«Гласные звуки, буквы А и Я» |
вс., 22.10.2017 |
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Автор - составитель:
Бойко Ольга Николаевна,
воспитатель детского сада "Тополек" п.Демьянка
– филиал МАУ ДО "Детский сад Солнышко" п.Туртас
Уватского муниципального района
Задачи:
1.Дать понятия "Звук" и "Буква"
2. Познакомить детей с гласными звуками, буквами «А, а» и «Я, я».
3.Закрепить умение выделять звук в словах.
4. Развивать фонематический слух
5.Учить детей изменению силы и высоты голоса.
6. Развивать умение выполнять звуковой анализ слов.
7. Закрепить артикуляцию и правильное произношение.
Ход:
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышно. Что это? (звук)
- Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Их очень много и они все разные.
- А какие звуки вы знаете? (ответы детей)
- Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья.
- Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. Эти звуки не всегда приятны.
- А есть звуки очень приятные: это звуки музыки. Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.
- Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
- Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки.
«Гласные звуки - поют, не встречают преград.
Дети пропевают звуки А,О,У,Э,Ы
Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка» (дети повторяют хором и по одному).
Воспитатель называет звук, дети его произносят, говорят, какая преграда есть у звуков Б, Ф, З, Ш,К,Н,
- Как же можно отличиь гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:
Гласные тянутся песенкой звонкой
И - и - и - и.
А - Могут заплакать и застонать:
О - о - о - у - у - у.
Могут качать в колыбели Аленку:
А - а - а - а.
Могут, как эхо, в лесу закричать:
Ау! АУ! Ау!
Могут летать высоко в синеву:
А, о, у, и, э, ы.
Не желают свистеть и ворчать.
Воспитатель: Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные буквы [а, о, у, э, ы, и, е, ю, я]. Сколько их? (гласных букв 10.
- Сегодня мы познакомимся с первыми буквами.
Знакомство с буквой А
«А» - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
или
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Соотношение звука с буквой.
- Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А. Буква А – первая буква алфавита.
- Речь бывает устной, когда мы говорим, и письменной, когда мы пишем. Когда мы говорим, то мы произносим звуки, пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков.
Буквы, обозначающие гласные звуки обозначаются красным цветом. Давайте назовем эти буквы (звуки находятся на доске, воспитатель показывает и называет их вместе с детьми).
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. И напишем букву А в воздухе. Поем звук А (тихо, громко).
И еще одна буква, с которой мы познакомимся, но прежде отгадаем загадку:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко) - на какой звук начинается слово?
Эта буква удивительная, она обозначает целое слово.
Скажет буква про себя:
«Посмотрите, это Я»
Я – Ольга Николаевна, и каждый может сказать о себе, используя букву Я.
Буква Я всегда была:
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!
- Буква Я – последняя буква алфавита.
- На что похожа буква Я? (ответы детей).
А теперь давайте напишем букву Я в воздухе.
Игра «Ловим звук»
- Если услышите звук «А», то хлопните в ладоши, звук «Я», топните ногой.
А О Б И Я И Р А И О Я А Э О И Я Э А А Э С Я И О Я О Э Д А Э О Я А И Я А
Игра «Назови звук в начале слова»
- Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да).
- Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).
Арбуз, автомат, яблоко, ананас, аист, якорь, яблоня, аист, яма, апельсин и т.д.
Физкультминутка
Игра: « Гласные звуки» (дети встали, закрыли глаза)
Открываем мы глаза,
Вдох - и долго тянем: "А - а - а - а..."
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " О - о - о - о"
Днем по горкам ездим мы: " Ы - ы - ы - ы".
Ночью смотрим на звезду,
Сверху вниз слетаем "У - у - у - у".
Игра «Назови гласный звук и найди его место»
Предметные картинки: дом, дым, лук, рак, мак, кит, сыр. Дети выполняют буквенный анализ у доски и самостоятельно за столом.
Задание «Угадай, каких звуков больше».
Я буду читать стихотворение, а вы, ребята, внимательно слушайте и постарайтесь сказать, какой из звуков встречается чаще и в каких словах.
А-а-а,— заплакала Аленка.
На-а-а,— сказала ей сестренка.
Алый цветик подняла
И Аленушке дала.
(чаще встречается звук [а], он гласный)
Воспитатель: Давайте попробуем поиграть с «хитрыми» словами.
Игра «Хитрые слова».
Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — … («низко»),
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — … («близко»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай — … («конец»).
Рефлексия:
Воспитатель:- Вот и наше занятие подходит к концу. Скажите, ребята, с какими буквами мы сегодня познакомились? (с буквой А и Я)
- Какие бывают звуки? (звуки природы, предметов, музыки и звуки речи).
- На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)
- Сколько гласных букв? (гласных букв 10)
- Как произносятся гласные звуки? (их можно петь)
- Назовите гласные буквы.
- Чем звук отличается от буквы?(звук мы слышим, а буквы пишем).
Список литературы:
1.Н.В.Варенцова «Обучение дошкольников грамоте»
2.Е.А.Алябьева «Учим русский язык»
3.В.А.Егупова, С.В.Пятак «Учимся читать по слогам»
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004459
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf