Лексико-грамматическое занятие в подготовительная к школе группе «Зимушка - зима»

  пт., 02.05.2014

Автор:

Левдина Елена Евгеньевна,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 1 «Колокольчик»

г. Ханты-Мансийска

Цель: Совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять

-в образовании качественных прилагательных; закреплять умение подбирать

прилагательные, существительные, согласуя их в роде, числе, падеже;

-продолжать формировать умения составлять предложения по СК;

-активизировать словарь по теме «Зима».

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развивать слуховую память, зрительное восприятие, логическое мышление, произвольное внимание,

-мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать умение слушать, не перебивая и справедливо оценивать других детей;

-работать и играть в коллективе.

Словарная работа

Существительные: игра, сосульки, снег, снеговик, снежинка, снегопад, снег; мороз, вьюга,

метель, узоры.

Прилагательные: зимний, зимняя, зимние, зимнее; морозный, морозная, морозные,

морозное, снежная, снежные, снежное; ледяные, ледяное, ледяная.

Глаголы: ударили, метут, хрустит, падает, висят, замёрзли.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о зиме, зимних явлениях в природе; прогулки в зимний парк, лес; чтение

и рассматривание иллюстраций о зиме.

Материал к занятию

Мультимедийное оборудование;

Демонстрационный материал: слайды на тему «Зима»

Презентация: http://yadi.sk/d/4g3wCjlMNsFeS скачать/посмотреть;

Предметные картинки (21х14,8)

руки, снегопад, сосульки, скворечник, карандаш, нос.

Раздаточный материал:

1. Разрезная картинка: сюжетная картинка по теме «Зима», 1 часть этой картинки

соответствует другому времени года «Весна», Лето», «Осень».

2. Полоски для составления схемы предложения.

3. Горка-подставка для снеговиков.

4. Снеговики двух видов (3х4) (для оценивания ответов детей).

5. Коробочки на всех детей для символов схем предложения, снеговиков.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в зал :

- Здравствуйте, ребята, вы любите песни? (Да) Сейчас песенка вам подскажет, о каком времени года мы будем говорить на занятии.

Исполняется 1 куплет из песни «Ка бы не было зимы» муз.Е.Крылатова

- Ребята,  вы догадались? (О зиме)

- Какая же зима (морозная, снежная, белоснежная, холодная…)

- Чтобы ваш язычок на занятии чётко проговаривал слова и звук «Р» мы вспомним логопедическую  распевку  «Гора».

Логопедическая распевка «Гора» Муз.О.Насонова, сл. Н.Гридчина

- Ра –ра-ра, ра –ра-ра,

  На дворе у нас гора.

  Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

  Собирайте детвору.

  Ры-ры-ры, ры- ры-ры,

  Покатаемся с горы.

 Ра –ра-ра, ра-ра-ра,

 Очень рада детвора.

- Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)

-.       Дуют ветры в феврале

 Воют в трубах громко

 Змейкой мчится по земле

 Легкая поземка…

- Ребята , а вы знаете, что такое позёмка?

Это снег, переносимый ветром низко над землёй без снегопада.

 - Про какое зимнее явление говорят: метёт? ( Метель)

- Мете́ль  (буран, вьюга) — ветер  со снегопадом.

Ветер зимой какой? (Колючий, сильный, холодный)

- А если зимой очень морозно, метут метели, какая тогда зима (студёная, лютая)

Раздаются звуки метели.

Слайд 1.В это время на экране появляется Снежная королева.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня последний день зимнего месяца и я пришла попрощаться, мне так грустно  расставаться с вами!

- Не печалься, Снежная Королева, ребята на память подарят тебе  красивый рассказ о зиме.

Слайд 2. На экране заставка зимнего пейзажа  и изображение снега

- А  начнём мы его с составления  предложений о снеге.

- Можете начать предложение со слова «Зимой …»

- Зимой белый снег укрыл дома и  землю.

- А каким ещё снег может быть? (Пушистым, искристым, блестящим, липким, хрустящим)

Подумайте и скажите, почему снег в морозы бывает хрустящим?

Выслушиваю ответы детей, затем обращаю внимание на снежинку, сделанную из пенопропелена.

- Снежинки состоят из множества кристалликов льда. На морозе снежинки, становятся тверже и более хрупкими. Когда мы наступаем на снег, кристаллики льда, начинают ломаться и слышится хруст.

Слайд 3. Появляется заставка зимнего пейзажа  и  изображение солнца.

- Что вы можете сказать о зимнем солнце?

- Зимой солнце светит, но не греет.

- Если светит солнце, то погода какая? (Солнечная, ясная)

Слайд 4. Заставка зимнего пейзажа  и  изображение дерева

- Чем покрыты ветки деревьев зимой?

- Зимой ветки деревьев покрыты инеем.

Слайд 5 Заставка зимнего пейзажа  и  изображение реки и озера.

- Расскажите о реках и озёрах зимой.

- Зимой реки и озёра покрыты льдом.

- Льдом каким? (Толстым, блестящим, хрупким)

- Если лёд похож на зеркало он какой? (Зеркальный)

Слайд 6. Заставка с изображением птиц.

- Зимой птицам холодно и голодно. .Как люди заботятся о птицах? (Мастерят кормушки)

- Какие птицы остаются зимовать? (Снегири, синицы, совы, голуби…)

- У снегиря красная грудка, снегирь какой? ( Красногрудый)

- У синички жёлтая грудка, синичка какая? (Желтогрудая)

-  У глухаря пышный хвост , глухарь какой? (Пышнохвостый)

Слайд 7. Заставка с изображением зверей.

- А как же зимуют звери в лесу?

- Кто о них заботится? (Лесники)

- О ком заботятся лесники? (О лосях, кабанах..)

При затруднении ответа детей даю образец ответа.

- Послушай и повтори, я скажу это предложение правильно.

- Не забывайте, предложения должны звучать правильно.

Слайд 8. Сюжетные картинки с изображением зимних забав.

- Послушайте, как я скажу о зиме, можете использовать это предложение в своих рассказах. Мне очень нравится озорная, весёлая зима.

- Почему я назвала зимушку озорной и игривой?

- Молодцы, интересные предложения составили А теперь давайте расскажем и покажем руками стихи о снеговике.

                   Давай, дружок, смелей, дружок!

                   Кати по снегу свой снежок.

                   Он превратится в толстый ком,

                   И станет ком снеговиком.

                   Его  улыбка, так, светла.,

Два глаза…шляпа…нос…метла…

Но солнце припечёт слегка –

Увы! – и нет снеговика.

- Ребята, подойдите к столу и возьмите по одной карточке. Внимание! Рассмотрите картинки.

- Саша, кому нужен этот предмет?  (Этот предмет нужен хоккеисту. Фигуристу, саночнику…)

Помощь по ходу ответов детей.

- А эта картинка нужна,  чтобы поиграть в игру «Волшебная цепочка»

Раз..два…три… повернись игра на экране появись.

Слайд 9.Изображение схемы.    

Игра со схемой «Волшебная цепочка»

- Молодцы, ребята! Каждый из вас придумывал свои красивые зимние слова и предложения. А сейчас я вам предлагаю  с помощью знаков – символов составит рассказ о зиме для Снежной королевы.

         Дети по желанию составляют рассказ о зиме.

Спасибо! Вам интересна была сегодняшняя наша встреча? Что понравилось больше всего?

Слайд 10. На экране появляется Снежная королева.

- Какие же вы молодцы! Как много интересного вы знаете о зиме! Я приготовила вам сюрприз – «листочки – льдинки». На занятии по рисованию вы расскажите о зиме красками и составите из льдинок зимнюю книгу! Спасибо, ребята, до новых встреч!

Дети под музыку уходят из зала.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 11449
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.