Конспект ИОД в старшей группе «В гостях у русской избы»

  сб., 25.04.2015

Автор:

Гноевая Анна Сергеевна,

воспитатель

МБДОУ "Улыбка" города Ноябрьска

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Образовательные задачи:

-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.

 - расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;

 - активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.

Развивающие задачи:

-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

 -развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

-развитие продуктивной деятельности через рисование, лепку.

- закреплять умение использовать разные приемы лепки, рисования. Воспитательные задачи:

-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

-продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность, аккуратность при работе с изо- материалами;

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие».

- «Речевое развитие».

- «Художественно-эстетическое развитие».

- «Социально-коммуникативное развитие».

- «Физическое развитие».

Словарная работа: лапти, печь, коврик вязаный, каравай, русская изба.

Материал и оборудование: магнитофон, аудиозапись русских народных мелодий:  «Во поле берёза стояла»,  «Русские народные песни для детей», «Музыкальный фольклор для детей» дна CD диске, печь, каравай. Предметы быта: лапти, полотенца вышитые, вязаные дорожки, горшки, прялка, платки, сарафаны, рубахи.

Раздаточный материал: альбомные листы, цветные карандаши , пластилин, дощечки, салфетки, стеки, клеенки.

Предварительная работа:

-посещение музея «Русская Изба».

-беседа с детьми на тему:  «Русский народный быт».

-рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный костюм»,

-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»,

-слушание народных мелодий.

-чтение стихотворений ,загадок, пословиц ,шуток-прибауток.

-заучивание пословиц, шуток-прибауток, поговорки,

-чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины.

-рисование предметов русского быта.

-разучивание русских народных песен.

Ход:

Звучит русская народная мелодия, дети входят в русских костюмах в центр «Русская изба». Хозяйка (воспитатель) в русском народном сарафане встречает гостей (детей).

Хозяйка: Русь деревянная- края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные.

Раздолье русские песни поют.

-Здравствуйте гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад!

Дети: Отвечают на приветствие пословицами:

-Много гостей, много и новостей.

-Что есть в печи - на стол мечи!

-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Хозяйка: В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли посиделками.

Дорогие наши гости просим вас осмотреть нашу русскую избу.

Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках?»

Дети: Рассматривают русскую избу и находят предметы.

Полотенце – отмечают, что оно вышито.

Лапти, корзины - плетенные.

Коврик- вязаный.

Каравай- испечен в печи.

Хозяйка предлагает полюбоваться этими предметами и приглашает на русские посиделки.

Хозяйка: Дорогие наши гости, а вы знаете шутки-прибаутки

Порадуйте меня.

Дети: Читают шутки-прибаутки:

1.Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

2. Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

3. Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

Хозяюшка: Издавна русский народ славиться своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.

Дети: Читают пословицы.

1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2.Кто не работает, тот и не ест. 

3.Рабочие руки не знают скуки.

4.Сделал дело - гуляй смело.

5.Пока есть силы, трудись, на старости будет на что жить. 

6.Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

7.Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться. 
8.Была бы охота - заладится всякая работа. 

(Попросить детей объяснить какую-либо пословицу).

Игра «Подбери слово».

Кончил дело – гуляй …(смело)

Кто(спешит)… тот людей смешит.

Меньше слов, да больше…(дела)

Без печи холодно, без хлеба…(голодно)

Не будет хлеба, не будет и…(обеда)

Хозяюшка: Какие вы молодцы! Ребята, а вы знаете, что самое главное в деревенской избе - это печь. Русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты, пекли пироги. Не зря в старину говорили:

«Печь нам -мать родная».

«У печи все красное лето».

Ребята отгадайте мои загадки про печь?(хозяйка загадывает загадки гостям)

1.Шуба в избе, рукав на улице?».

(печь)

2.Стоит изба из кирпича.

То холодна, то горяча.

Накормишь- живет,

Напоишь- умрет».(печь)

3. В избе – изба,

На избе – труба.

Зашумело в избе, Загудело в трубе.

 Видит пламя народ, А тушить не идет.

(печь)

4.Попало наше тесто

 В горячее место.

 Попало – Не пропало,

 Румяной булкой стало.

(печка)

А для вас гости мои дорогие есть угощенье, которое испекла наша печь.

(Хозяюшка выносит каравай).

«Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.»

Дети садятся за столы и угощаются караваем. Звучит  русская народная мелодия.

Хозяйка: На Руси ,русский народ играл в разные народные подвижные, хороводные игры. Не пора ли нам отдохнуть и поиграть.

Хоровод: «Каравай»

Встав в  круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки

печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький. Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т. д.

Хозяюшка: А теперь ребята, я предлагаю вам нарисовать или слепить угощенье которые вы бы испекли в нашей печке.

Дети: Приступают к самостоятельной творческой деятельности.

Хозяюшка: А в конце вашей работы мы сделаем выставку ваших работ.

По окончании работы детей, оформляется выставка. На которую, можно пригласить родителей. Отметить лучшие работы.

 

Литература:

1.Сборник «Пословиц и поговорок».

2. С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. 

3. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры .

4.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов.

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/550166/

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstvenoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-rus-derevjanaja.html

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 8992
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.