детские народные подвижные игры.-М.,Просвещение, Владос.1997.
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.Тарабарина Т.И.,Елкина Н.В.. - АСТ, 2010 г., 208 стр.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf