Окрашивание ткани природными красителями (овощами). НОД для детей старшего дошкольного возраста. |
ср., 31.08.2016 |
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Окрашивание ткани природными красителями (овощами)»
Автор:
Робертус Оксана Александровна,
воспитатель
МАДОУ детский сад № 162 города Тюмени
Цель: Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( цвете, материале, причинах и следствиях.).
Задачи:
социально-коммуникативное развитие |
познавательное развитие |
речевое развитие |
художественно-эстетическое развитие |
Физическое развитие |
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться со сверстниками.
|
Дать представление о свойствах ткани к окрашиванию при помощи природных красителей (овощи). Продолжаем формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
|
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
|
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), фотографии с достопримечательностями родного края. |
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. |
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
|
|
Совершенствовать диалогическую форму речи. |
Познакомить с понятиями «народного костюма». Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы при- водить его в порядок.
|
|
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). |
|
Закрепить в словаре детей слова: мастер и подмастерье, старинная, национальная одежда, народный костюм, окрашивание, оттенок. |
|
|
Демонстрационный материал: Морковь, свекла, терка, марля, две емкости для сока.
Раздаточный материал: Белые салфетки из хлопчатобумажной ткани, емкости с морковным и свекольным соком, влажные салфетки, перчатки, фартуки, тарелочки, всё по количеству детей и взрослых.
Предварительная работа: Просмотр презентации «Тюмень – ремесленная», открыток с памятниками деревянного зодчества, беседа «Откуда пришла одежда», рассматривание кукол в национальных костюмах.
Приветствие для детей и гостей
1.Вот настал новый день, я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. У вас хорошее настроение? У меня тоже хорошее настроение. Давайте поделимся хорошим настроением с гостями. Я думаю, и гости смогут поприветствовать вас.
Это что за чудеса
Раз рука и два рука
Вот ладошка левая
Вот ладошка правая
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны друзья!
Сильные руки не бросятся в драку
Добрые руки погладят собаку
Умные руки умеют лепить
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки тех, кто стоит с вами рядом, что вы чувствуете? Тепло? Поделитесь теплом с вашими друзьями, с нашими гостями и они будут вашими добрыми помощниками.
2. А сейчас я вас приглашаю в путешествие по волшебной дорожке, куда же она нас приведет?
Расстелить дорожку.
Дорожка привела нас к полочке, где стоят куклы.
Внимательно рассмотрим их.
Как называется одежда, в которую они одеты? Национальная.
Это современная одежда? Старинная.
Что еще можно сказать об этой одежде? Цветная, яркая, красочная.
Мне стало интересно, а как же получалась одежда такая яркая и красочная.
Чем окрашивали ткань, и нитки люди, когда не было специальных красок, которые продаются в магазине.
(Ответы детей).
Давайте обратимся за помощью к нашим гостям, ведь это необычные гости, а мастерицы, которые все умеют и многое знают?
У мастеров всегда были ученики – подмастерье. Берите за руки мастериц и пройдемте в нашу мастерскую.
Дети проходят вместе с гостями к столам.
Экспериментально - исследовательская деятельность
-Дети, перед тем как приступить к работе надевают фартуки и перчатки.
Воспитатель: «Что вы видите у меня на столе?»
( Ответы детей, овощи , свекла, морковь, терка).
-Вам приходилось пачкать одежду ягодами, свеклой или морковью?
Легко ли потом убрать эти пятна, я думаю, мамы делали вам замечания по поводу этих пятен?
-Если эти пятна так трудно убираются, может этими продуктами можно покрасить ткань и нитки?
-Но как это сделать? Ответы детей.
Подвести детей к тому, что первоначально нужно натереть овощи на терке, после отжать, чтобы получился сок.
Ягоды растолочь и тоже отжать сок.
Замачивая в соке ткань и нити их можно окрасить.
Воспитатель предлагает одному из мастеров продемонстрировать , как из овощей получить сок.
Готовый сок раздается детям на столы.
Дети погружают ткань или нитки в сок для окраски.
Воспитатель: «Но чтобы ткань окрасилась лучше нам нужно немного подождать.
Вытрите перчатки влажными салфетками.
Пока мы ждем, я предлагаю вам поиграть».
Физкультминутка.
Удивляемся природе
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой!
С корнем будем выдирать,
Да пониже приседать. (Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.)
Все полили мы из лейки.
И садимся на скамейки. (Приседают).
А теперь вернемся к нашей работе.
Дети достают образцы на разносы.
Обсуждение результатов эксперимента:
Воспитатель: «Внимательно рассмотрите свои образцы. Окрасилась ткань? У всех получился одинаковый цвет? Оттенок? Почему?»
Ответы детей.
Вывод:
Цвет зависит от того чем окрашивали, а оттенок от концентрации краски и длительности окраски.
Воспитатель: «Вот так при помощи природных красителей мастера окрашивали ткань и нитки.
Я предлагаю высушить наши образцы.
А в следующий раз мы проверим, легко ли отстирать ткань от сока овощей.
А сейчас давайте поблагодарим наших мастериц и скажем до свидания!»
Список использованной литературы:
Н.М. Метенева «День открытых дверей» Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. Ярославль 2011г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf