Конспект НОД «Наше любимое село Ларьяк»

  пн., 24.11.2014

Автор:

Вайсалова Юлия Владиславовна,

воспитатель первой категории,

педагогический стаж  22 года

МБОУ «Ларьякская ОСШ»

дошкольное образование

Программное содержание: Выявить и систематизировать знания детей о родном селе, богатствах нашего края, о жизни и занятиях жителей. Воспитывать любовь к селу, гордость. Воспитывать интерес к истории родного села. Продолжать учить выразительно, рассказывать стихи о селе Ларьяк. Воспитывать внимание, интерес.

Ход занятия:

Воспитатель: У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть ещё самое дорогое – это Родина. Давайте вместе подумаем, что обозначает слово – Родина?

 Дети: (рассуждения).

Воспитатель: Место, где родился человек, - (город, село), где вы живите, где проходит ваше детство – называют малой родиной. - Ребята, как называется село, в котором мы живем? Район? Область? Округ? Страна? (ответы детей) Дети, называя (район, округ, страну) – показывают флаги.

Воспитатель: Село Ларьяк – переводится (с хант., языка) «соровые люди». - Ребята, а как по-другому еще переводится название села Ларьяк? (с хан., языка).

Дети: «Люди, живущие на болоте (острове»  или «народ с заливных лугов». Воспитатель: Село образовалось много лет назад в 1760  году (сейчас уже 254  года селу Ларьяк). На сегодняйший день население села составляет 1059 человек (вдумайтесь ребята, какое это большое число). Обратите ребята внимание на карту Нижневартовского района. - Кто из вас может найти на карте и показать село Ларьяк? (Показ ребенком) - На каком берегу реки расположен Ларьяк?

 Дети: На реке Вах.

Воспитатель: Правильно ребята на реке Вах (воспитатель обращает внимание детей на карту). - Посмотрите, пожалуйста, река Вах – это очень длинная река (ее длина составляет 964 км), течет среди заболоченной тайги. - А как вы думаете, за счет чего происходит питание реки (чем питается река)? Ответы детей: - Правильно ребята, питание реки снеговое и дождевое. «Вах» - переводится (с языка коренных жителей) – дедушка, отец, кормилец. Стихотворение: (рассказывается ребенком).

Тайги, накинув покрывало, Таинственный и древний Вах.

Течет светло и величаво… В тайге жемчужина – Ларьяк.

 Село в тайге не затерялось: Похорошело, засияло Мое таежное село.

 Как хорошо окинуть взором Запруды, плесы и луга.

Кругом бескрайние просторы. Кругом кормилица – тайга.

Здесь пенье птиц неумолкает, Ласкают речки берега.

Ларьяк вас в гости приглашает! Всегда вам рады – «Тыхг – Юга».

 Энеиса Леонтьевна Пилецкая.

Воспитатель: - Ребята, а как в переводе с хант.яз. переводится «Тыхг – Юга».

Дети: Добро пожаловать!

Воспитатель: Правильно ребята. Наше село всегда очень радо гостям. ( Гостеприимное). - Ребята, а какие еще на карте мы видим, расположены города, села, находящиеся в Нижневартовском районе.

Дети: Мегион, Лангепас, Нижневартовск, село Корлики.

 Воспитатель: Испокон веков  Вах является источником жизни. Почему?

Дети: потому, что река богата рыбой

Воспитатель: - Какая рыба водится в реке Вах?

Дети Щука, окунь, налим, язь, карась и т.д.

 Воспитатель: Вот ребята я и проверю, как хорошо вы знаете рыб. Выходите все ко мне поиграем в игру «Ты на рыбу посмотри».

Правила игры: барабан со стрелкой; разложены карточки с рыбами. Дети берутся за руки идут вокруг стола, говоря слова:

СТРЕЛКА, СТРЕЛКА, ПОКРУЖИ, НА КАРТИНКИ ПОСМОТРИ, ПОКАЖИКА НАМ БЫСТРЕЕ: КАКАЯ ИЗ НИХ ТЕБЕ МИЛЕЕ? СТОП! Стрелка останавливается, и воспитатель, обращается к ребенку, который стоит рядом с тем сектором, на который указывает стрелка говорит

- Ты на рыбу посмотри и название скажи. Ребенок берет картинку с изображением рыбы и показывает всем детям, говоря название.

Воспитатель задает вопрос: - Если эту рыбу посолить, то какая она? (соленая) - вяленая - сушеная - копченая - жареная. На разные карточки с рыбами.  После игры дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, люди каких национальностей живут и работают в нашем селе?

Дети: татары, башкиры, русские, ханты, манси и т. д.

Воспитатель: - Люди, каких национальностей являются коренными жителями Сибири?

Дети: Ханты, манси.

Воспитатель: Как называется жилище ханты?

 Дети: Чум

Воспитатель: Каких животных используют ханты для езды?

Дети: Оленей, собак.

Воспитатель: Какими животными богат наш край?

Дети: Соболь, норка, белка, и т.д. Игра с карточками (животные севера) Воспитатель: А сейчас, ребята скажите - Как называется шуба из норки? (норковая). - Шапка из белки? (беличья). - Шапка из соболя? (соболья, соболиная). - Воротник из лисы? (лисий).

 Воспитатель: Ребята давайте сделаем большой круг и поиграем в игру «Назови улицу, где ты живешь?» (Домашний адрес). Дети, передавая мяч, называют улицы села: - Набережная, Осипенко, Титова и т. д. После игры возвращаются на свои места.

Воспитатель: Ребята, кроме  жилых домов, в которых мы с вами живем, в нашем селе много других зданий. Вот сейчас отгадывая загадки, догадайтесь, о чем идет речь.

  • Стоит дом Кто в него войдет, Тот ум приобретет Что это? (ШКОЛА).
  • Здесь взлетают по минутам Вертолеты друг за другом. Чтобы нам везде успеть, Нужно сесть и полететь. (АЭРОПОРТ).
  • Знают взрослые и дети: Если кто – то заболеет. Приходит он туда – Покупает он таблетки, Витамины и шприцы. Чтобы поправится скорее, Что же это назови! (Аптека).
  • Там доктор у постели сидит. И как лечится, он всем говорит. Кто болен – он капли предложит принять. Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Больница).
  • Отгадать легко и быстро: Хлеб пекут там мягкий, пышный. Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый? (Пекарня).
  • Принесут оттуда – газеты, письма, журналы. Вообщем – вести и спустит в дом из жести (Почта).
  • Что за чудо книжкин дом. У каждой книжки место в нем (Библиотека).
  • Школы – младший брат (Детский сад).

Воспитатель: Никогда ребята жители нашего села не забудут тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков. В благодарность и в память о погибших в нашем селе возведен памятник в парке (сельского дома культуры). Никогда мы не забудем обо всех погибших на войне! (показ фотографий).

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, люди каких профессий живут в нашем селе? Кем работают ваши родители?

 Дети: Повар, продавец, бухгалтер и т.д.

Воспитатель: - Ребята, каким видом транспорта можно добраться в наше село?

Дети: Вертолет, самолет АН – 2. (воздушный транспорт),  на теплоходе «Заря», баржа (водный транспорт),  машине, автобусе (наземный пассажирский транспорт или автотранспорт).

Воспитатель: Ребята, а какими красивыми словами, вы бы могли описать наше село.

Дети: Красивое, уютное, доброе и т.д.

Воспитатель: Ребята о богатствах нашего края, о красоте природы – много написано стихов, рассказов, такими поэтами, писателями как: Б. Калмаков, Е.Айпин, Юван Шесталов, Л.А.Кошиль, В.А. Мазин. И вот сегодня мы послушаем стихотворение В.А.Мазина, Который тоже родился и вырос в селе Ларьяк.

Чтение стихотворения ребенком.

Хороши Ларьякские дорожки, По краям крапива, лебеда,

 На ветвях березовых, тянутся к блестящим проводам.

 От метеостанции до школы Кедры хвоей тихо шелестят.

 Не стареет мой Ларьяк веселый, Он всегда, как малое дитя..!

1978 г.

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете выражение «Ларьяк - малое дитя…»

Дети: Село молодое, никогда не стареет.

Воспитатель: - С каждым годом хорошеет наше село  Ларьяк, становится все красивее, уютнее. Заботится об этом глава сельского поселения Ларьяк.

- Ребята, кто знает, как зовут главу с/п. Ларьяк?

Дети: Звезда Евгений Эрнестович. (Показ фотографии).

Воспитатель: Мы все должны гордиться и любить наше село. Ведь мы все живем в нем и являемся «одной дружной семьей». В нашем селе открыт монумент «Воссоединение нефтяников, геологов с коренными жителями Сибири».

Авторы: Архитектор С.Н.Лесков.

Скульптор Г.П.Вострецов.

 (показ монумента).

 Воспитатель: - Ребята, как называются люди, которые живут в одном селе? Дети: Односельчане, земляки.

Воспитатель: - Многие из вас навсегда останутся здесь жить, будут работать. И я надеюсь, что у вас всегда останутся самые теплые воспоминания о селе, о вашей малой родине.

 

ЛЮБИТЕ, ГОРДИТЕСЬ, БЕРЕГИТЕ – СЕЛО ЛАРЬЯК!!!

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 3816
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.