Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ч» |
пт., 03.04.2015 |
Автор:
Велижанина Елена Олеговна,
воспитатель
МАДОУ детский сад №165
Цель: Способствовать развитию звукобуквенного анализа; закрепить умение определять место звука в слове; составлять слова из букв; отгадывать загадки; развивать графические навыки; совершенствовать навык чтения, выразительность речи; формировать интерес к учебной деятельности.
Оборудование: «Волшебный сундучок», карточки со словами; картинки; магнитная азбука; карточки-схемы; листы для индивидуальной работы; простые карандаши.
Ход:
- Сегодня я предлагаю вам поиграть с «Волшебным сундучком». Чтобы сундучок открылся надо выразительно сказать:
«Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок»,
достать карточку, прочитать слово и повторить его ласково.
(Дети читают и изменяют слова).
- Какой звук чаще всего повторялся в нашей игре с сундучком? (Ч)
- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный; глухой; мягкий).
- Сегодня он у нас в гостях. Как и все звуки, он любит прятаться в словах.
Назовите слова со звуком «Ч», определите его позицию в слове.
(чайник; туча; ночь; ручка; пчела; черепаха; мяч; врач; чашка … )
- Хотите еще заглянуть в «Волшебный сундучок»?
- Повторите слова: «Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок».
(Воспитатель достает карточку со словами):
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет.
Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?
- Ваши помощники – первые звуки слов. Из них составьте слово.
(на доске картинки: кот, лиса, юла, чайник)
– Составьте звуковую схему слова КЛЮЧ.
- Сколько звуков в слове? Сколько гласных, согласных звуков? Назовите твердый согласный звук, мягкие согласные. Сколько в слове слогов?
- Где в этом слове стоит звук «Ч»? Кто найдет букву, которой мы обозначим звук «Ч»? На что похожа буква?
Ч – вы правильно решили –
Пишут так же, как четыре.
Только с цифрою, друзья,
Путать букву нам нельзя.
- Найдите все буквы Ч на своих листах.
(Дети обводят в кружок все буквы «Ч»)
Ч О И Б Ч Р К Т С Л Б
Ц Ч Р Д И Ч К М Е Д Ч
Р В А Ь Ч Ю Н А И Ч У
Ф Э П У Ч Ы Й Л А В З
Физкультминутка: «Часы».
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
(Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час?
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачиваются как маятники)
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Наклоняют голову от плеча к плечу).
- Заглянем в «Волшебный сундучок», интересно, какую еще игру он нам предложит?
(Дети повторяют слова: «Сундучок … »,
воспитатель достает карточку со словами):
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
А когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
- Помогите буквам встать на свои места:
Ч3 А4 Т1 У2 ; К5 Ч3 И4 М1 Я2 ; Ч1 Ы4 А2 С3
- Придумайте предложение с этими словами.
- Попросим наш сундучок еще с нами поиграть?
(Дети повторяют слова: «Сундучок … »,
воспитатель достает карточку со словами):
Есть перекрестки особого вида:
Их образуют дороги-слова.
Захочешь по ним прогуляться без гида –
Не ноги готовь, тут нужна голова.
- Отгадайте загадки, а отгадки напишите в клеточках кроссворда.
По горизонтали
1.Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.
(Часы)
2. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется.
(Туча)
по вертикали:
1. Из горящего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)
Разгадайте кроссворд:
- С какой буквой познакомились?
- Кто знает веселые стихи, скороговорки, считалки в которых встречается звук «Ч».
(Дети рассказывают стихи).
Используемая литература:
Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 384 с.
Хлебовец Л. Н. Кроссворды – смешинки в стихах и картинках. – Ми.: Элайда, 1999. – 144 с.
Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников». – М.: Издат-во «АКАЛИС», 1996. – 80 с.
Программа:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е Вераксы. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.
Интернет-ресурсы:
- http://www.babyblog.ru/user/id835023/51449
- http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-bukvu-ch
- http://festival.1september.ru/articles/605603/
- http://www.myshared.ru/slide/88906/
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf