"Сквер сибирских кошек" НОД в подготовительной группе

  сб., 28.08.2021

Автор:

Казанцева Раиса Викторовна

воспитатель

МАДОУ детский сад № 160 города Тюмени

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию

в подготовительной группе «Сквер сибирских кошек»

Цель занятия: создать условия для оформления макета тюменского Сквера сибирских кошек из соленого теста

Методическое обоснование темы: 

Система патриотического воспитания никогда не теряла своей актуальности, потому что патриотическое становление личности – одна из основных задач дошкольного образования. А сейчас, в преддверии праздника Победы, она особенно актуальна и своевременна.

Патриотическое воспитание осуществляется разными средствами, в том числе и через знакомство с историей родного города, с его памятными местами и достопримечательностями. Научить детей любить свой  город, почувствовать себя достойным гражданином малой родины – это первый и очень важный этап воспитания маленького патриота.

 Именно этой цели посвящено занятие «Сквер сибирских кошек», основанное на региональном компоненте, рассказывающее о помощи тюменцев в спасении города Ленинграда и его музеев  после блокады.

Занятие имеет как патриотическую, так и художественно-эстетическую направленность. Оно предусматривает  продуктивную деятельность, в процессе которой дети овладевают навыками лепки из теста фигурок кошек, изображенных на памятниках сквера, и оформлению макета тюменского Сквера сибирских кошек. А также содержание занятия способствует пополнению знаний дошкольников о Тюмени в годы войны, воспитанию патриотических чувств растущего гражданина, привитию любви к малой родине, гордости за земляков, чувства сопричастности к истории родного города через художественно-эстетическое восприятие его достопримечательностей.

Данный конспект предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Его можно проводить с детьми старших и подготовительных групп, как в непосредственно образовательной деятельности, так и свободной.

Программное содержание:

Художественно-эстетическое развитие:

  - учить детей лепить фигуры кошек, передавать в лепке выразительность образа,  создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, объединять их в сюжет (коллективная композиция - сквер кошек);

- развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине,  характерные позы, движения; лепить мелкие детали, пользуясь стекой, обозначать глаза, шерсть животного, ушки;

- воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое

отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.

Познавательное развитие:

- пополнить знания детей по истории малой родины, рассказать о  Сквере сибирских кошек;

- развивать познавательно-исследовательский интерес, внимание, воображение, мышление, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения;

- воспитывать чувство патриотизма, интерес к изучению истории родного города.

Речевое развитие:

- учить говорить полными предложениями, развивать монологическую речь;

- развивать выразительность  и образность во время чтения стихотворений,

  обогащать активный словарь;

- воспитывать интерес к художественному слову.

Социально-коммуникативное развитие:

- продолжать обучение нормам и правилам общения во время совместной деятельности;

- развивать умение работать самостоятельно, в коллективе и в группах;

- воспитывать позитивное отношение к совместному виду творчества, взаимопомощь и выручку.

Предварительная работа с детьми:

 - Беседа о кошках, породах, их образе жизни, просмотр презентации  «Сквер сибирских кошек в Тюмени».

- Чтение художественной литературы: Н. Голь «Кошкин дом в Эрмитаже»,  Е. Чарушин «Кошка», С. Маршак  «Усатый — полосатый», Г. Остер  «Котенок по имени Гав», Л. Н. Толстой  «Котенок», Б. Житков «Беспризорная кошка».

- Подвижные и дидактические игры: «Кот и мыши», «Домашние животные», «Кошка и котята», «Мыши водят хоровод».

-Семейные экскурсии в Сквер сибирских кошек.

Оборудование и материалы:

-  раздаточный материал: цветное (золотистое) тесто, доски для лепки, стеки, баночки с водой, кисточки, салфетки;

- демонстрационный материал: образец кошки из теста, мягкая игрушка, презентация для занятия «Сквер сибирских кошек в Тюмени. Поэтапная лепка фигуры кошки», иллюстрации отдельных памятников кошкам из сквера;

- дополнительный материал: гуашь золотистого цвета, приготовленные на предыдущем занятии постаменты памятников.

Музыкальное сопровождение: М. Гоголева «Кот и мыши», Г. Вихарева «Музыкальный котик».

Словарная работа: питомцы, постамент, памятник, архитектор, дизайнер, скульптор

Ход занятия:

Сюрпризный момент

    После окончания игры в группу входит почтальон и приносит посылку (коробку с игрушечной кошкой).

Воспитатель: Ребята, рассаживайте на места. Сейчас мы посмотрим, что в этой посылке (открывает коробку, достает записку). Здесь какая-то записка для нас (читает). Да это загадка. Давайте отгадаем ее.

В коробочке-посылке

Лежит живой клубочек.

Не лает, не кусает.

Мяукает, играет.

Живет она лишь дома,

И все мы с ней знакомы.

Воспитатель: Правильно, это кошка. (Достает игрушку из коробки).Посмотрите, какая красивая, мягкая и пушистая. А это домашнее или дикое животное?

Дети: Домашнее.

Воспитатель: А чем они отличаются от диких?

Дети: Они живут дома, хозяева заботятся о них.

Воспитатель: У кого дома есть кошки? Как зовут вашего питомца? Знаете ли вы, какой породы ваша кошка? (рассказы детей о своих кошках)


Воспитатель:  Посмотрите на экран. Здесь фотографии кошек разных пород (включается слайд презентации, воспитатель знакомит детей с разными породами кошек). А в центре - фотография сибирской кошки.

     - Посмотрите, какая она по величине, какая у нее шерсть. Почему она такая пушистая и длинная?

Дети: Чтобы кошкам было тепло в морозы.

Воспитатель: Верно, у нас в Сибири суровый климат, поэтому у сибирских кошек теплая длинная шерсть. И сама кошка большая, сильная, она отличный охотник на грызунов, даже таких крупных, как крысы. В домах, где живут эти кошки, нет ни мышей, ни крыс. Вот за эти охотничьи качества и ценятся сибирские кошки. Они умеют героически сражаться со своими врагами, поэтому им иногда ставят памятники, как людям. Вы видели памятники кошкам?

Дети: Да. Мы ездили с родителями на экскурсию и видели в сквере памятники кошкам.

Воспитатель: Да, это единственный в мире сквер с памятниками кошкам. (показ слайда)

- А за что в честь их поставили памятники?

Дети: Они спасали музеи города Ленинграда от крыс.

Воспитатель: Верно. В голы войны в Ленинград был отправлен целый эшелон с сибирскими кошками. Всего было собрано пять тысяч котов и кошек, из Тюмени отправлено 238 кошек. Все они спасали картины знаменитого музея Эрмитажа, а также продукты питания на складах города.

И сегодня мы с вами  постараемся сделать макет этого сквера. А это значит, мы побудем в роли скульпторов. Кто такие скульпторы? (ответы детей)

Воспитатель: Это те, кто создают объемные произведения искусства из разных материалов. Мы будем лепить кошек из соленого теста.

    - Для работы нам нужно будет тесто золотистого цвета, стеки, доски для лепки, салфетки для вытирания рук, баночки с водой и кисточки.

Этапы лепки:

1.    Подготовительный  

Воспитатель: Давайте вспомним, с чего нужно начинать лепить.

Дети: Размять тесто и поделить его на части.

Воспитатель: Из каких частей состоит туловище кошки? (ответы детей)

- Какой формы туловище у котенка: голова, хвост, уши?

Дети: Туловище овальное, голова вытянутая, хвост длинный, ушки треугольные.
Воспитатель: Молодцы, можно приступать к работе.

Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику. (Звучит сопроводительная музыка Г. Вихаревой  «Музыкальный котик»)

«Цап – царапки»
Есть у нашей кошки лапки,
А на лапках – цап-царапки.
Цап-царапки, ноготки,
Очень острые они.
(Дети показывают лапки, пальцы сжаты в кулачки, обе руки выбрасывают вперед, пальцы разжимают (два раза на каждый такт).
Кошка целый день хлопочет,
Коготочки кошка точит.
Наточила, спать легла
И во сне произнесла: «Мяу!»
(Точат «когти» – проводят пальцами по столу, разжимая и сгибая их. Кладут руки под голову, поднимают голову и произносят «Мяу».)

Продуктивная деятельность

Воспитатель:  Ребята, прежде чем начать лепить кошек, нужно выбрать, в какой позе вы будете их создавать. Рассмотрите позы кошек на памятниках и определитесь, что вам больше нравится, что  вы сможете слепить.

(Дети рассматривают слайд презентации, фотографии памятников на столах)

 Воспитатель:  Выбрали? А теперь приступим к работе. Делаем вместе со мной.

-  Сначала раскатываем толстенькую колбаску из теста и разрезаем ее на три равные части.

-  Из одной части лепим туловище.

-  Вторую - делим на две неравные части.

-  Из большей лепим голову:  раскатываем шарик – вытягиваем мордочку.

- Из меньшей лепим ушки, глазки, усы. Прикрепляем их к голове. Места склеивания деталей  немного смачиваем водой при помощи кисточки.

- Другим концом кисточки делаем углубления в ушках.

- Крепим мордочку к туловищу и хорошо примазываем.  Не забываем чуть-чуть смазывать водой. Голову прикрепляем согласно выбранной позе кошки (прямо, повороты вправо, влево, вниз, вверх).

- Из третьего кусочка теста лепим колбаски - лапки и хвостик. Хвостик должен быть тонким и длинным. Лапки и хвост прикрепляем согласно позе.

Этапы лепки показываются на слайдах:

В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие скульпторы! Посмотрите, какие красивые и совсем разные получились у нас животные. Вам нравятся ваши кошки? Расскажите о них в стихах. (Дети читают наизусть стихи)

Я слепил себе кота –

Вот какая красота!

Золотистый вышел кот.

Как он песенки поет!

Вот слепила Мурку я,

Станем с кошкой мы друзья.

Буду я ее любить

И лелеять, и кормить.

Кот невиданной красы,

Носит Кузя мой усы

И поднятый во весь рост

Очень длинный пышный хвост.

 Воспитатель: Теперь можно приступать к сборке памятников и оформлению макета сквера.

   На этом этапе будем работать в группах и испытаем себя в роли дизайнеров. Каждый столик – отдельная группа дизайнеров, которая должна продумать архитектуру нашего сквера.

     У вас на столах заготовленные на предыдущем занятии постаменты для памятников. Возьмите их и примерьте, как вы расположите на них фигурки кошек. Для примера смотрите на фото памятника, которое лежит перед вами. Постарайтесь так же расположить кошек на постаменте.

(Дети сооружают памятники согласно фотографиям).

Воспитатель: Отлично! Памятники получились очень похожими на те, что стоят в сквере. Теперь осталось соорудить макет сквера. Вспомните, на какой улице расположен сквер сибирских кошек?

Дети: Сквер находится на улице Первомайской.

Воспитатель:   Верно. У нас на полочке заготовлен квартал этой улицы. Давайте расставим на нем памятники. (Дети под руководством воспитателя оформляют макет сквера).

Рефлексия

Воспитатель:  Красивый у нас получился сквер? Похож на тот, который мы видели в городе?

Дети: Очень красивый и похож на настоящий. И кошки, как живые.

Воспитатель:  Это наш подарок городу на День Победы, а также и детям нашего садика. Теперь они будут приходить к нам в группу, а мы будем рассказывать им об этом сквере и героических подвигах наших сибирских кошек. А вы будете юными экскурсоводами для своих сверстников. А еще -настоящими друзьями своих домашних питомцев.

Воспитатель:  А теперь посмотрите на смайлики, которые лежат перед вами. Выберите тот, который отражает ваше настроение после занятия.

(Перед детьми лежат мордочки кошек:  грустные и веселые. Дети  выбирают и показывают их воспитателю, отражая тем самым свое настроение).

Список используемой литературы:

1. Газета «Тюменские известия» от 20 сентября 2012г., статья  «Кошкам военного времени…»

2. Т.И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.

Интернет-ресурсы:

- https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-lepke-iz-solenogo-testa-figurka-kota-536465.html

- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-po-lepke-iz-solenogo-testa-koty.html

- https://yandex.ru/turbo/ribalych.ru/s/2014/03/31/skver-sibirskix-koshek/

- https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tyumen/parks/28129

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008539  скачать  >>>


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 80
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.