Тематическое занятие в подготовительной группе, посвящённое дню Защитника Отечества: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» (путешествие в историю) |
сб., 30.06.2012 |
Автор:
Медведева Елена Геннадиевна,
воспитатель
МАДОУ центр развития ребёнка -
детский сад № 166 города Тюмени
Программное содержание: углублять знания детей о Российской армии: знакомить с разными родами войск (сухопутными, воздушными, морскими), боевой техникой (танками, самолётами, кораблями, бронетранспортёрами). Расширять знания о воинах разных эпох (15 – 17 века): богатырях, гусарах, мушкетёрах. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, любить и защищать свою Родину. Воспитывать у девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Продолжать работу по обогащению словаря.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова «венгерка», «дуэль».
Материал и оборудование: костюмы и оружие богатырей, гусаров, мушкетёров. Репродукция В.Васнецова «Богатыри». Ноутбук, песочные часы. Игра «Вооружи богатыря». Макеты – панорама, игрушки - военная техника, солдатики. Изображение пейзажа на ватмане для игры, бумажные солдатики, богатыри, гусары, мушкетёры, клей. Флаги разных родов войск.
Предварительная работа: рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри». Знакомство с былинными богатырями, чтение сказок и былин: «Илья Муромец и Соловей - разбойник»; «Добрыня и Змей»; «Садко». Рассматривание иллюстраций с разными родами войск, техникой, вооружением. Изготовление боевой техники руками детей. Стенгазета с фотографиями ребенка с папой и рассказа о папе. Изготовление подарков для пап к празднику. Рассматривание и обыгрывание макетов «вооружённые силы»; чтение энциклопедий и художественной литературы о современных солдатах: ( К.Паустовский «Стальное колечко»; С.Георгиевская «Галина мама»; Л.Кассиль «Твои защитники»; «Прямой наводкой»; «Сапёры»; Ю.Левин «Комбат»; В.Захаров «Я живу на границе»; С.Алексеев «Рассказы о Суворове» и др).
Работа с родителями. Изготовление макетов: «граница»; «аэродром»; «моря – океаны»; «танковая дивизия». Изображение рисунков, посвященных теме «День Защитника Отечества».
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, кто сможет сказать, какой приближается праздник?
Вам хотелось бы вам узнать о воинах древних времён?
А где можно о них узнать? (в музеях, выставках, галереях, библиотеках…)
Я вам предлагаю совершить путешествие во времени, отправиться в прошлое и познакомиться с воинами разных времён.
Мы отправимся при помощи современной техники, у меня есть ноутбук - времени, который переместит нас в пространстве, и часы, которые отмерят наше пребывание в прошлом.
Воспитатель. Вы согласны отправиться в путешествие?
Но, у меня есть одно условие: помните, вести себя достойно, чтобы не потеряться во времени.
Выберем считалкой того, кто сможет управлять ноутбуком – времени.
Аты – баты шли солдаты…
Готовы?
И так, становитесь в круг, обнимите друг друга за плечи, (ребёнок с ноутбуком становится в центр, включает его), вместе скажем волшебные слова: «Кручу, верчу, в прошлое попасть хочу!»
Воспитатель. Ребята, посмотрите, куда мы попали? Это настоящий музей истории древних воинов, здесь разместились экспонаты богатырей.
Посмотрите, какие отличительные особенности одежды были у богатырей?
(кольчуга – воинский доспех в виде
рубашки из металлических колец;
шлем – воинский головной убор из металла;
поножи – металлическая защита на ногах)
А какое вооружение было у древних воинов? (щит, меч, булава, лук со стрелами, копьё, кинжал, палица – дубинка из металла)
- Как передвигались богатыри? (богатырский конь)
- Война была не всё время, а чем же они занимались? (ответы детей).
- Как вы думаете, любили ли богатыри свою Родину, свою землю?
- В чем это выражалось?
Воспитатель: Ребята в музее есть картина. Кто назовёт имя художника и название произведения? (В.Васнецов «Богатыри»). Что можно сказать о картине? (стоят на страже Руси). И ещё с жизнью можно познакомиться в живописи.
А вы знаете, что в древней Руси в палатах князя Владимира богатырей рассаживали за прямоугольным столом. Устраивали пиры и обсуждали проблемы государства. А вот в Англии богатырей называли – рыцари, и при правлении короля Артура они собирались за круглым столом и были равны между собой.
- Так выходит, вы знаете о богатырях всё?
- Тогда, предлагаю вам поиграть в игру.
«Вооружи богатыря»
Детям на выбор предлагается оружие разных воинов, инструменты, команда мальчиков вооружает богатырей (девочки оценивают их работу).
Воспитатель. Ребята, посмотрите на часы, нам пора перемещаться в следующую эпоху.
Включаем ноутбук – времени, становимся в круг и говорим волшебные слова:
«Кручу, верчу, в другое время попасть хочу».
Воспитатель. А здесь нас встречают ГУСАРЫ. В этом историческом музее нас ждёт настоящий экскурсовод, знаток гусарских дел (ребёнок), который расскажет нам о гусарах, а мы внимательно послушаем.
Рассказ ребенка - экскурсовода:
ГУСАРЫ - род кавалерийских войск. Возникли в Венгрии при правлении короля Матвея Коврина в конце 15 века. Затем гусары распространились и в армиях других стран.
Венгерское происхождение нашло отражение в форме, есть особенности венгерского национального костюма.
Венгерка или доломан – куртка со шнурами.
Ментик – короткая куртка, обшитая мехом.
Кивер или меховая шапка с султаном, а в ней был потайной карман.
Чакчиры – рейтузы, расшитые шнуром.
Кушак – пояс.
Низкие сапоги со шпорами.
Вооружены были гусары саблей, карабином, пистолетом.
Задачами гусарской кавалерии была разведка, действие в тылу врага, если враг бежал, в дело вступали гусары – захватывали пленных, обозы, оружие.
Внимание вопрос: Могли ли гусары вести открытый бой? (ответы детей).
Воспитатель. Спасибо экскурсоводу.
В.Ребята, мы слышали несколько новых слов. Предлагаю вам запомнить слово «венгерка». Что же это такое - это куртка со шнурами. Разделитесь на пары и шёпотом на ушко скажите друг другу это слово. Запомните его.
Воспитатель. Наше время зовёт нас в другую эпоху. Становитесь в круг, ребёнок с ноутбуком в середину. Включай ноутбук времени, а мы скажем волшебные слова:
«Кручу, верчу, в другое время попасть хочу».
Воспитатель. А в этой эпохе мы познакомимся со знаменитыми воинами, храбрецами и дуэлянтами, которые сокрушали врагов – МУШКЕТЁРАМИ.
Нас встречает историк (имя) который, расскажет о мушкетёров.
Ребёнок.
Мушкетёрами их назвали так, потому что солдат был вооружён мушкетом. Были у них шпаги, длинный кинжал - дага. Одеты были мушкетёры в короткий плащ – который назывался казакин. А цвет плаща, являлся знаком отличия каждой роты – (серая, синяя и красная).
Широкополая шляпа со страусиным пером, которую мушкетёры снимали перед дамами, склонив голову.
В эти времена были популярны дуэли. Что это такое? Это поединок на смертельном оружии с секундантами, которые следили за соблюдением правил.
На дуэль вызывали за оскорбление чести.
Воспитатель. Спасибо историку.
В этом историческом промежутке времени мы тоже услышали новые слова. Слово «дуэль», а это что значит? Разделитесь на пары и шёпотом на ушко скажите их друг другу это слово.
Воспитатель. Нам много известно о гусарах и мушкетёрах предлагаю поиграть в игру: «Одень гусара и мушкетёра». Мальчики оденут гусара, а девочки мушкетёра. (дети надевают элементы костюмов, демонстрируют их.)
Ребята посмотрите на часы, наше время истекло и нам пора возвращаться обратно. И сравнить воинов других веков с нашими современными вооружёнными силами.
Воспитатель. Мы с вами побывали в разных эпохах, узнали о них новое, а что мы знаем о нашей современной армии?
А вы знаете, что был такой на Руси император Петр 1. (Пётр Алексеевич Романов). Он способствовал развитию армии и флота? Сам Пётр 1 очень любил учить, и открыл учебные заведения по военному делу в Москве и Санкт-Петербурге. Армия стала лучше вооружаться и за короткий период времени одерживала крупные победы. А ещё Пётр 1 ввел воинские звания, учредил ордена и медали.
Воспитатель. Предлагаю вам рассмотреть нашу панораму.
Ребята, в нашем современном мире, какие существуют рода войск?
Чем они отличаются друг от друга? (формой, занятием, вооружением, техникой)
- Точно! Значит, есть войска сухопутные, морские, воздушные.
- По какому признаку можно определить род войск? (знак отличия, по флагу)
Предлагаю вам игру «Расставьте флаги в соответствии с родом войск»
Воспитатель. Предлагаю вам поиграть: Д/и «подберите слова», характеризующие воина?
Мы тоже постараемся воспитать в себе эти качества, особенно мальчики.
Воспитатель. Ребята, у нас есть пейзажа, а хотите разместить солдатиков на нём? И вспомнить в каких периодах мы были и с какими воинами познакомились.
ИГРА: «Размести воина в своём времени».
ПРАВИЛА: дети делятся на две команды: мальчики и девочки. Разместите солдата в свой период времени, работать быстро и тихо, чтобы команда соперников вас не подслушала. Выбирают один плакат с изображением окрестности и наклеивают солдатиков.
В процессе игры, закрепляем новые слова.
Друзья, имея такую сильную армию, мы сможем всегда жить в мире.
Но, какое бы ни было вооружение, хочется, что бы оно ни когда не разрушало города и не губило людей.
Послушайте стихотворение Н.Найдёнова
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат.
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубиться дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают не к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Воспитатель. У нас в группе тоже есть мальчики, будущие защитники Родины, и нам хотелось бы поздравить их с этим праздником.
Девочки подарите нашим мальчикам поздравительные открытки.
Воспитатель. Отряд! Стройся! Смирно! Под звуки марша, шагом марш!
Используемая литература
- Г.Я. Затулина. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Москва пед. общество России 2007г. С. 90; 99; 101; 103; 104; 106; 107; 110; 111.
- Н.В.Волчкова. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада»,Воронеж «Учитель» 2006г. с. 112.
- «Развитие речи и творчества дошкольников» Под ред. О.С.Ушаковай,Москва. Т.Ц.Сфера 2007г. с. 75
- О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5 -7 лет»,Москва Т.Ц.Сфера 2007г. с. 189.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf