Тематическое занятие в подготовительной группе, посвящённое дню Защитника Отечества: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» (путешествие в историю)

  сб., 30.06.2012

Автор:

Медведева Елена Геннадиевна,

воспитатель

МАДОУ центр развития ребёнка -

детский сад № 166 города Тюмени

Программное содержание: углублять знания  детей о Российской армии: знакомить с разными родами войск (сухопутными, воздушными, морскими), боевой техникой (танками, самолётами, кораблями, бронетранспортёрами).   Расширять знания о воинах разных эпох (15 – 17 века): богатырях, гусарах, мушкетёрах. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, любить и защищать свою Родину. Воспитывать у девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы  речи. Продолжать работу по обогащению словаря.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова «венгерка», «дуэль».

Материал и оборудование: костюмы и оружие богатырей, гусаров, мушкетёров. Репродукция В.Васнецова «Богатыри». Ноутбук, песочные часы. Игра «Вооружи богатыря». Макеты – панорама, игрушки - военная техника, солдатики. Изображение пейзажа на ватмане  для игры, бумажные солдатики, богатыри, гусары, мушкетёры, клей. Флаги разных родов войск.

Предварительная работа: рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри». Знакомство с былинными богатырями, чтение сказок и былин: «Илья Муромец и Соловей - разбойник»; «Добрыня и Змей»; «Садко». Рассматривание иллюстраций с разными родами войск, техникой, вооружением. Изготовление боевой техники руками детей. Стенгазета с фотографиями ребенка с папой и рассказа о папе. Изготовление подарков для пап к празднику. Рассматривание  и обыгрывание  макетов «вооружённые силы»;  чтение энциклопедий и художественной литературы о современных солдатах: ( К.Паустовский «Стальное колечко»; С.Георгиевская «Галина мама»; Л.Кассиль «Твои защитники»; «Прямой наводкой»; «Сапёры»; Ю.Левин «Комбат»; В.Захаров «Я живу на границе»; С.Алексеев «Рассказы о Суворове» и др).

Работа с родителями. Изготовление макетов: «граница»; «аэродром»; «моря – океаны»; «танковая дивизия». Изображение рисунков, посвященных теме «День Защитника Отечества».

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, кто сможет сказать, какой приближается праздник?

Вам  хотелось бы вам узнать о воинах древних  времён?

А где можно о них узнать? (в музеях, выставках, галереях, библиотеках…)

Я вам предлагаю совершить путешествие во времени, отправиться в прошлое и познакомиться с воинами разных времён.

Мы отправимся при помощи современной техники, у меня есть ноутбук -  времени, который переместит нас в пространстве, и часы, которые отмерят наше пребывание в прошлом.

Воспитатель. Вы  согласны отправиться в путешествие?

Но, у меня есть одно условие: помните, вести себя достойно, чтобы не потеряться во времени.

Выберем считалкой того, кто сможет управлять ноутбуком – времени.

                  Аты – баты шли солдаты…

Готовы?

И так, становитесь в круг, обнимите друг друга за плечи, (ребёнок с ноутбуком становится в центр, включает его), вместе скажем волшебные слова:  «Кручу, верчу, в прошлое попасть хочу!»

Воспитатель. Ребята, посмотрите, куда мы попали? Это настоящий музей истории древних воинов, здесь разместились экспонаты богатырей.

Посмотрите, какие отличительные особенности одежды были у богатырей?    

                             (кольчуга – воинский доспех в виде

                              рубашки из металлических колец;

                              шлем – воинский головной убор из металла;

                              поножи – металлическая защита на ногах)

А какое вооружение было у древних воинов?  (щит, меч, булава, лук  со стрелами, копьё, кинжал, палица – дубинка из  металла)

- Как передвигались богатыри?  (богатырский конь)

- Война была не всё время, а чем же они занимались? (ответы детей).

- Как вы думаете, любили ли богатыри свою Родину, свою землю?

- В чем это выражалось?

 Воспитатель: Ребята в музее есть картина. Кто назовёт имя художника и название произведения? (В.Васнецов «Богатыри»).  Что можно сказать о картине? (стоят на страже Руси).   И ещё с жизнью можно познакомиться в живописи.

А вы знаете, что в древней Руси в палатах князя Владимира богатырей рассаживали за прямоугольным столом. Устраивали пиры и обсуждали проблемы государства. А вот в Англии богатырей называли – рыцари, и при правлении короля Артура они собирались за круглым столом и были равны между собой.

- Так выходит, вы знаете о богатырях всё?

- Тогда, предлагаю вам поиграть в игру.

«Вооружи богатыря»

Детям на выбор предлагается оружие разных воинов, инструменты, команда мальчиков вооружает богатырей (девочки оценивают их работу).

Воспитатель. Ребята, посмотрите на часы, нам пора перемещаться в следующую эпоху.

Включаем ноутбук – времени, становимся в круг и говорим волшебные слова:

                    «Кручу, верчу, в другое время попасть хочу».   

Воспитатель. А здесь нас встречают ГУСАРЫ. В этом   историческом музее нас ждёт настоящий экскурсовод, знаток гусарских дел (ребёнок), который расскажет нам о гусарах, а мы внимательно послушаем.

        Рассказ ребенка - экскурсовода:      

 ГУСАРЫ - род кавалерийских войск. Возникли в Венгрии при правлении короля Матвея Коврина в конце 15 века. Затем гусары распространились и в армиях других стран.

        Венгерское происхождение нашло отражение в форме, есть особенности венгерского национального костюма.

        Венгерка или доломан – куртка со шнурами.

        Ментик – короткая куртка, обшитая  мехом.

         Кивер или меховая шапка с султаном, а в ней был потайной карман.

         Чакчиры – рейтузы, расшитые шнуром.

         Кушак – пояс.

         Низкие сапоги со шпорами.

Вооружены были гусары саблей, карабином, пистолетом.

Задачами гусарской кавалерии была разведка, действие в тылу врага, если враг бежал, в дело вступали гусары – захватывали пленных, обозы, оружие.

Внимание вопрос: Могли ли гусары вести открытый бой? (ответы детей).

Воспитатель. Спасибо экскурсоводу.

В.Ребята, мы слышали несколько новых слов. Предлагаю вам запомнить слово «венгерка». Что же это такое - это куртка со шнурами. Разделитесь на пары и шёпотом на ушко скажите друг другу это слово. Запомните его.

Воспитатель. Наше время зовёт нас в другую эпоху.  Становитесь в круг, ребёнок с ноутбуком в середину.  Включай ноутбук времени, а мы скажем волшебные слова:

       «Кручу, верчу, в  другое время попасть хочу».

Воспитатель.   А в этой эпохе мы познакомимся со знаменитыми воинами, храбрецами и дуэлянтами, которые сокрушали врагов –    МУШКЕТЁРАМИ.

Нас встречает историк (имя) который, расскажет о мушкетёров.

      Ребёнок.

     Мушкетёрами их назвали так, потому что солдат был вооружён мушкетом. Были у них  шпаги, длинный кинжал - дага. Одеты были мушкетёры в короткий плащ – который назывался казакин. А цвет плаща, являлся знаком отличия каждой роты – (серая, синяя и красная).

        Широкополая шляпа со страусиным пером, которую мушкетёры снимали перед дамами, склонив голову.

       В эти времена были популярны дуэли. Что это такое? Это поединок на смертельном оружии с секундантами, которые следили за соблюдением правил.

       На дуэль вызывали за оскорбление чести.

Воспитатель. Спасибо историку.  

В этом историческом промежутке времени мы тоже услышали новые слова. Слово «дуэль», а это что значит? Разделитесь на пары и шёпотом на ушко скажите их друг другу это слово.

Воспитатель. Нам много известно о гусарах и мушкетёрах предлагаю поиграть в игру: «Одень гусара и мушкетёра». Мальчики оденут гусара, а девочки мушкетёра. (дети надевают элементы костюмов, демонстрируют их.)

Ребята посмотрите на часы, наше время истекло и нам пора возвращаться обратно. И сравнить воинов других веков с нашими  современными вооружёнными силами. 

Воспитатель. Мы с вами побывали в разных эпохах, узнали о них новое, а что мы знаем о нашей современной армии?

А вы знаете, что был такой на Руси император Петр 1. (Пётр Алексеевич Романов). Он  способствовал  развитию  армии и флота?    Сам Пётр  1 очень любил учить, и  открыл учебные заведения по военному делу в Москве и Санкт-Петербурге. Армия стала лучше вооружаться и за короткий период времени одерживала крупные победы. А ещё Пётр 1 ввел воинские звания, учредил ордена и медали.

Воспитатель. Предлагаю вам рассмотреть нашу панораму.

Ребята, в нашем современном мире, какие существуют рода войск?

Чем они отличаются друг от друга? (формой, занятием, вооружением, техникой)

- Точно! Значит, есть войска сухопутные, морские, воздушные.

- По какому признаку можно определить род войск? (знак отличия, по флагу)

Предлагаю вам игру  «Расставьте флаги в соответствии с родом войск»

Воспитатель. Предлагаю вам поиграть: Д/и «подберите слова», характеризующие воина?

Мы тоже постараемся воспитать в себе эти качества, особенно мальчики.

Воспитатель. Ребята, у нас есть  пейзажа, а хотите разместить солдатиков на нём?  И вспомнить в каких периодах мы были и с какими воинами познакомились.

ИГРА: «Размести воина в своём времени».

ПРАВИЛА: дети делятся на две команды: мальчики и девочки. Разместите солдата в свой период времени, работать быстро и тихо, чтобы команда соперников вас не подслушала. Выбирают один плакат с изображением окрестности и наклеивают солдатиков.

В процессе игры, закрепляем новые слова.

Друзья, имея такую сильную армию, мы сможем всегда жить в мире.

Но, какое бы ни было вооружение, хочется, что бы оно ни когда не разрушало города и не губило людей.

Послушайте стихотворение Н.Найдёнова

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат.

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубиться дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают не к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Воспитатель. У нас в группе тоже есть мальчики, будущие защитники Родины, и нам хотелось бы поздравить их с этим праздником.

Девочки подарите нашим мальчикам поздравительные открытки.

Воспитатель. Отряд! Стройся! Смирно! Под звуки марша, шагом марш!

Используемая литература

  • Г.Я. Затулина. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Москва пед. общество России 2007г. С. 90; 99; 101; 103; 104; 106; 107; 110; 111.
  • Н.В.Волчкова. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада»,Воронеж «Учитель» 2006г.  с. 112.
  • «Развитие речи и творчества дошкольников» Под ред. О.С.Ушаковай,Москва. Т.Ц.Сфера 2007г. с. 75
  • О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5 -7 лет»,Москва Т.Ц.Сфера 2007г.   с.  189.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 16468
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.