«История происхождения денег» Интегрированное занятие в подготовительной группе. |
чт., 03.03.2016 |
Авторы:
Воспитатель Ерофеева Марина Александровна
музыкальный руководитель Камышникова Ирина Геннадьевна
МАДОУ детский сад № 39 города Тюмени
Программное содержание:
Познавательное развитие:
ü Вызвать интерес к занятию путём создания игровой ситуации.
ü Закрепить знания детей о роли денег в жизни человека, умение пользоваться монетами достоинством 1 рубль считать до 10 и больше.
ü Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
ü Формировать у детей первоначальные измерительные умения, измерять длину предмета с помощью разных условных мерок.
ü Закреплять знания детей в умение ориентироваться впоследовательности дней недели.
ü Продолжать развивать умение решать логические задачи на слух.
ü Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении двух чисел, используя цифры и математические знаки "+"," -" и "=". А так же формировать умение решать простые решения с опорой на наглядность в пределах 10 при решении арифметической задачи пользоваться знаками действия "больше, " "меньше".
ü Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги и развивать логические качества и концентрацию внимания.
Социально - коммуникативное развитие:
ü Формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно. Проявлятьжелание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказывать правильный ответ.
Речевое развитие
ü Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
ü Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных факта и событиях.
Художественно – эстетическое развитие:
ü Поддерживать интерес к занятию путём музыкальных игр и соревновании, развивать у детей музыкальный вкус, любовь и интерес к музыке.
ü Побуждать исполнять детский фольклор, выразительно выполнять движения по тексту частушек. Чисто интонировать в пределах октавы.
ü Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, выполнять движения под музыку.
Методы и приёмы:
Сюрпризный момент: «появление денег в группе», «Скоморох встречает на ярмарке », «угощение в нутрии матрешки».
Словесный: беседа, доклад магистров математикис пояснением, вопросы, поощрение, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Игровой:игровые задания «Цифры заблудились», «Живая неделя», «Математические задачки-Отгадай-ка».Распевка «Здравствуйте», музыкальная игра «Все умеем мы считать», подвижная игра «Горшки», инсценировка купцов «У дядюшки Якова», исполнение «Частушечные бои».
Практический: составление примеровиз математических знаков и цифр на магнитном мольберте, измерениедлины предметов разной меркой, выполнение задания на планшетах «Найди брата близнеца», покупка товара на ярмарке.
Словарная работа:Побуждать интересоваться смыслом слова «Рубль, рубить, бумажная купюра, расписка».Активизация словаря: деньги, рубль, монета, купюра, чеканят, штампуют, металл.
Предварительная работа
Чтение сказки «Золотой ключик», рассматривание денежных купюр, поход в магазин игрушек, «создание мини музея, выставка разнообразных денег». Фото презентация на тему «История чеканки серебряных монет в г. Невьянске Свердловской области в Демидовском поместий в наклонной Невьянской башне.
Материал:
Головной убор для магистров, атрибуты для показа магистров по теме доклада; мешок с пшеном, топор, кувшин, овчинка, ракушки, монеты, бумажная расписка в шкатулке, бумажные купюрысоветских времён, электронные карточки. Презентация при рассказе математических магистров. Конверт с заданиями, 2 мольберта, конверты со знаками и цифрами. Мешочки, сшитые на каждого ребенка. Кожаный мешок для монет у Скомороха достоинством 1рубль в количестве 100 монет. Планшеты карандаши по количеству детей.
Ход образовательно - игровой деятельности.
(Дети входят в группу, а на полу разбросаны бумажные деньги.)
Воспитатель:Ой, а почему у нас здесь беспорядок, везде бумажки разбросаны? Возможно, этот мусор с улицы ветер принес к нам в группу. Что нам с ним делать? (ответы детей, начинают собирать) Ребята, на что похожи эти бумажные прямоугольники? (это деньги). А что такое деньги, и для чего они нужны, вы знаете? (с помощью денег можно приобрести необходимые товары и услуги). Как и где мы используем деньги в повседневной жизни?
А кто знает, как произошли деньги?А хотите об этом узнать?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Чтобы об этом узнать, мы сегодня пригласили в гости Тюменских «Магистров математики»,которые познакомят нас с происхождением денег.
(В роли магистров участвуют дети).
1 ребенок:Магистр математики 1-ой степени. В древности люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Гончары меняли горшки. Кузнецы – топоры. Земледельцы – зерно. Скотоводы – овец, шерсть, кожу.
Обмениваться разными вещами было не очень удобно, и люди стали думать, какой предмет можно использовать для обмена. Так как скот надо было кормить, продукты могли испортиться,и это было неудобно.
2 ребенок.2-ой магистр математики: Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или при переходе из рук в руки. В разные времена деньгами служили морские раковины, шкурки животных. Самыми удобными деньгами оказались металлические монеты. Их можно было чеканить, монеты любой стоимости: из меди дешевле, из серебра дороже, а из золота самые дорогие. Но у металлических денег тоже есть недостаток: они очень тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые ездили торговать в далекие страны, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: во время поездки на базар грабители сразу находили мешок с деньгами.
Пора немного отдохнуть.(Проводит ребенок)
Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
3 ребенок 3-ий магистр математики: И поэтому люди придумали хранить золото в банках, а вместо монет брали с собой в дорогу бумажные расписки. Позднее появились бумажные деньги, которыми оплачивают различные товары и услуги.
На бумажных купюрахс одной стороны денежного знака стоит цифра, определяющая стоимость этой купюры, а с другой стороны изображен герб нашей страны. Деньги бывают бумажными, и металлическими. (Рассматривание бумажной купюры.)
Физкультминутка.
В понедельник я стирал,
Пол во вторник подметал,
В среду я выпекал калач,
Весь четверг искал я мяч,
Чашки в пятницу помыл,
А в субботу торт купил.
Всех друзей я воскресенье
Пригласил на день рожденье.
4 ребенок 4-ый магистр математики:Историческое понятие «рубль» возникло в 13 веке в Новгороде. Слово "рубль" имеет очень древнюю историю. Это слово произошло от слова "рубить", так как монеты в то время не чеканили. Их попросту рубили, из длинного куска металла, на маленькие кусочки, которые имели разную величину и вес.Сейчас таких рублей нет, но есть другие круглые монеты, с таким же названием.Которые сейчас рубить не нужно, их чеканят на станках, на Московском и Питерском монетном дворе. Монеты отличаются одна от другой величиной и стоимостью и в настоящее время. (Показывает монеты).
Воспитатель: Рублем называют валюту, которая используется в России и некоторых других государствах.В наше время для удобства были придуманы электронные деньги. Для того чтобы мы могли пользовать электронными деньгами, были придуманы банковские карты на которых хранятся электронные деньги.И поэтому в место наличных денег, которые мы держим в руках, чаще используембанковские карточки. (Показ).
Их основное достоинство в том, что они занимают мало места в кошельке. И с их помощью можно рассчитываться в магазинах, в маршрутках, в аптеках и других учреждениях.
Воспитатель:Ну вот, теперь вы знаем всё о деньгах, как они возниклидавайте поблагодарим наших ученых. Ребята, а у Ирины Геннадьевны сегодня в музыкальном зале проходит ярмарка. Хотите пойти на нее? Берите скорее свои мешочки и отправляемся к ней в гости на ярмарку.
Спускаемся в музыкальный зал на ярмарку.
(Несколько мальчиков провожают гостей до музыкального зала, предлагают присесть на стульчики.)
(В зале детей встречает скоморох)
Скоморох: Проходи, честной народ! Ярмарка вас в гости ждет!
Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы!
Распевка «Здравствуйте»
Проводиться с ритмичными хлопками, скоморох показывает, а дети за ним повторяют.
(Скоморох приглашает детей купить товар).
Не стесняйтесь, подходите, да чего-нибудь купите!Полюбуйтесь на товары: здесь у нас есть самовары, крендельки да булочки, туески да дудочки, ложки золоченые, узоры крученые. Товару много, мне одному все не показать. Может кто-нибудь из вас мне поможет?
Дети: Да.
Скоморох: А вот и короба для вас стоят, разбирайте!(Несколько детей подходят к коробам, одевают их на себя и рассказываю о своем товаре)
"У дядюшки Якова"
Скоморох: Приходили гончары, продавали нам горшки! А как, сейчас расскажу. Вставайте в кружок, девочки шаг вперед, приседайте на корточки, вы - "горшки", а мальчики - продавцы. Я буду покупателем. (рассказывает как "покупать горшки" и правила игры)
Подвижная игра "Горшки"
Скоморох:У нас товару видимо - невидимо! Подходите, подходите! Все, что хочется, купите, если деньги у вас имеются? (Да, дети показывают деньги). Деньги-то у вас не настоящие, на них вы у меня ничего не сможете купить! (дети огорчаются) Не огорчайтесь. Вы можете заработать настоящие монеты, если выполнитемои задания. Согласны?
Дети: Согласны!
Скоморох:(Подает конверт с заданиями воспитателю)
Воспитатель: (Достает задания из конверта) Заданий много, поэтому предлагаю вам поделиться на две команды и по очереди их выполнять, чтобы было быстрее.
Скоморох: А за правильно выполненное задание каждому игроку в команде я буду давать один рубль! Можете начинать.
(Воспитатель зачитывает задания для каждой команды)
Выполнение математических задании.
№1«Определи длину».
Как узнать какая длинау каната, и каким способом можно измерить длину Жорика?(Змея из поролона.)
С помощью, какой мерки можно измерить длину? Варианты детей; с помощью линейки, ниточки, палочки, ленточки, шага, с помощью прыжка, гусиного шага (ладошка), шаг великана, шаг гномика, шаг пингвина (приставным шагом), шаг попугая(2 пальчика), прыжок лягушки, прыжок кенгуру (с мячом).
№2. задание «Цифры заблудились»
Постройте цифры по порядку от 1 до 10.
Команда детей держат в руках карточки с цифрами от 1-10 в разброс.
Вторая команда выстраивает игроков с цифрами в числовой ряд по порядку.
№3. задание для обеих команд «Живая неделя» -Музыкальная игра «Все умеем мы считать»2 раза.
Скоморох: А следующее задание для обеих команд. Выполнять его будете по очереди. Под музыку вы будете подскоками двигаться по кругу и напевать: все умеем мы считать, даже можем показать, прыгай, прыгай не зевай, себе цифру выбирай! С окончанием музыки берете любую цифру, а затем выстраивайтесь по порядку в соответствии с цифрой и днями недели.
Усложнение задания: показать дни недели со вторника и т.д.Скоморох предлагает детям построиться от «вторника» по порядку, называя дни недели: цифры 2 – я вторник и т.д.
№4. Логические задачки.
Отгадай-ка
- Ø - Какая птица вылупляется из яйца, а сама яиц не кладет? (петух).
- Ø Стала курица считать, маленьких цыплят. Желтых пять и черных пять… Сколько было поскорее сосчитай у курицы маленьких цыплят.
- Ø Мама купила четыре шара красного и голубого цвета. Сколько шаров каждого цвета купила мама?
- Ø Женя пойдет в театр через три дня. Сегодня воскресенье. В какой день недели состояться спектакль.
- Ø Внуку Шуре добрый дед дал вчера семь штук конфет. Съел одну конфету внук. Сколько же осталось штук?
- Ø Братьев этих ровно семь, вам известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний.
№5. Составь математическое решение с помощью цифр знаков «больше », «меньше», «ровно». (Задание на мольбертах).
1.Решение с помощью знаков.Подбери математический знак к количеству предметов, которые изображены на карточках.
2.Дети составляют математическую запись с помощью цифр и знаков.
№6. «Найди брата близнеца» работа с карточками на планшетах.
Для первой команды «Найди таково же Ёжика», а для второй команды «Найди таково же Мышонка».
Скоморох: Вы, ребята, молодцы, со всеми моими математическими заданиями справились и денег, наверное на покупки у вас хватит! Настроение у всех приподнятое, но прежде чем пойти покупать товар выполните мою последнюю просьбу, устройте для меня забаву - частушечные бои. У вас две команды, посмотрим чья команда задорнее и веселее споет!
«Частушечные бои»
Скоморох: Молодцы! Вот вам еще по монете. Деньги заработали,теперь и товар можно купить.Подходите выбирайте, что по нраву покупайте!
Воспитатель:Ребята посмотрите, какая красивая матрешка изготовленная мастерами. Давайте купим её в группу. (Воспитатель называет ценник, считает монеты вслух, а денег не хватает, расстраивается и обращается к детям). А монет - то не хватает, что же мне делать. А так хочется купить матрешку. Дети добавляют свои монеты. Воспитатель благодарит детей, обнимает всех. Подытоживает: общими усилиями у нас с вами получилось купить матрешку. Одному тяжело, а объединившись вместе, у нас получилось решить эту проблему.
Скоморох:Есть даже такая пословица, не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Воспитатель: Ребята, к нашей дружной группе эта пословица подходит?
Ой, а матрешка-то тяжелая, интересно, сколько внутри маленьких матрешек находиться. Открывает матрешку, а там сладкий сюрприз. Дети угощают гостей и себя.
Скоморох: До свидания! Деньги будут, еще приходите, да товар у меня купите!
Литература
- Н.Г. Зеленова «Мы живем в России» г. Москва 2015. г
- Новикова «Математика 6-7 лет».
- О.А. Соломенникова «Радость творчества» г. Москва 2008.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf