Звуки [г – г’] и буква Гг

  чт., 30.09.2021

Автор-составитель:

Рашидова Зулетта Айгазиевна

воспитатель

МБДОУ "ДС "Ёлочка" г. Тарко-Сале ЯНАО

Цель: Ознакомить со звуком [г – г’]; уточнить артикуляцию звуков [г - г’].

Задачи: учить детей дифференцировать звуки [г – к] в словах; обучить составлению сложноподчиненных предложений; ознакомить с буквой Гг; закреплять образы букв.

Оборудование: зеркала, панно букв, картинки с изображением птиц, подставки из настольного театра, кормушка, наборное полотно, набор картинок, счетные палочки, корм для птиц; заготовки с цепочкой букв на каждого ребенка, цветные карандаши.

          Ход занятия

I.            1. Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки [к – к`]).

Вы помните, какие это звуки, как они называются?  (Согласные – твердый и мягкий). Почему они называются согласными звуками?  (Потому что их нельзя пропеть голосом, они не поются.)

Воспитатель выставляет на наборное полотно следующие картинки: кепка, морковь, кекс, кошка, санки. Предлагает детям с помощью этих картинок закончить предложения:

     На голове у клоуна клетчатая ….(кепка)

     Повар готовит салат из … (моркови)

     Катя испекла вкусный … (кекс)

     Мышку ловит …(кошка)

     Дети на горку взяли лыжи и … (санки)

Ребята, а давайте вспомним как мы делим слова на слоги. (Хлопками, сколько хлопков, столько и слогов) и попробуем определить количество слогов в словах изображенных на картинках

           2.Детям дается задание определить количество слогов в словах, изображенных на картинках.

      II.            Ребята, а кто мне скажет какое время года на улице? (Зима) А зимой как живется птицам? (Тяжело, потому что на улице холодно, сильные морозы, еды очень мало.) Ну а мы с вами какую помощь оказываем птицам? (Делаем кормушки и сыплем туда корм для птиц.)

1.Воспитатель вывешивает кормушку, изготовленную заранее. Сыплет крошки, приговаривая (выделяет голосом слова со звуком [г]):

              Голодно, холодно,                  Полны у нас горсти!

              Галки, воробьи?                       Клюйте, гостюйте,

              Голодно, голуби –                   Не пугайтесь, клюйте!

              Гуленьки мои?                         Гуль –гуль –гуль!

              Прилетайте в гости,

 - Ребята, какой звук в этом стихотворении я выделяла голосом?

(звук [г].)

 Меня услышали зимующие птицы. Посмотрите вот они (педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением птиц, вырезанные по контуру: галка, голубь, снегирь, сорока, синичка, воробей).

Птицы осматриваются, боясь опасности. И пока они наблюдают, мы с вами поговорим о новых звуках [г -г’], с которым нам предстоит встретиться.

  Артикуляция звуков.

Дети анализируют артикуляцию звуков [г –г`]

              - губы в улыбке

              - язык за нижними зубами

              - рукой ощущаем теплый воздух

Положим на горло руку почувствуем дрожит горлышко или нет (дрожит), значит звук [г] звонкий.

А давайте мы с вами споем этот звук - звук не поется. Значит звук проходя через рот встречает на своем пути преграду. И значит звук

[г] твердый согласный и обозначается синим цветом. Но знаете ребята, у звука [г] есть братец [г`] – мягкий согласный и обозначается зеленым цветом. (А гласных можно пропеть голосом.)

Смотрите ребята, пока мы с вами знакомились со звуками [г –г`] наши птицы проголодались. И я вам предлагаю накормить птиц

III.            1.На нашу кормушку первыми прилетят птицы, в названии которых есть звуки [г -г’]. Как вы думаете, кто это? (Галка, голубь, снегирь.)

Дети выставляют картинки на кормушку на подставках (можно использовать).

- Затем прилетят птицы, в названиях которых есть звук [к], назовите их (сорока, синичка, воробушек).

   Они увидели в кормушке разнообразный корм, на любой вкус: гречку, хлебные крошки, геркулес, ягоды, семечки, колбасу (показывает воспитатель).

   Снегирь выбрал корм со звуком [г] в середине слова. Что выбрал снегирь? (Ягоды.)

    Голубь выбрал корм со звуком [г’] в начале слова. Это слово состоит из трех слогов. Найдите его. (Геркулес.)

  Галка долго думала и выбрала корм со звуком [г] в начале слова. Это слово состоит из двух слогов. Найдите слово. (Гречка.)

   Воробей с удовольствием стал клевать спелые ….. (семечки).

    Синичка занялась …..(колбасой).

    А сороке достались хлебные ….. (крошки).

2.Составление сложноподчиненных предложений. Дети вспоминают, что выбрали себе птицы, и по образцу педагога составляют предложения.

      Образец: Снегирь клюет ягоды потому что они спелые.

Предполагаемые предложения:

     Голубь клюет геркулес, потому что он полезный.

     Галка клюет гречку, потому что она вкусная.

     Воробушек клюет семечки, потому что они аппетитные.

     Синичка клюет колбасу, потому что она свежая.

     Сорока клюет крошки, потому что они мягкие.

  - Давайте не будем мешать нашим птицам. Пусть они спокойно обедают.

  IV.            1.Знакомство с буквой Гг.

- А мы с вами познакомимся с буквой, которая соответствует звукам

 [г -г’]. Это буква Гг. Показ буквы и размещение ее на панно по адресу: третий этаж (третий ряд с низу), квартира №3 (третья клетка слева).

                                   «Г» стоит как великан.

                                    Буква Г – подъемный кран.

2.Закрепление образов букв.

Воспитатель предлагает детям цепочку букв:  ГОДгУГКАБКФкГИПК

Необходимо:

       обвести синим карандашом все буквы, обозначающие звуки [г-г’];

       зачеркнуть коричневым карандашом все буквы, обозначающие гласные звуки;

       назвать какие звуки обозначают оставшиеся в цепочке буквы.

Итог занятия

Публикация автора в 2016 году http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index.php?n=58543

ЗВУКИ Г И Ги.jpg (807.98 КБ)

Свидетельство о публикации в СМИ  скачать  >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 1027
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.