Конспект интегрированной образовательной деятельности в образовательной области "Коммуникация", тема: "Прогулка в зимний лес" |
вс., 10.03.2013 |
Авторы:
Учитель - логопед Белова И.Л.,
Воспитатель Попова Е.Л.
МАДОУ детский сад №118 города Тюмени
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание – ФЦКМ», «Познание – ФЭМП», «Физическая культура».
Задачи:
*«Коммуникация»
- развивать речевое дыхание
- вырабатывать четкую дикцию посредством скороговорок
- развивать способность детей анализировать звуковой состав слова «снег»
- обогащать словарный запас детей словами: «бахрома», «затрепещет», «ослепительная»
*«Музыка»
- вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения
*«Художественное творчество»
- развивать творческие способности посредством изображения зимнего леса
*«Чтение художественной литературы»
- активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову
*«Познание. ФЭМП»
- развивать способность сравнивать слова по длине
- развивать способность сравнивать деревья по высоте
*«Познание. ФЦКМ»
- закреплять знания детей о зимующих птицах
- закреплять знания о деревьях родного края
*«Социализация»
- воспитывать у детей способность выслушать друг друга, не перебивая.
*«Физическая культура»
- развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий
*«Безопасность»
- закреплять навыки безопасного поведения в лесу
- формировать навыки безопасного поведения в помещении во время непосредственной образовательной деятельности
*«Здоровье»
- формировать навыки здорового образа жизни
Методы и приемы:
- Речевая зарядка, артикуляционная гимнастика, пальчиковая игра «Прогулка»; дидактическая игра «Какое дерево выше», определение места звука в слове, деление слов на слоги.
Оборудование:
- Предметные картинки с изображением деревьев СОСНА, ЕЛЬ, БЕРЕЗА, оформление группы «Зимний лес», краски, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, кисточки, стаканы для воды, салфетки ватные палочки, листы для рисования, карточки для определения места звука с слове, маленькие снежинки, квадраты красного, синего, зеленого цвета для звукового анализа слова, сундучок с сюрпризом
Ход образовательной деятельности:
Под спокойную музыку дети входят в группу.
Логопед:
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:
- Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
- Давайте улыбнемся гостям и друг другу и подарим им хорошее настроение.
Логопед:
- Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие, отгадав загадку
- Загадка нам подскажет на чём мы отправимся в лес.
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега.
(Лыжи)
Логопед: (Речевая зарядка)
- А чтобы в пути наши губы не замерзли, давайте их разомнем:
Ма-ма-ма - наступила зима
Ме-ме-ме – рады мы зиме
Ду-ду-ду – в зимний лес я иду!
- Итак, в путь, надеваем лыжи, встаем друг за другом и едем (по зимнюю музыку дети имитируют движение на лыжах)
- Вот мы и на лесной поляне. Давайте согреем руки (дети выполняют упражнение на дыхание)
Зимушка - зима:
Заколдован невидимкой дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой повязалася сосна…
Ой, смотрите, снегопад, и снежинки к нам летят.
- Снежинки прилетели узнать, что вы знаете о зиме.
На деревьях, на карнизах,
Кружева да бахрома,
Это значит на снежинках
Опустилась к нам зима.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети:
- В стихотворении говорится о зиме.
Зимушка - зима:
- Сейчас мы и поговорим о прекрасном времени года – зиме.
Логопед:
- Но сначала поиграем с язычком.
* Жил был язычок. Решил он погулять по зимнему лесу.
Дети выполняют упражнение «Язычок гуляет» (удерживаем на нижней губе.)
*Но тут подул холодный ветер и наш язычок замерз.
Дети делают упражнение «Язычок замерз» (удерживают узкий язык.)
*Тогда язычок взял саночки и покатился с горки.
Дети выполняют упражнение «Горка».
*Тут язычок встретил своих друзей и сильно обрадовался.
Дети выполняют упражнение «Улыбка»
*И вместе они стали играть и веселиться.
А теперь послушайте чистоговорку:
«Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.»
- Произнесите сначала тихо, громко, быстро, медленно.
Зимушка - зима:
-А когда вы шли в детский сад, вы заметили изменения в природе?
Дети:
- Да, заметили, шел снег, стало холодно, люди одеваются тепло...
Зимушка - зима:
- Да ребята, пришла зима и окутала деревья пушистым инеем. Они стоят, как будто выточены из чистейшего хрусталя. Зима - красивое время года.
- А вы любите зиму? Что можно делать зимой?
Дети:
- Можно играть в снежки, кататься на санках, с горки, лепить снеговика…
Логопед:
Ребята, давайте поиграем с вами в игру "где мы были мы не скажем, а что делали покажем", а Елена Леонидовна попробует отгадать, что мы делаем.
Дети имитируют игру в снежки, катание на санках, катание на лыжах и коньках.
- Послушайте внимательно слова: снег, снежинка, снегурочка, санки, сосулька, снегопад. Что в них общего?
Дети:
- Все слова начинаются с одного звука С.
Логопед:
- Скажите, а звук С какой- гласный или согласный?
Дети:
- Звук С согласный
Логопед:
Докажите, пожалуйста, что звук С согласный
Дети:
Он согласный, потому, что ниточка рвётся и звук не поётся
Логопед:
- Каким цветом обозначатся согласные звуки?
Дети:
- Согласные обозначаются синим цветом
Логопед:
- Согласные какие бывают?
Дети:
- Согласные бывают мягкие и твердые
Логопед:
- Каким цветом обозначаются?
Дети:
- Мягкие – зеленым, твердые - синим
Логопед:
- Ребята, вы сказали, что у нас есть еще и гласные звуки. Как мы их отличаем от согласных.
Дети:
Гласные звуки можно пропеть и ниточка тянется.
Логопед:
Каким цветом обозначатся гласные звуки?
Дети:
- Гласные обозначаются красным цветом
Логопед:
- Давайте разделим слова СНЕГОВИК, САНКИ, СНЕГ на слоги и сосчитаем количество слогов в каждом слове. Но сначала вспомним как можно посчитать слоги в словах?
Дети:
- Можно похлопать, можно потопать…
Логопед:
Правильно, итак делим слова на слоги.
Дети:
Снеговик – сне-го-вик – 3 слога
Сан-ки – 2 слога
Снег – 1 слог
Логопед:
- Какое самое длинное слово?
Дети:
- Снеговик – 3 слога
Логопед:
- Самое короткое?
Дети:
- Снег – 1 слог
Логопед:
-Сейчас мы подойдем к столам и с помощью цветных квадратиков выложим схему слова СНЕГ, но сначала его разберем:
С – согласный, твердый, обозначим синим цветом
Н – согласный, мягкий, обозначим зеленым цветом
Е – гласный, обозначим красным цветом
Г – согласный, обозначим синим цветом
Далее дети самостоятельно выкладывают схему слова, логопед помогает, а воспитатель выкладывает схему этого слова на отвернутой от детей доске.
После выполнения задания доску поворачивают и дети выполняют самопроверку.
У кого правильно, произносят: мальчики – «Вот какой я молодец!», девочки – «Вот какая умница!»
Логопед:
- А сейчас повторим чистоговорку, чтобы услышать звук С
ес-ес-ес- сыпет, сыпет снег с небес
ес-ес-ес- спит под снегом зимний лес
Зимушка - зима:
- А каких зимующих птиц вы знаете?
Дети:
- Воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь
- Зимушка - зима:
Названия каких птиц начинаются со звука С?
Дети:
- Сорока, снегирь
Зимушка - зима:
- Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц)
- Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм.
Логопед:
- А сейчас поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Прогулка»
Раз -два- три-четыре-пять
(разгибаем по -очереди пальчики, сжатые в кулак),
Мы пошли во двор гулять
(указательными и средними пальцами изображаем «человечка» и шагаем).
Бабу снежную лепили
(имитируем лепку снежка),
Птичек крошками кормили
(складываем пальцы щепоткой),
С горки мы с тобой катались
(указательным пальцем одной руки проводим по ладони другой),
А еще в снегу валялись
(поворачиваем ладони то внешней, то внутренней стороной).
Все в снегу домой пришли!
(отряхиваем руки)
Суп поели
(изображаем, как подносим ложку ко рту),
Спать легли
(прикладываем сложенные ладони к щеке)
Зимушка - зима:
- Ребята, скажите, чего много в лесу?
Дети:
- В лесу много деревьев
Зимушка - зима:
- Какие вы знаете деревья?
Дети:
- Ель, береза, тополь, сосна, осина
Зимушка - зима:
- Название какого дерева начинается со звука С?
Дети:
- Сосна
Логопед:
- Сколько раз встречается звук С в этом слове?
Дети:
- В слове сосна звук встречается 2 раза
Логопед:
- Давайте определим место звука С в этом слове
Дети:
- В слове сосна звук С находится в начале и середине слова
Логопед:
- Сейчас подойдем к столам и покажем на карточках маленькими снежинками место звука С в этом слове
*
|
* |
|
Зимушка - зима:
- А сейчас поиграем в игру «Какое дерево выше»
На доске выставлены предметные картинки с изображением сосны, березы, ели, дети рассматривают их и сравнивают по высоте.
Логопед:
- Вот и закончилась наша прогулка по лесу, пора возвращаться в детский сад. Понравилось Вам в лесу? О каких птицах, деревьях мы сегодня говорили? Какой звук нам встречался во всех словах? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаем на лыжню и друг за другом и отправляемся в садик (дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку). На выходе из «леса» дети находят сюрприз – сундучок со снежинками и снежком, открывают, достают и рассматривают, забирают с собой.
Логопед:
- Вот мы и вернулись в детский сад и сейчас можете выбрать любой материал и изобразить то, что вам больше всего запомнилось или понравилось в зимнем лесу.
Дети выбирают изоматериал и приступают к работе.
После завершения работы дети рассказывают что они нарисовали и оформляется выставка детских работ.
В ходе образовательной деятельности логопед следит за речью детей и исправляет неправильное произношение у детей.
Список используемой литературы
1. http://www.maaam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-v-starshei-grupe-puteshestvie-v-zimnii-les.html
2. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/zimushka-zima
3. Е.А.Пожиленко "Артикуляционная гимнастика" методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дощкольного возраста. КАРО С.-П. 2004
4. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. О.Н.Лиманская
Творческий центр "Сфера", Москва 2009
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000933
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf